Найти тему
Невыдуманные истории

Русское движение в СССР

К середине 60 – х годов в Советском Союзе оформилось диссидентское движение, которое поначалу было единым, но позже раскололось на два лагеря – либеральное и почвенническое, националистическое.

Представителями прозападнического, либерального направления были поэтесса Н. Горбаневская, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Московской рыбоводно – мелиоративной станции С. А. Ковалев, известный ученый – ядерщик Андрей Сахаров и его супруга Елена Боннэр. Главной своей задачей они считали защиту прав человека в Советском Союзе и имели огромную поддержку за рубежом.

В ноябре 1970 года в Комитет защиты прав человека вместе с академиком Сахаровым вошел академик Игорь Ростиславович Шафаревич, но затем их пути разошлись - Шафаревич перешел на национальные позиции. К этому же направлению диссидентства, защищавшему интересы русского народа, относился писатель Александр Исаевич Солженицын. Огромное значение для развития национального направления в диссидентском движении имела его «Нобелевская лекция». Определяя свою идеологию как «национальный патриотизм», он писал впоследствии:

Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: «Нации – это богатство человечества»…- это было воспринято всеобщеодобрительно…Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, - это было с яростью объявлено великодержавным национализмом…За русскими не предполагается возможность любить свой народ, не ненавидя других.

28 июля 1965 года Советом министров РСФСР было принято решение о создании «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Инициаторами его создания были ученые, писатели и художники: архитектор П. Барановский, Б. Рыбаков, И. Петрянов – Соколов, П. Корин, И. Глазунов, Л. Леонов В. Иванов, В. Солоухин.

В оргкомитет общества вошли П. Барановский, И. Глазунов, Л. Леонов, заместитель председателя Совета министров РСФСР В. Кочемасов, первый председатель правления клуба «Родина» В. Ириков и действующий председатель «Родины» А. Садов.

Члены Общества не только читали лекции по русской культуре и искусству, но и принимали реальное участие в спасении памятников – отправляясь в выходные дни участвовать в реставрации памятников архитектуры.

При ВООПИиКе образовалась секция по комплексному изучению русской культуры, получившая негласное название «Русский клуб». Впервые за многие годы советские люди - члены клуба - начинают обсуждать идеи Данилевского, Каткова, Розанова, Леонтьева, Победоносцева, Иоанна Кронштадтского. Организацию возглавили писатель Д. Жуков, историки С. Семанов и П. Палиевский.

Заседания клуба проводились в Москве, в Высокопетровском монастыре. Воспоминания одного из членов клуба – прозаика А. Байгушева - передают характерную атмосферу, царившую в организации патриотов:

  • Здесь был как бы открытый храм, и сюда свободно, в любой день, в любой час, могли зайти…на любое мероприятие, любой творческий вечер, русские миряне. Здесь мы приглядывались к новым лицам, отбирали, кого какими интересами привлечь…Здесь поочередно каждым из наиболее активных членов «Русского клуба» делался доклад на предложенную им самим русскую тему….

Хотя власти и следили за деятельностью клуба, но смотрели на нее сквозь пальцы, вплоть до окончания его деятельности в 1970 году. Но роль «Русского клуба» в развитии движения русских националистов переоценить трудно – именно из него родилось то, что потом назовут «Русской партией».

Важным событием в русском патриотическом движении был выпуск журнала «Вече», который так же явился ответом на либерально – демократические издания. Издавал его бывший политзаключенный В.Н. Осипов, за плечами которого был 7 – летний срок пребывания в лагерях. Примечательно то, что журнал задумывался как вполне лояльный по отношению к власти – на обложке печаталась фамилия автора и его адрес. Журнал имел православно – христианскую позицию, что впоследствии было вменено в вину В. Осипову как преступление.

В журнале печатались: писатель Л. Бородин, отсидевший по делу ВСХСОН; многолетний узник ГУЛАГа Олег Волков; архитектор – реставратор В. Виноградов; священник о. Дмитрий Дудко, публицист А. Иванов – Скуратов, искусствовед М. Кудрявцев, православный публицист Г. Шиманов.

По словам В. Осипова

  • Журнал рассылался русским патриотам, желательно православным, желательно монархистам, но это уже желательно, в основном просто русским патриотам.

Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200 – 300 человек. Журнал рассылался в 14 городов России, а так же на Украину – в Киев и Николаев. Некоторые патриоты оказывали журналу только финансовую поддержку, как, например, главный редактор журнала «Человек и закон» Сергей Николаевич Семанов, за что был вскоре снят с этой должности.

Хотя журнал «Вече» просуществовал недолго – 9 июля 1974 года был выпущен последний 10 – й номер, по личному указанию председателя КГБ Андропова против Осипова было возбуждено уголовное дело. Незадолго до этого Осипов учредил новый журнал – «Земля», но его это не уберегло - он был арестован и осужден за издание журнала на 8 лет строгого режима. Всего В. Н. Осипов провел в лагерях за 1961 – 1983 годы в заключении и ссылке целых 15 лет!

В 1974 году бывший член ВСХСОНа писатель Лев Иванович Бородин начал издавать журнал «Московский сборник», в котором рассматривались проблемы нации и религии. Тираж составил 20 – 25 экземпляров. Макет третьего номера журнала был арестован на квартире Бородина в апреле 1975 года, а сам Бородин был доставлен в прокуратуру, где получил «Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 года». Бородин передал издание журнала в руки помощников, а сам вернулся в Сибирь, где работал лесником и занимался литературной деятельностью.

Вскоре Лев Бородин проявил себя как талантливый писатель: в 1978 году в издательстве «Посев» вышла его первая книга «Повесть странного времени», потом вышли «Год чуда и печали», «Третья правда», «Расставание». За издание своих произведений на Западе Лев Бородин был опять арестован в 1982 году, осужден и отбывал наказание до июня 1987 года.

С середины 70 – х годов выходит ряд работ ученого – математика Игоря Ростиславовича Шафаревича, порвавшего с диссидентством западного направления и вставшего на позиции национального патриотизма. Особенным успехом у патриотов пользовалась его «Русофобия», распространявшаяся в самиздате с 1980 года. В этой книге Игорь Ростиславович развил теорию «малого народа» вслед за французским историком О. Кошеном. В соответствии с этой теорией, в некоторых странах существовал слой людей, враждебных коренному народу, который с презрением относится к его традициям. Игорь Ростиславович проявил немалое гражданское мужество, открыто заявив, что ядром «малого народа» в России является еврейство. Понятно, что он сразу же «заработал» себе репутацию законченного антисемита.

Николай Митрохин утверждает, что апологеты русского национализма находились даже на самых верхних эшелонах власти. По его мнению, активную помощь русским националистам оказывал высокопоставленный партийный функционер, член Политбюро Д. С. Полянский, который занимал в разное время должности первого заместителя Председателя Совета министров СССР и министра сельского хозяйства СССР.

Контакты Д. Полянского с русскими националистами не остались незамеченными – он подвергся критике на заседании Политбюро в марте 1972 года, а в феврале следующего года был освобожден от должности первого заместителя Председателя Совета министров СССР.

Активную помощь писателям – националистам оказывал первый секретарь ЦК компартии Белоруссии П. Машеров. Он активно способствовал публикации книг «антисиониста» В. Бегуна и даже выделил ему квартиру в Минске.

Николай Митрохин считает приверженцем идей русского национализма начальника Гостелерадио С. Лапина, про которого старейший сотрудник российского ТВ сказал, что тот был «зоологическим антисемитом». В доказательство «антисемитства» С. Лапина Митрохин приводит его поздравление коллектива с новым 1971 годом, в котором тот сказал: «Обойдемся в следующем 1971 году без Мулерманов и Модрусов».

Оформленной группой поддержки русских националистов, по мнению Митрохина, была группа во главе с Шелепиным, который имел прозвище «железный Шурик». Он занимал в 1958 – 1961 годах пост председателя КГБ, с 1961 года по 1967 – й был секретарем ЦК КПСС, с 1964 по 1975 – членом Политбюро. Именно Шелепин сыграл одну из главных ролей при отстранении Н. Хрущева от власти в октябре 1964 года.

К русскому национальному движению Митрохин относит так называемую «группу Павлова», сложившуюся в аппарате ЦК ВЛКСМ в 1962 – 1964 годах. Кроме самого В. Павлова, бывшего тогда первым секретарем ЦК ВЛКСМ, в нее входили другие секретари ЦК ВЛКСМ, а так же начальники отделов. Главным идеологом группировки Митрохин считает главного редактора журнала «Молодая гвардия» С. Никонова.

Бывший военный летчик, он, по словам Н. Митрохина, «превратил журнал «Молодая гвардия» в центральный орган антизападнических сил». Влияние С. Никонова как русского патриота – националиста чувствовалось даже в аппарате ЦК ВЛКСМ. Так, сотрудник ЦК Г. Гусев вспоминал, что изменил свое мировоззрение благодаря беседам с С. Никоновым.

Для решения своих проблем «павловцы» привлекали известных людей того времени – космонавта Ю. Гагарина, писателя М. Шолохова, композитора А. Пахмутову, художника И. Глазунова. Юрий Гагарин совершил в 1965 году на пленуме ЦК ВЛКСМ немыслимое – предложил восстановить храм Христа Спасителя! Для этого нужно было обладать невероятным гражданским мужеством.

Художник Илья Глазунов был еще одним идеологом «группы Павлова» - в его салоне антикоммунистические, монархические и религиозные взгляды передавались гостям. Несмотря на это, ему удавалось поддерживать хорошие отношения с комсомольскими функционерами П. Решетовым и Ю. Торсуевым. По мнению Н. Митрохина, покровителем И. Глазунова был главный редактор журнала «Техника – молодежи» В. Захарченко. Хорошие отношение отношения Илья Глазунов поддерживал со старым политиком, членом еще царских дум монархистом В. Шульгиным. Постоянно проживая во Владимире, В. Шульгин иногда приезжал в Москву и всегда останавливался у И. Глазунова. Художник даже позволил себе присутствовать с женой на похоронах В. Шульгина.

Благожелательно относились к художнику и сам Павлов и С. Никонов. Н. Митрохин уверяет, что отношения И. Глазунова с комсомольскими «вождями» были настолько хорошими, что ему выделялись квартиры из фондов ЦК ВЛКСМ.

Но у «павловцев» были и противники - первый секретарь московского горкома ВЛКСМ Б. Пастухов (1962 – 1964гг.) и главный редактор «Комсомольской правды» Б. Панкин.

К «национальной» деятельности «павловцев» Митрохин относит то, что ее участники, занимая высокие посты в коммунистической молодежной организации, пытались противостоять вестернизации молодежи, бороться с «западным влиянием» и свою деятельность они вели по нескольким направлениям.

Во – первых, они стремились поддерживать русских писателей и поэтов: М. Шолохова, Л. Леонова, М. Алексеева, Л. Соболева, Я. Смелякова. Во – вторых, проводились масштабные пропагандистские кампании. Так, например, для преодоления разрыва между поколением фронтовиков и молодежью ими была придумана военно – спортивная игра «Зарница».

Как считает Н. Митрохин, «группа Павлова» за годы своего существования претерпела существенную эволюцию: начав с «красного» патриотизма», отрицая «буржуазную» культуру, она закончила пропагандой русофильства конца XIX века и воспеванием русской деревни. Пик активности группы Павлова пришелся на 1964 – 1967 годы, когда она находилась под покровительством члена Политбюро А. Шелепина, одного из участников свержения Хрущева. Через год после разгрома «шелепинцев» был отправлен в отставку и Павлов. Сменивший его на посту первого секретаря ЦК ВЛКСМ Е. Тяжельников в целом тоже имел патриотические взгляды, но самостоятельность его была гораздо меньшей.

Митрохин отмечает, что в 70 – 80 е годы в высших эшелонах власти формировалась двойная мораль. С одной стороны, высшие руководители посещали партсобрания, платили членские взносы, читали газету «Правда», выступали с пропагандистскими речами.

С другой – имели свои собственные взгляды на вопросы политики и культуры, в частности, рассказывали друг другу антисемитские анекдоты. Митрохин уверен, что центральный партаппарат, вместо следования интернациональным принципам, на деле снисходительно относился к движению русских националистов, а десятки высокопоставленных руководителей КПСС, якобы принимали в нем активное участие.

К этому времени уже стало ясно, что цель, которую ставила себе национально настроенная часть «русской партии» из числа комсомольских и партийных аппаратчиков – противодействие западному влиянию на молодежь – провалилась. Опросы показывали, что комсомольцы в массовом порядке слушают «Голос Америки», им импонирует свобода слова и мнений в капиталистических странах. Опрос молодежи в 1967 году показал, что «молодые уже ни во что не ставили ВЛКСМ».

С начала 70 – х годов русское национальное движение получило название «русской партии», которая, по мнению Митрохина, сформировалась из остатков «группы Павлова», «русской» фракции Союза писателей, членов ВООПИиК и даже из аппаратчиков ЦК КПСС.

А вот с середины 70 – х годов и до середины 80 – х, по мнению Митрохина, покровителей русских националистов в высших эшелонах власти почти не было. Исключения составили В. Воротников (член Политбюро в 1983 – 1980 годах) и М. Зимянин (секретарь ЦК КПСС в 1976 – 1987 годах), которые прониклись национальными идеями после знакомства с творчеством писателей – деревенщиков.

Кроме руководителей высшего звена, помощь русским националистам оказывали руководители среднего уровня, в том числе работники аппарата ЦК. Таковыми, на взгляд Митрохина, были: заведующий отделом науки и учебных заведений ЦК С. Трапезников, помощник Л. И. Брежнева В. Голиков, помощник М. А. Суслова В. Воронцов, помощник министра культуры СССР П. Демичева Г. Стрельников.

Но никаких конкретных фактов, подтверждающих участие аппаратчиков в национальном движении, Митрохин не приводит, кроме случаев, когда известный художник И. Глазунов при угрозе обыска прятал самиздатовские и другие запрещенные материалы на квартире у Г. Стрельникова.

С начала 70 – х годов в советском общественно – политическом процессе сложился некоторый плюрализм. У сталинистов были свои журналы – «Октябрь» и «Огонек», у либералов – «Новый мир», у почвенников – «Молодая гвардия» и «Наш современник».

Журнал «Наш современник» во главе с С. Викуловым стал центральным органом национального движения. Под контролем русских националистов находились газеты «Советская Россия», «Литературная Россия», журналы «Москва», «Север» и «Волга».

Писатели старшего поколения («деревенщики»), в основном фронтовики, группировались около главного редактора журнала «Москва» М. Алексеева. Бывшие фронтовики регулярно встречались – раз в месяц – в гостинице «Украина», как они говорили - «всем колхозом». Они стали печататься именно в «Москве» и «Нашем современнике». Благодаря этому «Наш современник» увеличил тираж со 100 000 экземпляров в 1971 году до 332 000 в 1982 – м. Тираж «Москвы» увеличился с 240 000 экземпляров в 1971 году до 500 000 в 1982 году.

Провинциальными журналами русских националистов были журнал «Север», издававшийся в Петрозаводске и «Волга» - в Саратове. Главный редактор «Севера», убежденный русский националист Д. Гусаров печатал в журнале произведения патриотов Д. Балашова и В. Бондаренко. Именно в «Севере» раскрылся талант известного писателя – патриота В. Белова. Саратовский журнал «Волга» под руководством Н. Шундика и ростовский журнал «Дон» так же находились под влиянием «русской партии».

Власти, до поры терпевшие такое разнообразие и, опасаясь его радикализации, приняли меры. Удар был нанесен, как говорил В. Кожинов (правда, по другому поводу), «в оба конца» - и по либералам и по патриотам. В феврале 1970 года на заседании секретариата Союза писателей была подвергнута резкой критике редакция либерального журнала «Новый мир». Поводом стала публикация за рубежом поэмы А. Твардовского «По праву памяти». Твардовский был вынужден покинуть пост главного редактора журнала.

В ноябре того же года на заседании секретариата ЦК партии был снят с должности редактор «Молодой гвардии», бывший летчик – истребитель А. В. Никонов, с 1963 года превративший журнал из пропагандистско – комсомольского издания в очаг нарождающегося русского национального движения. Со страниц «Молодой гвардии» к русской молодежи обращались писатель Л. Леонов, художник П. Корин, скульптор С. Коненков, призывая беречь святыни русского народа, любить свою землю.

Бесстрашно «Молодая гвардия» заговорила о трагической судьбе русской культуры, и прежде всего Православной Церкви. Авторы журнала исповедовали взгляды русских сподвижников Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, предпочитая их революционным демократам типа Чернышевского.

Главным оппонентом «Молодой гвардии» выступал журнал «Новый мир». Один из членов редколлегии «Нового мира» - А. Дементьев источал прямо звериную злобу к патриотам, к «добрым храмам», «пустынножителям и патриархам». Вместо этого Дементьев предлагал бодро сосредоточиться на строительстве коммунистического общества.

На антирусский выпад Дементьева ответили писатели – патриоты, среди которых были М. Алексеев, С. Викулов, П. Проскурин, В. Чивилихин, С. Смирнов. В открытом письме они раскрыли фальшивость и лживость позиции А. Дементьева, и, по сути дела, предсказали его изменническую роль в будущем – в годы перестройки.

В 1979 году началось давление на издательство «Современник», который ориентировался на издание книг русских писателей. Чашу терпения властей переполнило издание романа И. Шевцова «Набат», в котором был остро поставлен еврейский вопрос, подвергнуты критике сионизм и его покровители в ЦК КПСС. В романе фигурировал высокопоставленный работник Мирон Андреевич Серов, в котором легко угадывалась фигура главного партийного идеолога М. А. Суслова. Главный редактор издательства В. Сорокин был снят с работы, против него была развязана кампания клеветы.

В 1980 году наказанию подвергся один из политических лидеров «русской партии», главный редактор «Комсомольской правды» (1978 - 1980гг.), а затем «Роман – газеты» Валерий Ганичев. Его авторитет у единомышленников был настолько высок, что на их встречах звучали тосты за него, как будущего генсека. Н. Митрохин предполагает, что это послужило основанием для снятия его в декабре 1980 года с должности главного редактора «Комсомольской правды».

В ноябре 1971 года на заседании секретариата Союза писателей РСФСР подверглась резкой критике редакция журнала «Октябрь», в котором так же печатались романы И. М. Шевцова. В резолюции отмечалось, что в редакции журнала «неблагополучное положение», что препятствует «созданию нормальной атмосферы в литературных кругах». Главный редактор журнала В. А. Кочетов был снят с должности, вместо него был назначен А.А. Ананьев, который вернул журнал к относительно либеральной линии.

Но остановить процесс «русификации» не удалось. Продолжали публиковать свои книги Владимир Солоухин, Валентин Распутин, Михаил Алексеев, Василий Белов, Борис Можаев, Дмитрий Балашов, Владимир Чивилихин, Валентин Пикуль.

На патриотическое движение началось организованное наступление властей, и сигнал к ней дал будущий «прораб перестройки» агент влияния США А. Н. Яковлев, занимавший тогда пост зам. зав. отдела пропаганды ЦК КПСС. В 1972 году он опубликовал на страницах «Литературной газеты» статью «Против антиисторизма», в которой выдвигал против русских патриотов грозные политические обвинения. Впрочем, они были так топорно построены, что даже Л. Брежнев, познакомившись со статьей, раздраженно бросил: «Этот говнюк хочет поссорить нас с интеллигенцией». В результате Яковлев был отправлен послом в Канаду. Впоследствии - в годы перестройки - он сыграл явно изменническую, русофобскую роль.

В марте 1978 года на имя Брежнева писателем М. Шолоховым было направлено письмо о положении русской культуры. В письме отмечалось, что враги социализма пытаются опорочить русский народ, показать его духовно немощным, неспособным к творчеству. Великий русский писатель предлагал принять ряд мер по защите русской национальной культуры, раскрытию ее роли в создании и развитию русского государства. В частности, Шолохов предлагал создать музей русского быта. Для рассмотрения всего круга вопросов русской культуры писатель предлагал создать авторитетную комиссию из видных деятелей культуры, писателей, художников.

Ничего из того, что предлагал Шолохов, выполнено не было. Наоборот, власти уверили писателя, что проблем, поднятых в его письме, не существует.

В марте 1981 года Андропов направил в Политбюро свою печально известную записку, в которой отмечалось существование среди интеллигенции движения «русистов». Идеология русизма, по его мнению, представлялась «демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятников старины, за спасение русской нации». Глава КГБ доносил, что под лозунгами защиты русских национальных традиций русисты «по существу, занимаются активной антисоветской деятельностью». Главную опасность для существующего строя шеф КГБ видел именно в русских патриотах, что выразилось в его известном высказывании: «Главная забота для нас – русский национализм; диссиденты потом – мы их возьмем за одну ночь».

Уже в апреле 1981 года с поста гл. редактора журнала «Человек и закон» был снят русский историк (в то время председатель «Русского клуба») Сергей Семанов. В августе того же был арестован публицист А. Иванов, автор статей, в которых раскрывалась преступная сущность большевистского руководства.

В конце 1981 года власти разгромили редакцию журнала «Наш современник», уволив двух замов гл. редактора, в том числе и выдающегося русского публициста Ю. Селезнева, вскоре скончавшегося.

Настоящей сенсацией была публикация в журнале «Волга» в октябре 1982 года статьи молодого участника национального движения, московского критика Лобанова. В статье впервые в СССР осмысливались масштабы трагедии раскрестьянивания, геноцида русского крестьянства. Публикация была осуждена специальным постановлением Секретариата ЦК КПСС. Главный редактор журнала «Волга» Н. Палькин был в январе 1983 года снят с должности и журнал вскоре скатился на третьеразрядные позиции.

В начале 1980 – х годов власти начали наступление на ВООПИиК. Были резко ограничены материальные основы общества – в декабре 1981 года общество было вынуждено отказаться от взносов коллективных членов. В 1983 году были ликвидированы производственные мощности общества. В 1984 году ВООПИиК был лишен права вести самостоятельную работу по пропаганде знаний, которая была передана обществу «Знание».

В 1982 году образовалось общество «Память». Свое название организация получила по одноименной книге В.А. Чивилихина. Общество выросло из общества книголюбов Министерства авиационной промышленности и объединения «Витязи», созданного в 1979 году для празднования 600 – летия Куликовской битвы.

Поначалу общество занималось устройством проведения памятных вечеров и походов историческим местам. Так, обществом был проведены торжественный вечер, посвященный 600 – летию Куликовской битвы 16 апреля 1980 г), 170 – летию Бородинской битвы (17 июня 1982 г). До конца 1984 года организацию возглавляли Г. И. Фрыгин (сотрудник Министерства авиационной промышленности) и Э. Н. Дьяконов (руководитель Московского городского общества ВООПИиК).

До октября 1985 года председателем общества была Е. С. Бехтерева.

Общество не только проводило памятные вечера. Его участники организовывали реставрационные субботники, встречи с писателями и художниками, проводили акции в защиту Байкала, выступали против проекта поворота сибирских рек.

С 1985 года общество возглавил фотограф Д.Д. Васильев. С этого времени деятельность общества стала носить более радикальный характер, а название общества превратилось в настоящее пугало для демократов, а потом и вообще исчезло с политической сцены.