В последние годы все популярнее на туристических маршрутах становятся так называемые ретро поезда. На сегодняшний день я сама успела проехать в двух – Карельском и Уральском экспрессах, об этом напишу отдельные статьи.
Сегодня мне бы хотелось поделиться местом, которое находится прямо в Москве, недалеко от станции МЦД «Красный балтиец» и станции метро «Сокол».
Речь пойдет о станции «Подмосковная», которая после открытия в 2015 году, стала одним из лучших музеев Москвы и вполне может конкурировать с ведущими техническими музеями России.
Фото в статье автора - Ольги Брезгиной.
Станция «Подмосковная» - это часть Музея железнодорожного транспорта Московской железной дороги. Поэтому если вы уже были на площадках музея близ Павелецкого вокзала и на Рижском вокзале, то этот музей дополнит картину. Если вы не были на других площадках, можно начинать знакомство с историей железных дорог отсюда.
Станция Подмосковная была построена в 1901 году и стала частью Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Тогда же здесь было построено паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад.
Первый пассажирский поезд от станции «Подмосковная» отправился в июле 1901 года, ещё до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала.
Именно сюда прибывали люди со стороны Прибалтики, выходили на станции и на омнибусах отправлялись в центр Москвы.
К слову, экспозиция музея в виде интерактивного омнибуса позволяет в виртуальном режиме проделать путь от села Всехсвятского, находившегося неподалеку, до Красной площади, попутно познакомившись с ключевыми строениями вдоль Петербургской дороги и Тверской улицы.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога – это железнодорожная магистраль, открытая в начале XX века для соединения Москвы с Балтийским морем. Проходила она через Ржев - Великие Луки - Митаву - Виндаву (ныне - Вентспилс, незамерзающий порт в Латвии, недалеко от Риги).
Строительство этой железной дороги началось в 1898 году, а уже 2 июля 1901 года первый поезд отправился от станции Подмосковная в Москве до станции Ржев. 11 сентября 1901 года был открыт Виндавский вокзал в Москве.
А в 1904 году строительство завершилось, и прямая железная дорога Москва - Виндава заработала.
Со временем станция «Подмосковная» превратилась в крупный сортировочный узел и главное депо этой железной дороги. Пассажирское сообщение перенесли к платформе «Красный Балтиец», построенной в 1945 году. С этого времени название станции исчезло из бытового обихода.
Сегодня на станции «Подмосковная» находится самое современное в России депо, где обслуживаются поезда «Сапсан» и «Ласточка». А на территории близ функционирующего комплекса расположился музейно-производственный комплекс, включающий в себя музейную экспозицию, расположенную в чудом сохранившихся до наших времен деревянных строениях.
Одной из уникальных составляющих комплекса является веерное паровозное депо с поворотным кругом, где век спустя после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов.
В этом и состоит уникальность Подмосковной: история, музейная экспозиция, действующее депо и ремонтные мастерские.
Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы.
В одном из зданий реконструирована обстановка вокзала начала ХХ века с кассой, телеграфом и буфетом, залами ожидания для различных сословий.
В доме начальника станции представлены рабочий кабинет и служебная квартира железнодорожного служащего начала ХХ века.
В помещении до сих пор действующей водонапорной башни находятся исторические и интерактивные экспонаты (к сожалению, мы не попали сюда, т.к. башня была закрыта из-за аварии батареи, случившейся в сильный мороз).
В экспозиционном зале ремонтного депо размещена действующая демонстрационная модель «паровоз в разрезе», оснащенная цветной подсветкой ключевых узлов машины. Этот уникальный экспонат позволяет понять принцип работы паровоза.
Станция «Подмосковная» представляет собой уникальный пример «живой» экспозиции, дающей возможность окунуться в атмосферу железной дороги начала ХХ века, почувствовать запах работающих паровозов, восхититься мощью паровых локомотивов и услышать протяжный сигнальный гудок.
Конечно, лучше прогуляться по месту с экскурсией, чтобы его "прочувствовать" , сделать открытия, запомнить детали и воодушевиться на путешествие на настоящем ретро поезде.
К слову, о двух своих путешествиях я обязательно расскажу.
Не переключайтесь и подписывайтесь на мой канал. Будем путешествовать по России вместе. И ставьте 👍, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.