Найти тему

Роль Воронежского флота и Адмиралтейства времен Петра Первого и Екатерины Великой в истории России.

В данной статье прокомментирую фрагмент интервью Нашему Радио Воронеж заслуженного работника культуры РФ, Профессора, директора музея истории развития образования Воронежской области — Юрия Пыльнева.
https://vk.com/wall-67066193_23306

Интервью вызывает много спорных вопросов, но вот что меня возмутило больше всего. Монолог Пыльнева:

03:50 « И прежде всего 1703г. О чем уже много было сказано, много написано и споры шли. Я имею в виду школу, которая была открыта в 1703г. в Воронеже, мы ее сейчас называем Адмиралтейская школа, памятный знак в честь трехсотлетия этой школы установлен на улице Кардашова, достаточно давно, к трехсотлетию установили в 2003г. Что это была за школа? Это была школа, открытая по распоряжению Петра Первого в Воронеже для подготовки корабельных мастеров прежде всего, но как каждая школа петровской эпохи она готовила конечно более широкий круг специалистов это были и минеры и бомбардиры и матросы и младшие офицеры флота, вот те специалисты, которые были нужны были сегодня для участия в строительстве флота и повторяю, эта школа была открыта в мае 1703г. первая ступень была общеобразовательная, причем очень солидная, достаточно сказать, что в Воронеж в 1703 привезли целых 48 экземпляров арифметики Магнитского, которая только что вышла в России. Дело в том, что в России то вообще арифметику не знали, но арифметика того времени туда входили разделы геометрии и алгебры, современные термины арифметики, поэтому с арифметикой было сложно, ведь до Петра Первого вообще русские люди не знали арифметику, и с арифметикой было сложно вплоть до начала двадцатого века …. а вторая ступень была профессиональная и вот в Воронеже эта школа существовала примерно до 1707 года потом адмиралтейство перевели на левый берег, в Таврово, и школа была переведена в Таврово, и она существовала до окончания строительства флота примерно до 1744 года. (6:06 минута) Да да да.. окончательно этот флот сгнил можно сказать воронежский потому что он фактически не был никогда использован. Ну да, строили корабли, но к сожалению он не был никогда использован.»

Два вопроса:
Население России не знало арифметику вплоть до начала 20 века.
Воронежский флот просто сгнил и фактически не был никогда использован.

Оба эти утверждения могу воспринимать только как плевок в нашу общую историю и унижение наших предков. Их достижений, их умственных способностей, их быта.

Хочу отметить, что я не историк, и нет возможности уделить достаточное количество времени, для того, чтобы привести веские доказательства в качестве опровержения данных утверждений. Но, попробую рассуждать логически, опираясь на общепризнанную литературу и на информацию из сети.

Что касается знаний арифметики. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что базовые знания арифметики у жителей Руси в 18 веке всё же были, и были у многих. Ведь без знания основ алгебры и геометрии не возможно построить дом, выплавить необходимый объём металла, торговать, в конце концов, деньги считать. Мне не понятно, что хотел сказать профессор, утверждая, что арифметики в те времена народ не знал. Звучит унизительно...

Теперь более подробно о судьбе Воронежского флота. И о том, как он «просто сгнил и фактически никогда не был использован».
Ответы на эти вопросы и подтверждение написанного искал в:
Большой Исторической Советской энциклопедии:
https://prussia.online/books/sovetskaya-istoricheskaya-entsiklopediya

НЭБ Национальная электронная библиотека
https://rusneb.ru/

С.М. Соловьёв «Публичные чтения о Петре Великом»

В качестве отправной точки изучения вопроса роли Воронежского флота времен Петра Первого в истории России решил взять статью, на которую наткнулся в процессе изучения данного вопроса. Статью, на мой взгляд, достаточно точно и правдиво описывающую события, происходившие в 18 веке.

Далее будет представлен текст из статьи, сопровождаемый моими комментариями, подтверждающими достоверность информации, комментариями – ссылками на приведенные выше источники. К сожалению, все факты описанные в приведенной и приводимых далее по тексту статьях подтвердить не представляется возможным для меня, но если рассуждать логически, даже опираясь на то, что есть из фактов, можно с уверенностью сказать, что большинство сведений из того, что написано – правда, а не вымысел, о нашем с вами прошлом.

Большая советская историческая энциклопедия. Именно с войнами за Азов был тесно связан воронежский флот и его история.
Большая советская историческая энциклопедия. Именно с войнами за Азов был тесно связан воронежский флот и его история.

«Строительство флота в нашем городе началась зимой 1695 — 1696 годов на правом берегу реки Воронеж.»
Времена первого и второго Азовского похода Петра Первого, флот строился в Воронеже именно с этой целью. С целью установления контроля над побережьем Азовского моря.
«Зимой 1695 — 1696 годов на воронежских верфях, на которых основную часть работных людей составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда, были сосредоточены усилия всей страны. С февраля по март 1696 года в Воронеж на 10 тысячах подводах санным путём были перевезены для сборки отдельные части 22 галер и 4 брандеров, которые были изготовлены на верфи в подмосковном селе Преображенское. Сделано это было несколькими артелями корабельных плотников и солдатами Преображенского и Семёновского полков, имевшими навыки в кораблестроении, приобретёнными на постройке судов для «потешной флотилии» Петра I.
29 февраля 1696 года в Воронеж приехал Петр I, который пробыл в городе 65 дней. Благодаря активной деятельности на воронежской верфи, возбуждаемой присутствием самого царя, в Воронеже, вдали от морей, за предельно короткие сроки была создана целая кораблестроительная отрасль и построен «морской воинский караван» — флотилия военных кораблей и транспортных судов. И, когда войска в марте прибыли из Москвы в Воронеж, там их уже ждало первое соединение русского военного флота – 2 парусно-гребных фрегата, 23 галеры, около 1500 стругов, плотов, барок, лодок. В конце апреля из Воронежа к Азову вышла 76-тысячная армия во главе с воеводой А.С. Шейным (произведенным в генералиссимусы), а в мае в сторону Азова отплыла флотилия из четырех отрядов галер под общим командованием адмирала Ф. Лефорта.
Первое соединение русского военного флота прекрасно выполнило свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. И после полуторамесячной осады в конце июля 1696 года гарнизон крепости сдался на милость победителя.»

Азовские походы Петра Первого. Большая советская историческая энциклопедия.
Азовские походы Петра Первого. Большая советская историческая энциклопедия.

Это была первая победа Петра Первого, победа, открывшая России берег Азовского моря, и как можно видеть, воронежский флот внёс ощутимый вклад в возможность этой победы. Практически сразу после этого, Пётр переключился на войну со Швецией, которая длилась более двадцати лет. Прошу обратить внимание на этот момент.

«20 октября (по старому календарю) 1696 года, собранная в царской резиденции в селе Преображенское, боярская Дума выслушала историческое предложение Петра I «воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем» и в тот же день вынесла «приговор»: «Морским судам быть!» — тем государственным актом думцы положили официальное начало русскому военно-морскому флоту, день рождения которого ныне ежегодно отмечается З0 октября по новому стилю.»

Большая советская историческая энциклопедия.
Большая советская историческая энциклопедия.

Обратите внимание, школа, со слов профессора Пыльнева, появляется уже в мирное время, время созидания, когда надо передавать накопленный в боях и изысканиях опыт молодому поколению. Когда есть время для учебы и не надо действовать сиюминутно. Верфи при этом продолжают строить корабли, уверен, не только военные, но как можно обойтись без военных кораблей, пусть даже во времена, когда над противником одержана победа? Уверен, воронежский флот вплоть до 1711 года осуществлял патрулирование азовских берегов нашей родины, и с большой вероятностью это патрулирование не всегда проходило спокойно и без происшествий.

«На северном острове во исполнение распоряжения царя в 1697 году началось сооружение Воронежского адмиралтейства, включающего в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз (склад военного имущества) и ряд других зданий.

Большая советская историческая энциклопедия. Именно в Воронеже, с участием воронежского флота, в России, зарождается Адмиралтейство.
Большая советская историческая энциклопедия. Именно в Воронеже, с участием воронежского флота, в России, зарождается Адмиралтейство.

Там же был возведен и царский деревянный дворец. 19 ноября 1698 года под сводами Адмиралтейской Успенской церкви был отслужен молебен в честь первого «государева», 58-пушечного корабля — в торжественной обстановке заложенного царем на Воронежской адмиралтейской верфи и впоследствии нареченного «Гото Предестинация», что переводится с латинского как «Божье сему есть предвиденье». А в июле того же 1699 года первые военные корабли, построенные «кумпанствами» на воронежских и донских верфях, вышли в плавание по Азовскому морю под командованием генерала и адмирала Ф.А. Головина, который держал флаг на самом крупном русском корабле того времени — 62-пушечном «Скорпионе».
Керченский поход: русские военные корабли в Азовском море (1699 год)
Названный в истории Керченским, поход русских кораблей по Азовскому морю был предпринят якобы с церемониальной целью – обеспечить пышные проводы до занятой турками Керчи чрезвычайному русскому послу, думному дьяку Е. И. Украинцеву, который отплывал на переговоры с султаном в Константинополь на борту однопалубного 46-пушечного корабля «Крепость». Но главной — политической! — задачей эскадры, появившейся возле Керчи, занятой турками, была вооруженная демонстрация российской военной мощи на Азовском море, что на флоте называется «демонстрацией флага». И эта цель, как показали дальнейшие события, была достигнута.
Первым из кораблей русского военного флота пересекший Черное море, посольский корабль «Крепость» в начале сентября 1699 года достиг Константинополя и орудийным салютом известил об этом турецкого султана, который от гнева «едва не велел истребить» дерзких московитов. Но потом одумался и вступил в затяжные переговоры с русским послом, которые закончились в июле 1700 года подписанием мирного договора между Россией и Турцией, закрепившим за Русским государством Азов и часть побережья Азовского моря с Таганрогом. А месяцем ранее 8 мая (27 апреля по старому стилю) 1700 года со стапелей воронежской верфи в воды реки Воронеж был торжественно спущен «государев» корабль «Гото Предестинация» — первый в отечественной истории линейный корабль и первый корабль IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года.
Так с 1701 года Воронежское адмиралтейство совместно с экипажмейстерами Архангельского порта осуществляло общее наблюдение за дальнейшей постройкой купеческих судов торгового флота России.
С 1702 года Адмиралтейскому приказу в Воронеже были подчинены верфи на реке Сясь, в Лодейном Поле и Новой Ладоге. Непосредственно через ингерманландского губернатора А.Д. Меншикова Приказ так же руководил Олонецкой верфью, а с 1706 года Воронежскому Адмиралтейству была подчинена и верфь на левом берегу Невы, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, равно как Санкт-Петербургу – новым кораблестроительным центром России.
Меж тем первая и самая известная часть воронежской судостроительной эпопеи подходила к своему финалу. К 1711 году Азовский флот насчитывал около 215 парусных и гребных судов, в числе которых находились сорок четыре
58-пушечных корабля, представлявших грозную по тому времени силу.
Благодаря этому внушительному аргументу России, в конце концов, удалось подписать мирный договор с Турцией, что в итоге позволило будущему императору Петру I обратить свой взор на Балтийское море, где он, говоря словами поэта, намеревался «в Европу прорубить окно».
Отыгравшему свою историческую роль, любимому детищу русского царя, Азовскому флоту Петра I предстояло покинуть подмостки истории.
8 августа 1700 года получивший известие о заключенном с Турцией перемирии, Петр I буквально на следующий же день объявил войну Швеции. С того времени основные государственные устремления русского монарха переместились на северные земли России, где началась его двадцатилетняя борьба за выход в Балтийское море, названная историками Великой Северной войной. И одержать в ней победу Петру I помог бесценный опыт, полученный при строительстве первых кораблей регулярного русского военного флота — Азовского, который стал предтечей Балтийского флота, построенного уже на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери.»

Осмелюсь возразить и дополнить слова автора по поводу того, что на этом история воронежского флота заканчивается. Во – первых. В продолжение войны со Швецией Петр Первый вынужден был уступить Азов Туркам, сомневаюсь, что эта уступка для сохранения мира, была бы возможна без наличия у России воронежского флота, являющегося грозным оружием для того времени.
Также воронежский флот был отличным опытом для зарождения Балтийского флота, который не раз вносил свой вклад в историю России.
Ближайший совместный вклад не заставил себя долго ждать, уже во времена правления Екатерины Второй, и балтийский, и флот, построенный на старых петровских верфях воронежской области, позволил одержать победу над турками и вернуть Азов в состав России.
Екатерина 2:
21 июля – памятная дата военной истории России: в этот день (н. ст.) в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора завершилась Русско-турецкая война 1768–1774 годов.

Летом 1770 года русский флот нанес турецкому сокрушительное поражение в районе Хиосского пролива, а через несколько дней успех был повторен в Чесменском сражении.

https://histrf.ru/read/articles/chiesmienskoie-srazhieniie-event

Статья, написанная про флот Екатерины Второй, флот, основу которому заложил Пётр Первый.

В статье упоминаются новоизобретенные корабли, первые корабли черноморского флота, построенные на воронежских верфях, кстати, героически сражавшиеся во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Скорее всего именно так и "гнил", в большинстве своем, на протяжении 18 века, воронежский флот, времен Петра Первого и Екатерины Второй. Делайте выводы, читатели....