1,8K подписчиков

Роман «Молодая гвардия» А.А. Фадеев. Аргументы

348 прочитали

Проблема взросления

Каким стало мировоззрение молодого поколения в начале войны?

Юное поколение, окончившее школу, впервые столкнулось с военной обстановкой. Они начинали привыкать к тому, что в их квартирках селились работники учреждений с других территорий или отступавшие красноармейцы. Подростки «научились распознавать роды войск, воинские звания, виды оружия и…разгадывали типы танков». По звуку различали свои и чужие самолеты. Они привыкали к ночным дежурствам с противогазом через плечо «на шахтах, на крышах школ, больниц, и уже не содрогались сердцем» от дальних бомбежек.

Юность радуется жизни, потому что молодые люди здоровы, любят жизнь и мечтают о будущем. Александр Фадеев называет такое состояние «наивным добрым эгоизмом». Пока опасность и страдания, вызванные войной, общие. Поэтому молодежь не видела для себя большой опасности. Будущие молодогвардейцы окончили школу-десятилетку. Они работали в колхозах и совхозах, на шахтах, на Сталинградском тракторном заводе, где делали теперь танки.

Но вот наступило время, когда «война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи»: через Краснодон хлынули наши отступающие части.

Роль малой родины в жизни человека

Какова роль малой родины в жизни человека?

Малая родина играла существенную роль в жизни будущих молодогвардейцев. Об этом пишет в романе «Молодая гвардия» А.А.Фадеев. Девушки, только что окончившие школу в Краснодоне, беседуют о родных местах. Ульяна Громова говорит, что многим не нравится степь, потому что считают ее бесприютной. А она ее любит. Ульяна вспоминает время, когда ее мать работала в степи, а ей, будучи еще совсем маленькой, нравилось смотреть высоко в небо. И ей казалось, что можно посмотреть еще выше. В детские годы краснодонская степь повлияла на молодых людей. Она дала им огромный горизонт простора, который помог осознать и почувствовать свободолюбие и энергию жизни.

Как проявляется любовь к Родине?

«Как это всегда бывает в трудные моменты жизни народов и государств, в душе даже самого рядового человека мысли о собственной судьбе тесно переплетаются с мыслями о судьбе всего народа и государства». Так писал А.А. Фадеев в романе «Молодая гвардия».

Активная молодежь Краснодона с начала Великой Отечественной войны жила беспокойными думами о том, что делается на Родине и как жить дальше.

Анатолий Попов вспоминал свою мать с ее чудными старинными казачьими песнями, которые она певала ему с колыбели. И вот с начала войны родные «находились в беде, такой беде, что ни видеть это, не думать об этом нельзя было без острой боли сердечной». Надо было действовать, действовать немедленно.

Жоре Арутюнянцу было совершенно ясно, как он будет жить при немцах. И он рассуждал о том, как народ, в том числе и его тихие родители, возьмется за оружие. Если старики так поступают, как же молодежь, должна поступать? Он считал, что необходимо взять на учет всех молодых людей, кто не уехал, и немедленно связаться с подпольной организацией.

Проблема исторической памяти

Важно ли помнить героев войны?

Вчерашние школьники, герои романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»: Иван Туркенич, Олег Кошевой, Любка Шевцова, Сергей Тюленин и многие другие – с начала Великой Отечественной войны настойчиво искали связи с коммунистами-подпольщиками, затем под их руководством создали комсомольскую организацию «Молодая гвардия». Они расклеивали листовки, так необходимые для поднятия силы духа людей, наказывали предателей, устраивали диверсии в мастерских города. Чтобы люди почувствовали, что страна не сдается, что великие праздники не забыты, молодогвардейцы в праздничную дату вывесили на здании красный флаг, подожгли немецкую биржу труда. Девушки готовили перевязочный материал для раненых. Одна группа нападала на легковые машины с немецкими офицерами, другая уничтожала машины-цистерны с бензином, третья - задерживала немецкие машины с оружием.

Молодогвардейцы, жертвуя личными интересами ради общественных, оставались стойкими до конца и в тюрьме, и во время казни.

Своим активным стремлением помочь народу в борьбе с фашизмом и одухотворенностью молодогвардейцы заслужили доброе имя и вечную память. Все наши будущие потомки должны знать о самоотверженной деятельности «Молодой гвардии» — советской подпольной антифашистской комсомольской организации юношей и девушек, действовавшей в годы Великой Отечественной войны. Знать имена Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих других, уважать их деяния и помнить их всегда – задача потомков.

Как война влияет на жизнь людей?

Проблема влияния войны на жизнь людей

1.

Когда фашистская армия захватывала территории, необходимо было уничтожать все важные объекты. Директор шахты Валько и известный забойщик Григорий Шевцов сами взорвали своё детище, кормилицу страны. Когда они пришли домой, Шевцов низко наклонил голову, чтобы спрятать слёзы, спросил своего начальника, как они сумели взорвать свою красавицу. Мужчины испытывали душевные муки, которые вызвали у таких крепких людей слёзы. Вместе с ними навзрыд заплакала и дочка Шевцова – Любка.

Война вынуждает людей разрушать самое дорогое, что они создали своими руками.

2.

До войны люди не планировали расставаться. А война заставляла молодых людей делать тяжелейший выбор: оставаться со старыми и больными родителями или эвакуироваться, потому что родители настаивали на этом. Когда пришло время прощаться, только тогда Ульяна Громова почувствовала, как страшно может повернуться жизнь. Она должна оставить родителей и одна ринуться в мир, где много «лишений, скитаний, борьбы». Когда семья Громовых прощалась, они понимали, что прощаются навсегда, поэтому они не стеснялись слез и не пытались их сдерживать.

3.

А. Фадеев описывает атмосферу эвакуации. Слышно было, как плакали дети и женщины. Здесь прощались взрослые с детьми и молодые со стариками. А в некоторых домах стояла тишина, потому что старые женщины проводили все семьи и сидели «с железною мукою в сердце», уже не в силах плакать. Были и такие дома, где подростки ссорились с родителями, – убеждали их «уезжать немедленно и оставить их одних, а родители говорили, что жизнь их уже прошла, а вот девушкам-комсомолкам надо уходить от греха и беды».

4.

Война заставляла делать людей, не сумевших эвакуироваться и оставшихся в оккупации, тяжелейший нравственный выбор.

Отец Виктора Петрова, лесничий был известен своим участием в борьбе против немцев еще в 1918 году. Поэтому возвращение домой грозило ему смертельной опасностью. Он не знал, как ему теперь поступить. Он знал, что кто-нибудь из партийных людей обязательно оставлен для организации подпольной и партизанской борьбы. Но, когда теперь в сердце к нему закрадывалась мысль о том, что у него сохранится возможность так же служить лесничим при немцах, - им «овладевали такая тоска и отвращение, что ему, крупному, сильному человеку, хотелось драться».

5.

Война значительно меняет роль женщин в жизни. В качестве исторического доказательства может быть героическая деятельность членов подпольной комсомольской организации города Краснодона, о которых писал А.А. Фадеев в романе «Молодая гвардия». Среди них было немало и девушек. Это Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Валентина Борц и другие. Наравне с юношами они участвовали в опасных операциях и выстояли в пытках.

6.

Гражданские люди тоже страдали во время войны. Об этом рассказывает А.А. Фадеев в романе «Молодая гвардия». Девушка, которую угнали в Германию, жила во многих лагерях. В одном лагере была надсмотрщица-немка, которая терзала девушек до смерти. И вот женщины договорились уничтожить ее. Они накрыли ее шинелью и задушили. Вот так женщине, которая по внутренней своей сути живет для того, чтобы давать жизнь новому существу, приходилось, вопреки своей внутренней установке, действовать не по-человечески.

Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?

Какова роль заботы, помощи в годы войны?

1.

Многие люди во время эвакуации шли пешком. Среди них шли детишки из детского дома. Притомившихся детей сажали по очереди на подводы с имуществом. Когда шахтерский грузовик поравнялся с детским домом, взрослые вышли из машины и усадили туда ребят. Некоторые взяли детишек и несли на руках. Ульяна Громова заметила заведующую детским домом. Это была уставшая женщина, лицо которой казалось черным. Она всю дорогу шла пешком.

Среди беженцев были и ребята из детского дома, которые вместе с воспитательницами шли пешком за подводами. Представители администрации шахты решили помочь им и посадили на грузовики.

Таким образом, забота об окружающих помогала смягчить тяготы войны.

2

Поток беженцев не прекращался. Ульяна Громова и Олег Кошевой, познакомившиеся в этом потоке, разговаривали о том, что происходило. Они жалели не себя, а людей, которых видели. Кошевой вспомнил матерей людей такого же возраста, как у них. Они сочувствовали старым людям, которые переживали за детей сейчас и которым предстоит пережить ещё много.

3

Немцы были уже в Краснодоне. Подростки брат и сестра Сергей и Надя Тюленины беспокоились о больных и раненых, которые находились в госпитале. Сергей предложил, чтобы их разобрали жители к себе домой. Сестра опасалась за их жизнь, потому что сейчас неизвестно, кто как живёт и надёжный ли он человек. Сергей настаивал, что жители помогут спасти раненых. Сережка Тюленин с сестрой и его друг Витька Лукьянченко в течение нескольких часов нашли в разных частях города более семидесяти квартир для раненых.

Роль книги в жизни человека

1.

Жору Арутюнянца в школе называли Профессором. Он любил читать и завёл читательский дневник, где кроме фамилии автора, названия книги, записывал мнение о прочитанном. О книге Н.Островского «Как закалялась сталь» было написано: «Вот здорово». О романе А.Толстого «Петр Первый» старшеклассник написал, что автор показал, как царь Петр был прогрессивным человеком. «Стихи о прекрасной даме» А. Блока были оценены так: «Много туманных слов».

Так книги и дневник чтения помогают развивать мышление и творческий потенциал человека.

2.

Семья Вали Борц не успела эвакуироваться. Дочь Валентина не хотела жить в ожидании беды. Она считала унизительным для себя такое поведение, связанное со страхом. Она хотела продолжать жить насыщенной интеллигентной жизнью. Девушка взяла томик Стивенсона и, расстелив в саду плед, погрузилась в чтение. Сказочный летний мир переплёлся в ее душе с вымышленным миром приключений. Она задумалась о человеческой отваге и благородстве, о чистой дружбе и чистой любви. Иногда, отложив книгу, она мечтательно смотрела на небо. Ей было хорошо в этом месте с раскрытой книгой!

Так книга помогала преодолеть страх. В трудные минуты с книгой улучшается самочувствие человека, ему становится спокойнее.

Проблема проявления профессионального долга

Что включает в себя профессиональный долг?

Какие поступки можно назвать благородными?

Врач Федор Федорович не эвакуировался, а остался с ранеными в больнице. Он считал, что это его профессиональный долг. Сергей Тюленин, помогавший прятать раненых бойцов у надежных людей, назвал такой поступок врача благородным. Фашисты начали забирать раненых для расстрела. И врач, считавший своей обязанностью находиться с ранеными в любых условиях и заступаться за них, несмотря на опасность для собственной жизни, был застрелен.

Проблема проявления истинной смелости

Что такое смелость?

Кто такой смелый человек?

1.

Когда Ульяна Громова во время эвакуации вместе со знакомыми сидела на телеге, немецкие самолеты ударили по беженцам. Она осталась одна на телеге. Кони понеслись и чуть не выкинули её из повозки. Потом Ульяна увидела, как какой-то юноша сумел остановить лошадей. Видно было, что сдержать их стоило ему больших усилий. Но он улыбнулся девушке, и они познакомились. Так Олег Кошевой спас Ульяну Громову. Ведь настоящая смелость заключается не в громких словах, а в реальных делах.

2.

В доме Олега Кошевого поселились фашисты, для которых родители и дети «не существовали не только как люди, а даже как предметы. Хозяином теперь становился немец-денщик. Бабушка Олега не согласна была мириться с этим положением. «С каждым днем она все смелее пререкалась с денщиком, а когда он кричал на нее, она сама кричала на денщика». Однажды он пнул ее своим громадным каблуком в поясницу, но бабушка в ответ ударила его сковородой по голове.

Бабушка Вера, энергичная, привыкшая после смерти мужа к самостоятельности, с утроенной энергией колола дрова. Выражение ее лица как бы говорило о том, что она осуждала членов семьи за то, что они боялись. Она никогда бы не допустила такого унизительного состояния. Когда немцы начали вырубать около дома кустарники и цветы, бабушка Вера с гневом говорила, что они не мешают, и хотела даже вцепиться в них. Своим поведением она внушала всем членам семьи силу и стойкость.

3.

Когда фашистские части начали появляться в Краснодоне, Сергей Тюленин следил за немцами с чердака школы. После того как он узнал о расстреле раненых и доктора в больнице, «мстительное чувство сотрясало все его тело». Он решил поджечь их штаб. На огороде он откопал три бутылки с горючей смесью. Преодолевая страх, он бросал их в нижние окна треста. После этого «он едва удерживался, чтобы громко не засмеяться» и «с неописуемым торжеством в душе» повторял разные фразы» из школьной немецкой грамматики, приходившие ему на память: «Вот вам! Зетцен зи зих!...»

Так смелый и отчаянный юноша самостоятельно совершил мужественный поступок, не желая смиряться с присутствием врагов и с их бесчеловечностью.

Проблема нравственного выбора

1.

А.А. Фадеев описывает состояние шахтеров, которые возвращались на свою работу при немцах. Тяжкие сомнения терзали души рабочих людей в годы оккупации: надо было принять решение о выходе на работу, «когда родные шахты и заводы стали собственностью врагов отчизны, когда сыновья и братья, мужья и отцы отдавали свои жизни на поле брани против врагов отчизны!» Люди были угрюмыми и смущенными и «избегали смотреть в глаза друг другу, почти не разговаривали».

2.

Как и для всех советских людей, вопрос о том, выходить или не выходить на работу при власти немцев, был и для молодых людей одним из самых трудных вопросов совести. Как и все советские люди, всем своим воспитанием они были «морально подготовлены прежде всего к тому, что на врага нельзя работать ни много, ни мало, наоборот - с его приходом надо бросать работу, надо бороться с врагом всеми способами, идти в подполье, в партизаны. Но где они, эти подпольщики и партизаны? Как их найти? А пока они не найдены, как и чем жить все это время?»

Так в годы оккупации люди оказались перед мучительным нравственным выбором.

Роль матери в жизни человека

1.

Когда Олег Кошевой задумывался о чем-то важном, он всегда вспоминал материнские слова: «Ах ты, Олежка-дролежка!» Во время эвакуации он смотрел на беспрерывный поток беженцев и вспоминал о своей матери, о ее мягких и добрых руках, которым «столько выпало работы в жизни». Он ощущал их с самого детства до того времени, когда решился на эвакуацию. Он помнил эти руки, когда она полоскала белье в студеной проруби, жала серпом рожь, когда мать учила его азбуке и тогда, когда Олег болел. Мать была всегда возле него.

В лирическом отступлении о материнских руках А.А. Фадеев пишет о всех советских женщинах, которые проводили на войну сыновей. Руки матерей помогали и помогают детям поддерживать жизнь в себе и в других людях. Они поднимают «воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен».

Итак, роль матери в жизни человека велика. Любовь матери дает человеку силы для созидания. Всё, что создано людьми, наполнено материнской любовью. Так считает А.А. Фадеев.

Писатель обращается к молодому поколению и считает важным, чтобы оно признало свои ошибки перед самыми близкими людьми и попросило прощения у них.

2.

Олег Кошевой никогда ничего не скрывал от матери. И как это всегда бывало, рассказал о предательстве любимой девушки, которую он любил. Когда юноша решил навестить Лену Позднышеву, он увидел, как она разучивала романс с немецкими офицерами и была очень довольна. Олег только спросил ее, чем они платят ей и, не дождавшись ответа, быстро ушел. Впервые о девушке он подумал как о «продажной твари».

Мать Олега поняла сына и сказала, что не надо жалеть об этом, потому что если девушка могла так поступить, значит, она не такая, как они о ней думали. Разговор с матерью помог пережить сыну трагедию любви.

Роль родителей в жизни человека

Роль родителей в формировании мировоззрения детей

А.А. Фадеев в романе «Молодая гвардия» ставит вопрос о роли родителей в жизни человека. Елена Николаевна, мать Олега Кошевого, одного из руководителей подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», сыграла огромную роль в воспитании сына, его дальнейшей общественной и личной жизни. Сын всегда делился с ней всем. Узнав о том, что он перестал встречаться больше с Леной Позднышевой из-за того, что она недостойно вела себя по отношению к немцам – принимала их подарки – мать посоветовала ему не жалеть о разрыве, она помогла Олегу сделать вывод о том, что эта девушка такой была и раньше. Просто они этого не разглядели. Елена Николаевна защищала сына, когда он не уступил немцу-денщику, поселившемуся у них в доме. Во время откровенных разговоров с сыном об участии в подпольной борьбе она старалась поддержать его силу духа и советовала всегда и везде не бояться, быть сильным до последнего дыхания. Отчим тоже был для Олега настоящим другом. Они о многом беседовали. Отчим научил его работать физически, управлять лошадьми, лодкой. Он развил в юноше стойкость, выносливость, мужественность. Во время оккупации пасынок узнал, что отчим не сдал радиоприемник и хранил его в доме, под половицей. Олег Кошевой взял его фамилию Кашук в качестве подпольной клички.

Отчим и мать воспитали сына сильным духом, мужественным, таким, которого фашисты не могли сломать.

Как проявляется предательство любимого человека?

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Олег Кошевой был влюблен в девушку-одноклассницу Елену Позднышеву, которая осталась в Краснодоне. Ей он посвятил многие страницы своего дневника. Он был уверен в том, что «Леночка – это уже навсегда в душе его, это уже никуда не может уйти». Юноша томился от разлуки. Когда Олег вернулся после неудавшейся эвакуации, он решил навестить девушку и услышал звуки пианино и пение Леночки. Увидев его, она сначала смутилась, а потом стала объяснять, что она пытается разучить с немецкими офицерами романс. Олег посмотрел ей прямо в глаза и спросил ее, чем они платят ей. Честным и суровым ответом были его слова о том, что она продешевила. А потом, развернувшись, юноша ушел. Обдумывая поступок Лены и называя девушку «продажной тварью», он по-детски задыхался от такого горя. Будучи морально чистоплотным и нравственно искренним человеком, Олег не ожидал от девушки такого недостойного поведения.

Олег Кошевой никогда ничего не скрывал от матери. И как это всегда бывало, рассказал о предательстве девушки. Она поняла сына и сказала, что не надо жалеть об этом, потому что если она могла так поступить, значит, она не такая, как они о ней думали.

Роль дружбы в жизни человека

Проблема истинных дружеских отношений

1.

В романе А.А.Фадеева «Молодая гвардия» рассказывается о преданной дружбе старшеклассниц, окончивших школу перед войной. Когда Ульяна Громова узнала об эвакуации людей из Краснодона и у нее появилась возможность уехать на повозке вместе с Анатолием Поповым, она не сразу согласилась ехать, потому что не могла бросить подругу. А Валя Борц не могла оставить мать. Во время прощания девушки вспомнили о том, как они с детства дружили, делились всеми девичьими тайнами. Ульяна впервые поняла, что теряет единственного человека, которому она могла доверить абсолютно все. Она всегда знала, что найдет в душе Вали отклик на любую беду или радость. Девушки плакали, потому что понимали, что дружба их прерывается, может быть, навсегда.

2.

Когда Олег Кошевой и Иван Земнухов оказались в оккупированном немцами Краснодоне и обсуждали свои подпольные связи, они поклялись в том, чтобы действовать всегда вместе. Несмотря на сложности жизни, юноши были влюблены, и Олег спросил Ваню о его девушке. Ваня ответил, что столько людям приходится переживать, а жизнь все-таки прекрасна. Со слезами на глазах Олег согласился с ним. Так молодые друзья, которых ждала смерть за участие в подпольной деятельности, доверяли друг другу самое сокровенное, поддерживали друг друга.

3.

Совсем недавно молодые люди Краснодона были просто школьными товарищами, беспечными и озорными. И вот с тех пор, когда была создана организация «Молодая гвардия» и они дали клятву, каждый из них как будто «простился с собой прежним». Словно бы прежняя безответственная дружеская связь закончилась. Юноши и девушки вступили «в новую, более высокую связь - дружбы по общности мысли, дружбы по организации, дружбы на крови, которую каждый поклялся пролить во имя освобождения родной земли».

4.

Подпольщики Матвей Костиевич Шульга и Андрей Валько решили бежать во время допроса и начали бить немцев, которые их допрашивали. Но вскоре подоспели остальные враги. «Они свалили рыцарей на пол и, дав выход ярости своей, стали мять, давить и бить их кулаками, ступнями, коленями и долго еще терзали их и после того, как свет померк в очах Валько и Костиевича». Потом перед казнью в камере два товарища-подпольщика «исповедовались друг перед другом и перед своей совестью». Они беседовали о стойкости советского народа и рады были такой дружбе, которая была между ними. Костиевич считал, что великое счастье – иметь такого друга, как Валько, и умереть вместе с ним.

Роль учителя в жизни страны и человека

Проблема отношения к учителю

В фашистском застенке подпольщики Матвей Шульга и Андрей Валько исповедовались друг перед другом перед смертью. Они говорили о стойкости советского народа, о комсомольцах и учителях. Матвей Шульга считал, что первым воспитателем молодежи является учитель. Учитель должен быть первым человеком в стране. Будущее детей, народа – «в руках учителя, в его золотом сердце». Подпольщик Матвей Шульга раньше работал заместителем председателя исполкома одного из сельских районов Ворошиловградской области. Сейчас он осуждал себя за то, что мало проявлял заботы о школах, об учителях, считая, что это забота районо. Шульга признался, что поздно это понял, и сейчас жалел об этом.

Проблема связи старшего поколения с младшим

Проблема преемственности

1.

В разговоре с директором шахты №1 Андреем Валько Олег Кошевой попросил его помочь найти подпольщиков. Он признался, что организовать подпольную борьбу – это его мечта, и думал он над ней давно. Перед Валько «стоял человек нового, самого юного поколения. Самые, казалось бы, несоединимые черты - мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение, - эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения». Оба – старший и младший – поняли, что теперь у них одна общая дорога. «Оба они находились в состоянии небывалого морального подъема и энергической деятельности».

2.

Коммунист Филипп Петрович Лютиков, который был оставлен в городе для координации подпольной деятельности, разговаривал с Осьмухиным Володей и предупреждал его о том, что доверчивость и открытость в подпольном деле может стоить жизни. Он советовал ему установить связь с теми молодыми людьми, на кого можно положиться. Лютиков сказал о закопанном в парке шрифте. Необходимо было разведать, можно ли его выкопать. Опытный подпольщик похвалил Володю Осьмухина за то, что тот правильно понял, что при партийной организации «хорошо иметь свою молодежную группу».

3.

Коммунист Филипп Петрович Лютиков, который был оставлен в городе для координации подпольной деятельности, встретился с Олегом Кошевым. Во время душевной беседы он напомнил молодому человеку о том, что надо воспитывать в себе гордость за родной Донбасс. Главная мысль, которую хотел донести этот пожилой человек до представителя молодого поколения, заключалась в том, что как бы трудно ни было в годы гражданской войны и в первые пятилетки, люди всегда выполняли свой долг с честью. На его вопрос о том, сумеет ли Олег внушить это членам молодой организации, Кошевой ответил утвердительно. Доверие, которое Лютиков оказал Олегу Кошевому, наполняло сердце юноши «чувством гордости и преданности беспредельной».

В чем заключается истинное мужество/стойкость?

Что значит быть мужественным/стойким человеком?

В чем проявляется мужество/стойкость людей?

1.

Во время допроса Матвей Шульга (Костиевич) и Андрей Валько пытались расправиться с немцами и бежать. Они смело раскидывали солдат, которым был дан приказ не стрелять и которые боялись подойти к арестованным. Некоторые даже полезли под стол, видя перед собой таких мужественных людей. Оба подпольщика поняли, что враг «не получил распоряжения от начальства убить их, и это наполнило их души таким торжеством, чувством такой полной свободы и безнаказанности, что они были уже непобедимы. Окровавленные, разгульные, страшные, они стояли плечо к плечу, упершись спинами в стену, и никто не решался к ним подступиться».

2.

Когда немцы привезли людей к большой яме и начали расправу над ними, Шульга обратился к людям, называя их своими прекрасными товарищами, и пожелал им вечной памяти и славы. А когда в его спину вонзился штык, он успел крикнуть слова о партии. Люди приготовились к смерти, но их не расстреливали, а закапывали живьем. Шульга начал петь «Интернационал», песню подхватил Валько, и вот уже новые голоса присоединились к ним. В эту глухую темную ночь жители Краснодона слышали, как из-под земли доносились слова этой торжественной песни, которую пели заживо погребенные люди.

3

Фашисты били Любу Шевцову электрическими проводами. Она, услышав звук мотора, радостно закричала о том, что это советские самолеты. После бомбежки молодогвардейцы «перестали скрывать свою принадлежность к организации и вступили в открытую борьбу с их мучителями. Они грубили им, издевались над ними, пели в камерах революционные песни, танцевали, буянили, когда из камеры вытаскивали кого-нибудь на пытку».

4

Когда арестовали Олега Кошевого, «выражение его было спокойное и суровое… Он был спокоен и суров потому, что подводил черту под всей своей недолгой жизнью». Не он виноват, что его жизненный путь (16 лет) оказался таким коротким. Он был уверен, что выдержит все мучения. В чем он мог упрекнуть себя? Он не лгал, не искал легких путей. Даже если он не испытал всего счастья, он все равно был счастлив, счастлив тем, что боролся. Он вспомнил слова матери, которая называла его «орликом». Главное: не обмануть ее веры и доверия товарищей и умереть достойно.

На допросе он признал, что был руководителем «Молодой гвардии», но отказался говорить о ней, потому что бесполезно об этом рассказывать людям, которые убивают невинных, и назвал фашистов мертвецами.

5

Сергей Тюленин на допросах молчал даже тогда, когда его вздернули на дыбу, молчал и тогда, когда шомполом проткнули раненую руку, только «заскрипел зубами».

6

«…их дети проходили самые последние и самые страшные из испытаний, выпавших на их долю». Иван Земнухов заговорил только после четырех недель молчания. Он открыто заявил немцам о том, что они не могут справиться с молодыми подпольщиками, хотя завоевали столько стран.

7.

Даже тогда, когда враги выжгли на спине Ульяны Громовой звезду, она не теряла надежды и, полулежа на боку, выстукивала соседям-мальчишкам о том, чтобы они крепились и надеялись на помощь.

8

Когда молодогвардейцев повезли на казнь, то они помогали друг другу, потому что многие не могли идти. В машине они пели «Замучен тяжелой неволей…». А потом, когда их подвезли к шахте, они запели «Интернационал». «Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф по одному. И каждый, кто мог, успевал сказать те несколько слов, какие он хотел оставить миру».

9.

Когда молодогвардейцев везли на казнь, Сергей Тюленин заботился о Толе Ковалеве, которому немцы связали руки, и намекал ему о побеге. Тюленин, несмотря на сильную слабость, «припал зубами к узлу» и сумел его развязать. Как же он радовался, когда товарищ спрыгнул с машины. Сергей восторженно кричал об этом и «ругался самыми страшными словами, какие только знал. Но эти ругательства звучали сейчас в устах Сережки, как святое заклятие».

10

Филипп Петрович Лютиков и Олег Кошевой находились в разных камерах. Фашисты пытались «заставить их указать след всего подполья - не только в районе, а и во всей области». Враги связали их, потому что опасались. Выражение лица руководителя подпольного районного комитета партии говорило «о великой душевной его мощи. Выражение глаз у него было спокойное и строгое, как всегда». Народных вожаков – старого и молодого – подвергли «новым страшным испытаниям, но можно сказать, что они уже ничего не чувствовали: дух их парил беспредельно высоко, как только может парить великий творческий дух человека».

11

Любу Шевцову фашисты мучили еще долго, пытаясь добыть у нее шифр и радиопередатчик. Когда ее вывели на расстрел, она запела одну из самых своих любимых песен «На широких московских просторах...». Ротенфюрер СС «хотел поставить ее на колени и выстрелить в затылок, но Люба не стала на колени и приняла пулю в лицо».