Найти тему
Семья Life

Как мы зарабатывали

Как выживали в 90-е

После покупки квартиры встал вопрос, как быстрее рассчитаться с дядей моего мужа. Ведь долг был взят в долларах и возвращать нужно было тоже долларами. В те непростые для нашей страны времена, люди выживали кто как мог. У нас в городе многие начали заниматься пошивом шапок из меха сурка. По другому он назывался-табарган и закупался в соседней Монголии. Крашеная шкурка его была похожа на мех норки, только изнашивалась она намного быстрее. Многие наши знакомые и друзья тоже шили шапки прямо на дому. Для этого необходимо было приобрести деревянные болванки, байковые или шерстяные одеяла, подкладочную ткань, ну и собственно сами шкурки. Была целая цепочка участников. Где каждый зарабатывал на жизнь. И те кто изготавливал деревянные болванки, и те кто красил шкурки, и те кто закупал их и перепродавал. Продавали готовые шапки на местных рынках по всей Иркутской области. Ну а у кого был большой оборот летали по всей стране, набивая огромные баулы этими шапками и собираясь группами по несколько человек для безопасности.

Для некоторых этот бизнес закончился как только наступили лучшие времена. Другие же наоборот поднялись на этом бизнесе и стали шить уже качественные норковые шапки, открывая большие отделы на рынках города. Поэтому наш город иногда называют городом шапошников, и в одном из скверов даже была установлена скульптура этому зверьку сурку. В напоминание о тех временах.

Мы же пошли другим путём.

Уволившись из больницы, я начала летать в Москву за товаром и перепродавать его на местном рынке. Сначала торговала сапогами, потом плащами и пальто фирмы "Berghaus", может кто, помнит чёрные бархатные пальто с отделкой мехом из ламы. Были ещё платья, костюмы из варёного шёлка и много чего ещё. Почти из каждой поездки я возвращалась с сотней долларов. Так постепенно мы собрали на долг.

Но какой же адский это был труд.

Да да труд, а не как многим, он может казался романтикой и свободой от ежедневного похода на работу. Если бы не сложившиеся обстоятельства, я никогда бы не ушла из медицины и всё таки осуществила свою мечту работать в операционной. Постоянные тяжести вытягивали руки, летом на жаре, зимой на холоде. До рынка в Иркутске не имея тогда ещё машины, приходилось добираться на междугороднем автобусе.Приезжали домой вымотанные,голодные. А поборы местных бандитов, и страх что попортят товар. В Москву летала я с подругой, получалось два раза в месяц. Обычно мы улетали на один день с ночёвкой. Утром после прилёта сразу ехали в Лужники закупать товар, потом отвозили сумки в аэропорт, оставляли в камере хранения и ехали обратно. Помню с каким недовольством на нас в метро смотрели москвичи, ведь в каждой руке у нас было по большущей набитой сумке. И понятно что на эскалаторе и при посадке в вагон будешь не очень то поворотлив.

Фото автора
Фото автора

Непоправимая трагедия

Постепенно страх перелётов притупился, и поездки стали обыденными, с привычно выстроенным маршрутом, как будто в соседний город. Пока не произошла страшная трагедия. 3 января 1994 года над Иркутском потерпел крушение самолёт совершавший рейс Иркутск-Москва. На четвёртой минуте полёта у него отказал двигатель. Борт упал на молочную ферму в селе Мамоны, погибли все 125 человек. Большая часть пассажиров были челноки, хорошо поторговавшие перед праздниками. Очевидцы рассказывали, что всё поле было усыпано деньгами и над ним ещё какое-то время летали денежные купюры... Конечно же не обошлось без мародёров. Очень жаль всех погибших, я уверена что не от сытой жизни они начали заниматься этим бизнесом. А многие из них для того, чтобы прокормить свои семьи. Но жизнь продолжается, и у нас уже были взяты билеты. Трагедия произошла в понедельник, а мы полетели в четверг 6 января, с расчётом привезти товар к выходным. Помню стоим с подругой в очереди у трапа, и тут какая то заминка. Что такое? Минут десять стояли, слышим вроде как двигатели прогревают, тишина в толпе гробовая. Я помню тогда молитву какую то вспомнила сразу. Ну расселись по местам, и тут началось мужики ещё до взлёта уже набрались. Но как-то стюардессы лояльно отнеслись, понимали какое напряжение у народа, да никто и не буянил. Потом все они уснули. Вот так и жили, постоянно в стрессе.

Фото автора ( уже современное время)
Фото автора ( уже современное время)

Останавливались по-разному

На ночлег мы останавливались как в гостиницах, так и у частных лиц. Однажды хозяйка квартиры, где мы ночевали уже не в первый раз, отказала нам, и мы ночевали на железнодорожном вокзале. К счастью, товар уже был куплен, и у нас осталось немного денег, только чтобы купить гостинцы для наших детей. Деваться нам было некуда, и мы уставшие от перелёта, от переноса тяжёлых сумок и от разницы в часовых поясах сидим на скамейке внутри вокзала и дремлем. И тут кто-то подошёл к нам и посоветовал попроситься на ночлег в вагон пассажирского поезда. Я уже сейчас не помню кто это был, возможно та же проводница, ведь видно же было что мы не местные. Составы эти отстаивались после прибытия на запасных путях, и мы пошли договариваться. Рядом с составом на перроне темнота, в вагонах света тоже нет. Мы постучали, выглянула проводница и согласившись велела подойти нам после 12 часов ночи. Надо сказать, что бизнес у них был хорошо отлажен, ну это и понято, ведь все тогда выживали как могли. Да и желающих тоже было не мало. Теперь я думаю, что кто-то из челноков так и ночевал в поездках. Торговало то в те годы полстраны. В назначенное время нас запустили в вагон, и мы в полной темноте расположились в купе. Там мы перекусили какими-то плюшками и естественно без белья, прямо в одежде на голых матрасах отключились. Разбудили нас в пять утра, стоит ли говорить, что воспользоваться туалетом и умыться у нас тоже не было возможности. Вот молодость, а если случись что, какой нибудь криминал. В поясных сумках паспорта, билеты на обратный путь. Никто бы не узнал, пропали без вести и всё. Искать никто бы не стал, в городе миллионнике.

Иногда когда нам удавалось хорошо поторговать, мы летали раз в неделю. Как-то несколько раз я вообще летала одна, было страшно, конечно. Одна с деньгами, в чужом городе за тысячи километров. Но слава богу всё обходилось. Чего только не было с нами за эти годы. Валера на рынке всегда был рядом со мной. Помню как-то зимой мы окоченев от мороза, так "согрелись" горячительным, что вернувшись домой, только через пару часов увидели, что забыли сумки с товаром в такси. Хорошо водитель оказался честным человеком и вернул всё на следующий день, правда пару вещей прихватил всё таки, ну это видимо в благодарность плюсом к нашей. А один раз нам при расчёте, мошенник заломил купюры, т.е. дома мы поняли, что за две пары сапог мы получили деньги как за одну. Ну может кто-то, помнит о таком приёме. Я проревела тогда весь вечер, обидно было за себя, и ещё потому-что кому то, так легко достаются деньги.

  • . Со временем торговля стала всё хуже, часть денег уходила на покупку долларов и на товар оставалось денег всё меньше, к тому же всегда хотелось привезти что-то и для семьи. В общем рассчитавшись с долгом мы с торговлей закончили

До новых встреч друзья, ставьте лайки, пишите комментарии с удовольствием почитаю. Если заглянули случайно и вам понравилось возвращайтесь снова, надеюсь будет интересно.