797 подписчиков

Инок: школа выживания. Разбор снаряжения монаха-отшельника.

Выживание в дикой природе, ставшее популярным, может осуществляться из спортивного интереса, а может из желания побыть в одиночестве отдалившись от мира. Уйти в лес с минимумом снаряжения и наладить там автономное проживание на длительный период, это может потребовать от выживальщика проявления настоящего аскетизма, схожего с путем монаха-отшельника. Есть много исторических примеров духовной победы в борьбе за выживание, продемонстрированной русскими иноками, ведь сами они себя считали воинами, выступившими на бой с демонами. Их одежда и снаряжение напоминали воинскую, а трудности на грани жизни и смерти походили на трудности военного похода. Один пример из литературы.

Поздней весной 1491 года по лесной дороге, соединявшей Вологду с Кирилло-Белозерским монастырем, шел необычный путник. Это был рослый и широкоплечий инок. На вид ему можно было дать лет тридцать. Его черная борода ещё не была тронута инеем седины.
На спине путник нес котомку, в которой умещалось всё его нехитрое имущество - молитвенник, краюха хлеба, миска с ложкой, соль в туеске, огниво и трут. За широким кожаным поясом инока был прилажен топор. На другом боку виднелся нож в деревянных ножнах. В руке он держал длинный дорожный посох с рукоятью в виде креста.
За пазухой инок бережно хранил своё главное богатство - грамоту, скрепленную восковой печатью настоятеля Кириллова монастыря. В ней говорилось, что старец Нил благословляет своего духовного сына Иннокентия на “отходное житие” в том месте, где ему Бог укажет.

Жизнеописание преподобного Иннокентия Комельского (князя Охлябинина), основателя Иннокентиевой пустыни в Комельском лесу, по книге Н.С. Борисова “Повседневная жизнь Средневековой Руси накануне Конца Света”.