Найти тему

ГРЕЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ ГОД 2014-й. ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Путешествие в Грецию началось с того, что просто наступило очередное лето, и нужно было «о чём-то думать». То есть, всё как обычно и совершенно банально. Если лето, значит отпуск, если отпуск, значит «надо думать». О том, что очень хочется куда-то выехать из суетного, делового, напряжённого Города. Хотя бы на короткое время, на пару недель. Десятки тысяч наших соотечественников с наступлением тёплых деньков покидают родные края, чтобы там, вдали, среди песков и пальм предаться праздному ничегонеделанью, пребывая в размышлениях о бренности бытия и суете мимолётных мгновений. Как же прекрасны эти деньки, проведённые у ласкового синего моря под шум прибоя и крик упитанных чаек. Ах, лето, лето! Жаль, что ты такое короткое и так быстро пролетаешь…

Итак, отпуск! Куда же поехать? После недолгих консультаций в семейном кругу было определено направление вояжа – Греция. Ни разу ведь не были там. Страна-загадка. Что мы о ней знаем? Из школы, когда проходили историю древнего мира, помним название – Эллада, античных героев – Одиссея и охотников за золотым руном на легендарном гребном судне «Арго». Конечно, Троянский конь, Олимпийские игры, амфоры с золотом, вином и оливковым маслом. А ещё из исторических описаний запомнилось мне, тогда ребёнку, что это благодатный край – земля вечного лета, солнца и козьего сыра. Древнейшая цивилизация, начало начал для всего человечества и в культурном и в образовательном плане. Все знают великих греков – историка Геродота, математиков Пифагора и Архимеда, философов Сократа, Софокла и многих других. Думаю, не ошибусь, если скажу, что силу скандальной популярности впервые обнаружили и открыли человечеству именно греки, когда небезызвестный Герострат, дабы прославиться на весь мир, сжёг дотла Храм Артемиды – прекраснейший дворец, великое творение гениальных зодчих древности. И ведь в точку попал, негодяй этакий, помнят его деяния до сих пор. До сих пор мы говорим: «Слава Герострата» когда хотим сказать о сомнительных и даже опасных для общества «достижениях» тех или иных деятелей.

Да, Греция стоит особняком в ряду европейских государств, и её роль в развитии человечества трудно переоценить.

*****************************************

Минск. Национальный аэропорт. Регистрация на рейс.

Посадка в Боинг закончилась. Трап отъехал, люк задраен. Плавная рулёжка к взлётно-посадочной полосе. Короткие чудесные мгновенья перед началом волшебства. Когда многотонная машина взлетает, отрывается от земли и стремительно уходит ввысь…Подруливаем, останавливаемся, самолёт замирает.

Огромная, бесконечно мощная, живая машина словно берёт небольшую передышку перед стартом. Секунды тишины, и вдруг рёв турбин, даже со свистом. Самолёт начинает движение. Только оно уже совсем другое. Резкое, дерзкое и сразу стремительное. Погода ясная, безветренно. В салоне все пристёгнуты…Скорость 100-150-200-250-280 километров в час.

И вот отрыв. Ни с чем не сравнимое ощущение. Нос лайнера резко идёт вверх, шасси больше не сцеплены с бетоном, земная твердь уходит вниз, а стальная птица уже набирает высоту.

Не знаю как кому, но мне эти чарующие моменты взлёта лайнера всегда по душе. Завораживающие, ни с чем не сравнимые впечатления. И хоть сам по образованию инженер, но всякий раз в момент отрыва, когда двести восемьдесят, когда турбины продолжают развивать бешеную мощность и когда, наконец, взлёт, всегда пронзает мысль – а как это?..Как такое возможно?!.. И, конечно же, в очередной раз снимаешь шляпу перед техническим гением человечества, озарённого Божьим благословением.

Три часа комфортного полёта с гостеприимной авиакомпанией «Белавиа» – и вот мы совершаем мягкую посадку в аэропорту города Ираклион – столицы греческого острова Крит. Быстрый паспортный контроль, получение багажа. Улыбчивая девушка сопровождает к трансферу. На сей раз, к большому нашему удивлению, везли только нас троих на новеньком легковом Мерседесе. А не в микроавтобусе с группой других туристов. То есть, внезапно оказались мы с женой и дочкой Вип-персонами. Забегая наперёд, скажу, что и обратный путь мы проделали на этом же авто. А путь оказался достаточно продолжительным. Примерно в шестьдесят пять километров, которые стремительный Мерс преодолел за час. Водителем был молодой грек с красивым именем Костас. Костя, по нашему. Этакий мачо. Машину вёл аккуратно и уверенно, правил практически не нарушал. Ну какое там нарушение - ехать 109 км/ч при знаке 50. Мелочи, не стоящие внимания настоящих трассовиков. Тем более, которые – мачо! Это вам ни хухры-мухры. Тут, братцы, Европа! Поэтому, вопрос о нарушении каких-то там правил – чисто риторический, ответа не требующий. Да и полицию местную я видел один только раз. Это был мотоциклист с надписью на спине «Policia!» При этом на острове тихо и мирно, все живут спокойно, размеренно, а заборы вокруг домов, если и есть, то носят, скорее, эстетический характер, нежели оборонительно-заградительный.

Позволю себе небольшое отступление, что вполне в моём стиле. По поводу употреблённого мною в предыдущем абзаце слова «трассовик». Такая история из начала 90-х. Ездили мы с соседом на его Жигулях в Россию-матушку поторговать. Подзаработать немного деньжат, так сказать. Вояжи эти были занятием несладким. Дороги - где есть, где нет, а ехать на-

до, ночёвки – тоже как повезёт, рынки, поборы, бандюки-рэкетиры. Весёлое время было! Кто постарше, тот помнит. Но, речь не об этом. Дорога дальняя, за руль садились по очереди. То он, то часа через три – автор этих строк. Еду я не шибко быстро. Жигули - не самое скоростное авто, плюс тогдашние российские дороги, особенно в глубинке…Так вот мой напарник всё меня подгонял. Мол, жми на газ, чего тянемся? И коронной фразой его была: «Ты не трассовик!».

А вот он-то, трассовик ещё тот! Настоящий гонщик, король автострады!

Правда, за года два до наших коммерческих поездок, этот, с позволения сказать, «трассовик», доездился до такой автокатастрофы, что предыдущие Жигули восстановлению не подлежали, а ему оторвало ногу и сняло с башки скальп. Как в фильмах про индейцев.

Чем всё закончилось? Ногу наши классные врачи пришили на своё место, да и скальп приклеили – от нового не отличить! Невероятные люди они – что врачи, что пилоты…Кланяюсь им!

Ну, а Жигули были куплены новые. Или, не новые. Сие в памяти не отложилось. Но,куплены. А я, может напишу ещё очерк о тех годах, поездках в Литву, Польшу, Россию. Историй и впечатлений было много, читателю, думаю, будет интересно…

Однако ж, возвращаюсь к нашему увлекательному путешествию.

Едем на прекрасном авто по прекрасному, залитому солнцем острову Крит. С одной стороны – уходящие вверх горы, с другой, внизу - пенятся бирюзовые воды тёплого Эгейского моря. Красота! В прохладном салоне Мерседеса звучит греческая музыка. Костас то и дело переключает волны, так как местность гористая и радиоприём не везде устойчивый. Кстати, на

протяжении всего пути ни одной рекламы не прозвучало. Удивительно, и как эти греки живут вообще без неё? Вопрос!

Тем временем одни пейзажи с горами и морем сменяли другие. С теми же горами и тем же морем, плескавшимся справа по борту. Горного серпантина, как такового, на пути нашего следования не было, горы там невысоки, растительностью покрыты весьма скудной и редкой. И чем выше, тем её всё меньше и меньше. А уж, начиная с определённой высоты, растения исчезают вовсе. И дальше вверх конус горы является взору путника совершенно лысым и каким-то серым. Зато внизу – буйство цветов и зелени. Названий не знаю, но часто нам встречались огромные кусты. А может, это были небольшие деревья, все усеянные красными, розовыми или желтыми цветами. То есть, стоит такой куст-шар, метра три высотой, и весь в цветах. И пальмы самых разных сортов. И невысокие с толстыми внизу (до одного метра в диаметре) стволами, покрытыми отжившими одервеневшими черенками, которые когда-то были листьями-ветвями. Макушки этих малорослых пальм украшали вихры ещё зелёных остроконечных разлапистых листьев, похожих на множество раскрытых вееров-опахал. Эти пальмы – большие и занимают много места на дорогой земле. А когда становятся ненужными, то человек просто срубает верхушку, тот самых зелёный вихор из пучка листьев, и дерево, лишённое живого прямого контакта с Солнцем, засыхает. Встречаются также - и много - пальмы совершенно другого вида. Высокие прямые, с гладкими стволами, увенчанные пышной зелёной кроной. Такие обычно высаживают ровными рядами вдоль помпезных отелей, коих на острове Крит превеликое множество. А мы всё едем и едем, по очень хорошей асфальтовой дороге, построенной в горах. Иногда строителям приходилось подрезать эти самые горы, чтобы проложить шоссейное полотно. Так они и стоят, красными срезами породы нависая над современной автострадой. Красиво и необычно.

Водитель наш, Костас, оказался парнем молчаливым и за всю дорогу практически ничего не сказал. Разве только, обсудил цены на топливо, удивившись тому, что у нас оно дешевле примерно раза в два с половиной. Обстоятельство это весьма озадачило молодого грека. Думаю, вечерком, сидя в таверне (так у них называется кафе), он поделится этой новостью со своими приятелями. Тогдашняя средняя зарплата на острове составляла шестьсот евро в месяц. А литр бензина девяносто пятого – 1,8 евро. Дороговато, что тут скажешь. Экономия – весьма актуальна. Вот почему автопарк острова – в основном микро и малолитражки. Фиат-Панда, Киа-Рио, Мазда-1 и Мазда-2, Шевроле-Матиз. В прокатной конторе вам предложат эти автомобильчики за пятьдесят евро в сутки. Делается всё быстро. Приезжает к вам в отель молодой человек, русскоговорящий, как правило. За десять минут на греческом языке оформляет договор, получает оплату от вас и торжественно вручает вам ключи. Всё! Садимся всей семьёй и, залив дорогого бензина, отправляемся в путь. По маршруту вас проконсультирует тот самый молодой человек из автопроката, отмечая на карте наиболее интересные для туриста места. Можно также расспросить и тельного гида. Это девушки, как правило, из России. В Греции обитают уже по нескольку лет. Сами передвигаются на служебных авто, то есть, осведомлены хорошо. Да, и ещё один совет тем, кто планирует взять машину. Спросите у агента – полностью ли она застрахована. По системе Каско. Тогда вы себя обезопасите от всяких случайностей и неприятных расходов. А то ведь бывает такое. Приезжает турист сдавать авто, накатавшись вволю, тут выходит дяденька, придирчиво осматривает машину и находит-таки на левой дверце царапину. Которой раньше не было и в помине! А вот теперь есть! Доставай, стало быть, кошелек и оплачивай ремонт. И последний совет автопутешественнику. На заправке называйте сумму денег, на которую хотели бы заправиться. Если скажете – двадцать, то вам зальют топлива на двадцать евро, а не двадцать литров. Так у них принято.

А вообще, греки очень дружелюбные люди. Живут они неспешно, без

суеты, никуда не торопясь. Всё спокойно, размеренно и тихо. Да и жарко, а жара, как известно, расслабляет и быстро утомляет. Соответственно, требуется отдых. И греки отдыхают. После обеда у них пресловутая сиеста. Это когда магазинчики и лавочки закрыты, в кафешках – ни души, только хозяин или бармен лениво покуривает, безразлично взирая на улицу, или потягивает кофе. Правда, в городке Ретимно (ударение на «е») есть старый город, наводнённый туристами со всего мира – встречались даже австралийцы с большими фотоаппаратами – так вот, на территорию этого района сиеста не распространяется. Там кипит жизнь. Узенькие улочки – это сплошной торговый ряд. Да и вообще, весь городок – это сплошной торгово-развлекательный рай. Первые этажи зданий – это лавки, парикмахерские, бутики и снова простые лавчонки. Без конца. Редкие административные здания ограждены. Там торговли нет. Как я уже упоминал, ограждений нет практически нигде. Дома идут сплошной чередой. Заканчивается один. От его стены начинается другой, затем, без разрыва – третий…десятый…семнадцатый. Архитектуры, как таковой, собственно говоря, нет вовсе. Дома имеют кубическую форму со множеством выступов, балконов, лоджий и со всевозможными углублениями, крылечками и колоннами. Такое ощущение, что местные зодчие сначала отдельно строят определённый набор комнат, бытовых и вспомогательных помещений, а потом всё это лепят друг на друга, словно кубики, не заботясь о красоте форм. Теснота в городе жуткая, здания нагромождены друг на друга в каком-то хаотическом ранжире. Но, улицы есть. Иногда их ширина не более трёх метров. А таких много, особенно в старом городе. Любопытно пройтись по таким улочкам, полюбоваться созревающими на ветках гранатами, рассмотреть старинные ручки на таких же старинных дверях и причудливые позеленевшие медные штучки для стука в дверь. Они самые разнообразные – в виде колец, продетых в львиную голову, в виде орлов, или сжатой в кулак руки. Но что удивительно – никто эту красоту не свинчивает, даже с заброшенных зданий с покосившимися дверями и окнами и обрушившимися перекрытиями. Такие дверные украшения можно купить в одной из лавочек для своего загородного дома. Новенькие, отполированные, сверкающие золотом на ярком тропическом солнце. Правда и цены на эти вещи кусаются. Порядка 90 евро стоит такой аксессуар. Вообще, в старом городе полно антикварных лавок, расположенных в тесноватых помещениях со сводчатыми потолками. Стены кирпичные, как правило, неоштукатуренные – антураж соответствующий. Класс! Попадая в такую лавку, оказываешься в мини-музее. Чего только здесь нет. Керосиновые лампы, причудливые стульчики и креслица, разнообразная домашняя утварь, изготовленная столетия назад и дожившая до века двадцать первого. Для любителей и ценителей старины здесь рай. Монеты, табакерки, подсвечники, статуэтки, музыкальные инструменты, шкатулки,

монокли. И всё не такое, как у нас. Предметы, вроде бы, те же, но по виду – совершенно другие, несущие отпечаток древней культуры эллинов. Стоишь, любуешься. А продавцы, что интересно и опять-таки, приятно, не навязчивы, не лезут с назойливыми приставаниями купить. Эстетический голод можно удовлетворить сполна. Время, правда, быстро летит, увидеть хочется многое, заглянуть везде и всюду, но пора возвращаться в отель к ужину. А через пару дней вновь тянет «съездить в Грецию».

Транспорт, кстати, работает регулярно и довольно чётко. Так, от нашего отеля, расположенного в курортной деревушке Сфакассии ходил автобус до города Ретимно. И всегда ровно в пятнадцать часов ноль-ноль минут. Зайцем не проедешь. Входят в автобус через переднюю дверь, предъявляя водителю билеты. Их стоимость разная, в зависимости от протяжённости маршрута. Приобретаются они заранее, в любом магазинчике. Брать билеты следует сразу в две стороны, и стоят они недёшево. Лично мы добирались до центра городка примерно полчаса, со множеством остановок. И стоило это в одну сторону на одного человека – 1,6 евро. Нетрудно перемножить на курс обмена и убедиться, что нас государство перевозит практически бесплатно. Надо это ценить !

Дороги. Они хороши. Твёрдое покрытие блестит на солнце и в свете фар, будто смазанное знаменитым греческим оливковым маслом. Выбоин, ухабов нет нигде. Машина катится легко, плавно и мягко. В автобусах, магазинах, лавчонках обязательно есть и работает кондиционер. Заходишь из пекла в 38 градусов и блаженствуешь. И никто не говорит, что это дорого. Это комфортно, это для людей, следовательно, так и быть должно. Хотелось бы, чтобы и у нас так было. Потому что при наших тридцати градусах летом, умноженных на высокую влажность – тяжело. Народ в учреждениях спасается, в основном, с помощью сквозняков.

Дорого? Но ведь и мы не такие уж бедные. По моим наблюдениям наша Беларусь куда богаче Греции. Автомобили, здания, столбы линий электропередач, как из моего детства – из земли метра на три торчит бетонная нога, а уж к ней проволокой примотано смолистое бревно. Таких у нас давно нет и в помине. На Крите не встретишь больших джипов, которыми полны наши дороги. Да и прочих роскошных авто немецких, шведских или японских производителей, коих на наших дорогах великое множество, там не увидеть. Весь, практически, транспорт микролитражный. Впрочем, об этом я уже упоминал в самом начале этих записок. Зарабатывает народ в основном туризмом и сельским хозяйством. Благо, климат позволяет. Жаркий и сухой. Промышленность отсутствует, поэтому, курортный сезон – основное время заработка для местного населения.

Вот они и стараются угодить каждому туристу. Весь курортный городок – сплошной супермаркет. Там любят это красивое слово- «супермаркет». Небольшой, квадратов на сто продовольственный магазин-

чик гордо называет себя именно так! О чём ярко и призывно пылает большая заметная издали вывеска на фасаде. Любопытство завело меня в такую торговую точку. Хотелось сравнить цены, у них и у нас. И опять сравнение было в нашу пользу. Приведу результаты своего мониторинга по мясу. Ассортимент, конечно, порадовал. Продукта этого на прилавке было много и разного. Крольчатина и нежнейшая говядина, свинина и баранина. И даже молодые ягнята. Также куры, индейки и утки. Что характерно, мясо было свежим, не замороженным и мастерски разделано на множество видов. Здесь и стейки с шашлыком, и вырезки, и обычный разруб, только не топором, а острой и тонкой пилой. Вид продукта – аппетитнейший. Цены на мясные изделия колебались в пределах от 3,5 до 9,5 евро за кило. У них – дороже, однозначно. Да и по остальным продуктам – у нас явное преимущество. То есть, наше дешевле. Примеры. Шесть яиц стоили 1,6 евро. Рыба – от 6 до 9 евро за килограмм. Это уже замороженная в камень. А свежая – подороже, 10 -12 евро за килограмм. Хлеб для тостов желаете? Пожалуйста, за 350 граммов придётся отдать 1,6 евро. Гуляете по городу и проголодались. Хотите перекусить на ходу? Конечно! Вон там уличный торговец с пышными вкуснейшими булочками. Что-то наподобие мягкого бублика, осыпанного сахарной пудрой. Пальчики оближешь, и всего-то за полтора евро. Так бублик-то сахарный, запить его не мешало бы. Сок из апельсинов выжимают здесь же, при тебе. Стакан заказываем и радостно расстаёмся с 1,3 евро. Правда, стакан ёмкий грамм 300, точно.

Кстати, насчёт апельсинов. Таких красивых, одинаково оранжевых кругленьких шаров, которые мы видим в наших магазинах, на Крите мы даже не встречали. Все какие-то неприглядные, на вид рябые, с крапинками, где серый бочок, где зеленоватый. Некрасивые и далеко не круглой формы. Одним словом, такие, которые вы никогда не положите в свою корзинку. Даже не посмотрите в сторону этого фрукта. Но, стоит его очистить от кожуры и положить одну дольку в рот…Огого!..ещё одну, пожалуй, и ещё…Вот это да! Это ароматнейший сладчайший цитрус. Брызжущий соком в разные стороны ещё во время очистки, а потом и по вашим щекам. Не ждали? Конечно! Теперь и вы почувствовали вкус настоящего греческого свежего фрукта. Плод истинно сладок, безо всяких там «пикантных» кислинок и прочих привкусов. Скажу честно, если в Минске я ем апельсин не чаще двух раз в неделю, да и то, несколько долек всего, то на острове нормой было – три целых в день. Потому, что это настоящее высшее качество.

Конечно, мы же понимаем, что от осинки не родятся апельсинки, и всё это – результат тяжёлого труда греческих крестьян. Однажды мы зашли к ним на огонёк. Совершенно случайно, без подготовки. Возвращались с женой и дочкой с вечерней прогулки, шли мимо самых обычных крестьянских домов. Во дворе одного из них отдыхало семейство, беседовали, немножко выпивали. И они нас пригласили к себе за стол. Мы

сначала отказывались, но греки оказались настойчивыми, пришлось, из вежливости присоединиться к застолью. Просто, чтобы не обидеть гостеприимных людей, да и любопытно было. Нам тут же налили в маленькие рюмочки Метаксы, только домашнего приготовления. Я-то не употребляю алкоголь совсем, а жене с дочкой понравилось. О чём говорили? О чём-то таком общем – о погоде, о прекрасной Греции, откуда мы приехали на отдых. А я вот обратил внимание на руки мужчин. Их было двое – пожилой, видимо, глава семейства и его сын. Так вот руки их были натруженные. Усталые крестьянские руки. Какие были и у моей бабушки Акулины, жившей на Могилёвщине и у прадедушки Ефима из Копыси, что под Оршей…

Вообще, питание и кухня на острове очень разнообразные. Это, конечно, тема для отдельного рассказа, но, забегая наперёд, скажу, что всё и вкусно и сытно и сочно и жирно. Основа блюд – мясо, которого здесь много, рыба – море же кругом, и всевозможные овощи. Остаётся добавить, что всё это тушится, жарится, запекается и заправляется изумительным оливковым маслом. В любом кафе у вас на столике будут стоять два флакончика. Один с уксусом (для салата), а другой – с оливковым маслом. Для всего. На рынке у продавца всегда заготовлены ломтики свежего хрустящего серого хлеба, посыпанного кунжутом и соль. Берёшь такой ломтик, обмакиваешь в блюдечко с маслом, чуток соли – и в рот. Всё! Медленно жуёшь и абсолютно проникаешься осознанием, что жизнь прекрасна! А всего-то хлеб с растительным маслом. Но каким! Кстати, на основе этого чудного продукта здесь делают и мыло и всевозможную косметику – шампуни, крема для тела и рук, маски для волос, лосьоны для ног и прочее-прочее.

Названия торговых марок приведу не для рекламы. У нас таких в продаже нет. А названия эти – под стать месту изготовления. Апполон, Афродита…Стоят, правда, не дёшево. Так, тюбик крема для рук объёмом в 125 мл ценят в 6-7,5 евро! Вот так-то! Но и качество, конечно, отменное. Руки после применения такого крема действительно бархатные. Оливкое чудодейственное масло в составе! Кстати, его можно просто наносить на лицо. Лучше на ночь, так как впитывается долго, а лоснящимся от жира на люди не выйдешь. Зато, молодеешь на глазах. Да, братцы, это вам не бульба с салом. Хотя, конечно, и бульба с салом хороша, когда с солёным огурчиком и хрустящим маринованным боровичком с лучком. А если ещё и сто граммов нашей, Кристалловской, да из холодильничка…

Короче, приятного всем аппетита!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…