Антиквар Сакевич Игорь Валерьевич рассказывает, о музее Фаберже и его Шедеврах.

189 прочитали

О пасхальных яйцах Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.

Немец с французскими корнями Gustav Fabergé в 1842-м открыл в городе на Неве небольшую ювелирную фирму. Сын, родившийся в семье 30.05.1846, уже в юном возрасте путешествуя по странам Европы, постигал науки в Дрездене, азы ювелирного дела во Франкфурте, после чего вернулся в родные пенаты. В 1882 молодой и талантливый Peter Carl встал во главе семейного предприятия. В том же году на выставке в Москве изделия его заметил самодержец Всероссийский. А после получения заказа на 50 пасхальных яиц искусного мастера даже стали называть не иначе как «ювелиром Его императорского Величества». Августейшие родственники за границей, восточные владыки с европейскими монархами нередко потом получали в подарок изящные вещицы. Слава об умельце и его чудесных творениях быстро разошлась по континенту. А в 1900 в столице Франции вновь испеченного почетного легионера, награжденного орденом, парижские мастера из гильдии ювелиров признали равным. Незадолго до этого в 1899 по проекту К.Шмидта в центре Петербурга было построено главное здание Дома Фаберже, облицованное гранитом и с чертами готики. Внизу были мастерские и магазин, в остальных помещениях на верхних этажах проживали домочадцы основателя семейного дела.
Большевики все их фабрики и фирменные магазины после революции национализировали, прибрав к рукам почти все готовые изделия, а заодно запасы металлов и драгоценных камней, оставив бывших хозяев без всякой компенсации. Самые дорогие вещи были проданы за рубеж, что-то уничтожено. Благодаря Евгению, одому из сыновей Петера Карла Густавовича, мизерная часть оказалась в Финляндии незадолго до чистки властей, впоследствии распоряжавшихся имуществом и всем конфискатом по своему усмотрению.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-2

Сегодня ценнейшую коллекцию можно увидеть не абы где, а в бывшем дворце, возведенном для графа М.С. Воронцова, которым потом владел обер-егермейстер Д. Нарышкин, а с 1846 - графы Шуваловы. В одном из памятников архитектуры с 1920-х размещался Музей быта, потом Дом печати, а после Дома техники с 1960-х его залы занимал Дом мира и дружбы. В 2004 потомками М. Форбса были выставлены на аукцион изделия фирмы Фаберже. Миллиардер и коллекционер произведений искусства В.Ф. Вексельберг, спасая российское достояние от «рассыпания» по миру, приобрел одним лотом уникальнейшую коллекцию. Так вернувшиеся в родное Отечество реликвии и стали основой постоянной экспозиции музея. Созданный предпринимателем фонд «Связь времен», нацеленный на возвращение в Россию культурно-исторических ценностей, вывезенных в XX в. из страны, арендовал дворец на 50 лет. В 2006 в нем начались реставрационные работы, стоившие 1,2 млрд. рублей. Музей открылся уже 19.11.2013, но лишь с апреля следующего года великолепные роскошества на набережной Фонтанки, 21, стали доступны для аудитории.
В частном музее, который создали не только для сбора раритетов, экспонирования шедевров и популяризации искусства русских мастеров, но и для возвращения бесценных работ петербуржцам и гостям города, интересующимся творениями знаменитого семейства, вниманию посетителей представлено крупнейшее в мире собрание шедевров К.Фаберже, аналогов которому нет. В нем более 4000 экспонатов, среди которых инкрустированные пасхальные яйца, специально созданные с 1885 по 1916 для членов семьи Романовых, которые считают вершиной творчества ювелира-искусника. Имеются работы и других известных создателей прошлого. Ну где еще увидишь сразу столько красоты?

Все самое интересное находится в 11 залах 2-го этажа, куда посетители попадают, поднявшись по Парадной лестнице с изящными кованными перилами и декорированным лепниной куполом, над маршами появившимся в 1859. На галерее - императорские бюсты, привезенная из Рима Д.Л.Нарышкиным копия статуи Аполлона Бельведерского и скульптуры в нишах.
Начать осмотр лучше с Рыцарского зала, названного так из-за фриза, изображающего турнир средневековых рыцарей, барельефов на стенах, акварелей со сценами баталий 1812 г. и походов русской армии последующих лет. За стеклами - серебряные супницы терины.

Для воспитанников привиллегированного Пажеского корпуса их заказывала Екатерина Великая. А 12 именных чарок наподобие фуражных ведерок, сделанных на фабрике братьев Грачевых, принадлежали некогда лейб-гвардейцам Конного полка.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-5

Серебряный ковш в 10 кг, с орлом на завитке ручки, какие были на шлемах офицеров почётной охраны, кавалергардам в 1891 презентовал князь Оболенский, адъютант Александра III до коронации, а потом гофмаршал при Высочайшем дворе. Кроме кубка и рога для вина с конскими протомами, здесь же и предметы, связанные с флотом.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-6

Дальше - Красная гостиная с русским серебром. Ювелиру И.Сазикову,

трудившемуся на старейшем ювелирном предприятии и давшему процессу новое направление, в 1857 дозволено было даже придворным фабрикантом изделий из серебра именоваться.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-8

В витринах ларцы, шкатулки, чайные сервизы с рельефными узорами, презентационные ковши с эмалиевыми вставками и надписями на них (один из таких за развитие виноделия Николай II подарил в 1899 Л.С. Голицыну). Еще порткарандаш с фигуркой И.Калиты, прильнувшего к мешку с деньгами, в венце которого сверкают розовые сапфиры с изумрудами, и «Тройка» - пресс-папье на малахитовой плитке. К предметам со сценками из деревенской жизни относятся серебряные кувшины, кубки и молочники.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-9

Ценностью Синей гостиной являются 9 высокохудожественных сюрпризных яиц, оцениваемых коллекционерами всего мира очень высоко. Марии Федоровне в 1885 державный супруг подарил «Курочку» с золотым яичком, открывшую серию. К коронации последнего императора Николая II создали «Коронационное» яйцо с каретой внутри. Для Александры Федоровны в 1895 он заказал «Бутон розы» из красной эмали с бриллиантами, а прелестные «Ландыши» с переливчатыми капельками росы на листьях из зеленой эмали, с миниатюрами своей и старших дочерей он преподнес ей на Пасху в 1898.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-10

Последним подарком матери стал «Орден Св.Георгия», который та увезла с собой, покидая новую Россию. Из 7 изделий, заказанных В.П.Базановой-Кельх, наследницей сибирских промышленников, сохранилось 2. Из них «Шантеклер» с часовым механизмом и золотым петушком, созданный наподобие императорского, выпущенного в 1900-м подарка, и стал для её семьи последним шедевром фирмы Фаберже.

Презенты, которыми ведал Кабинет Его Величества представлены в Золотой гостиной. В их числе портсигары, табакерки, нефритовое блюдо с золотом и монаршими вензелями — свадебный подарок Вильгельму, кронпринцу Прусскому, и Цецилии, принцессе Мекленбург-Шверинской. Ими жаловали по самым разным поводам и случаям. Здесь же камнерезные фигурки и фантазийные миниатюрные предметы быта и мебели. Одним из направлений деятельности Фаберже были objets d’art. К этим изделиям, красивым, но бесполезным в быту, относились птицы, животные, цветы и прочие сувениры, подходящие в качестве ценных подарков людям, привыкшим к роскоши и драгоценностям.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-12

В Аванзале - дорогостоящая галантерея, предметы, созданные в единственном экземпляре, а также изделия с варьирующимися ценниками, массово выпускаемые в Санкт-Петербурге, в московских, одесских и киевских филиалах фирмы. При этом качество материалов, оригинальный стиль и высочайший класс исполнения оставались неизменными. Вместе с ювелирными украшениями здесь выставлены и аксессуары, фоторамки с портретными миниатюрами членов монаршей семьи, дамские пряжки разных фасонов и форм. Умение русских эмальеров признавали даже французские мастера, где и была изобретена техника «guilloche».

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-13

Среди личных подарков для родственников были и те, что полагались важным персонам по протоколу. В 1908, например, роскошный письменный прибор в комплекте с коробкой для сигар был подарен крупному банкиру, барону фон Ротшильду.

Произведения московских артелей и мастеров фирмы П.Овчинникова, глава которой был удостоин чести именоваться королевским поставщиком Виктора Эммануила II, вместе с собранием фарфора и декоративных тарелок, изготовленных для князя Н.Юсупова в 1820-м, наполнили экспозицию Белой гостиной.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-14

А в Голубой выставлены изделия с эмалью И.Хлебникова (поставщика Высочайшего Двора, а заодно двора князя Черногории и королей Нидерландов, Дании и Сербии), А.Кузмичева и Ф.Рюкерта с миниатюрами картин К.Маковского и В.Васнецова, ларчики фантазийных форм, парные шкатулки в форме корон, набор посуды для крюшона с оригинальными бокалами для шампанского.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-15


в Выставочном зале, который находится на месте парадной столовой, переделанной при Шуваловых в Большой кабинет, кроме жанровых полотен (И.Айвазовского, В.Поленова и др.) и этюдов с пленэров, увидеть можно уникальные изделия, вырезанные из поделочных камней и минералов. Среди них звонки, настольные часы, подставка для ручек и напоминающий голову китайца парфюмерный флакон. От времен прошлого здесь остались камин с барельефом и фламандский триптих в стене.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-16

Кабинет графа Шувалова стал теперь Готическим залом, где, кроме русских икон, экспонируются складни, образки и другие культовые предметы. Особенно ценны старообрядческие (XVI-XVII) и иконы мастеров Палеха и Мстёры. С использованием эмали в разных техниках (гравировки, чеканки, скани, зерни и чернения) выполнены драгоценные оклады. К тому же иконы, как святыни и хранители памяти о своих владельцах, чьи имена часто совпадали с небесными покровителями, в отличии от картин стали свидетелями истории и произведениями искусства.

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-17

Для хранения керамики Шуваловых приспособили Верхнюю буфетную. В экспозиции — работы Ренуара, Мартена, Коровина и других известных живописцев. Здесь много портретов, пейзажей, жанровых сценок и натюрмортов в манере импрессионизма, поражающих яркостью красок и переливчатостью, свойственной драгоценным камням. Про фарфор, расписанный Красовским, даже говорили, что с большим совершенством «живых цветов не изображал никто и никогда».

О пасхальных яйцах  Фаберже, наверное, слышали даже те, кто ничего не знает ни о самой  династии, ни о шедеврах, созданных прославленными ювелирами.-18

Завершает экспозицию Бежевый зал, где работы с эмалью представлены всеми техниками и художественными возможностями. Источником вдохновения для виртуозных творений в широкой палитре цветов с полутонами стала русская старина. И прежде чаши, кубки, ковши, «кружевные» солонки, золотые и серебряные пудреницы пользовались большой популярностью.

В заключении остается сказать, что каждое из произведений Музея Фаберже по сей день восхищает ценителей красоты и может считаться настоящим сокровищем. А значимую роль в сотворении былого роскошества суждено было сыграть великому кудеснику, делом рук на века прославившему свое имя.