Любила Анна к сыну в гости ездить, собиралась за долгое время и всем знакомым рассказывала о грядущей поездке. Гостинцы внуку собирала и задерживалась в гостях на пару недель, хотя обычно отправлялась на три дня. Алексей уговаривал мать задержаться, ей торопиться было некуда, поэтому оставалась, хотя и догадывалась, что это невестку бесит.
- Всё-таки, как у вас красиво, - любила с видом хозяйки говорить пенсионерка.
Невестка Татьяна обычно после этой фразы начинала беситься, но старалась сдерживаться и виду свекрови не показывать.
- Хорошо, что я уговаривала вас её купить и с ремонтом помогла, - гордилась она собой.
- Да, мама, спасибо, - дежурно отвечал Леша.
- Я смотрю, не все благодарны за мою помощь и поддержку, - косилась она на невестку.
- Угу, - даже не слушала её погруженная в свои мысли Таня.
- Вот посмотрела бы я, какой бы ремонт вы сделали, если бы не моя помощь, - продолжала она.
На самом деле квартиру Таня и Леша взяли в ипотеку через год после свадьбы, а на ремонт денег и правда не было. Первое время из мебели был только надувной матрац и маленький столик на кухне, за которым готовили еду, ужинали, работали и пили чай с друзьями. Но в этом была такая романтика, что молодожены не могли нарадоваться счастью и строили грандиозные планы на будущее.
- Не годится так жить, - сказала тогда Анна, приехав первый раз в гости к детям. – У меня ведь пустует квартира моих родителей, продадим её и ремонт сделаете. Она хоть и в провинции, но на ремонт должно хватить.
- Ну, это было бы очень круто, - скромно говорил Алексей. - Мы были бы очень благодарны.
- Решено, - говорила польщенная Анна.
Потом действительно квартира была продана, деньги женщина сыну не отдавала, а сама процесс ремонта курировала. Таня бесилась, что мать вмешивается в выбор мебели и хотела всё по своему вкусу обставить. Только Анна сдаваться не собиралась.
- Молодые вы ещё, не понимаете ничего, - говорила она с видом знатока и авторитета. - Купите ерунду, а я на качество первым делом смотрю.
Таня тогда обижалась и сердилась, просила у мужа поддержки, но Алексей не решался мать обидеть.
- Ты пойми, ей приятно нам помогать, - говорил он. - К тому же, это деньги от продажи квартиры бабушки и мать могла нам их вообще не давать.
С годами Таня всё чаще приходила ко мнению, что лучше бы и не давала, потому что свекровь постоянно напоминала о своей благодетельности и не упускала возможности уколоть за это. Всем родственникам и друзьям рассказывала о своём участии в судьбе сына и невестки, и часто называла квартиру «наша».
- Уже скоро новый ремонт делать нужно, а твоя мать всё ещё прежний забыть не может, - часто сердилась Татьяна. - Столько лет уже прошло, малой вырос, а она всё собой не нарадуется.
- Относись к этому снисходительно, - просил мужчина. - Не забывай, у мамы давление.
Но Татьяна не могла ровно реагировать на такое поведение свекрови, поэтому каждый её приезд казался настоящим испытанием. Они никогда не были дружны, а когда Анна Петровна «включала благодетельницу», Таня вообще старалась абстрагироваться или переключать внимание на другие дела.
- К чему ты эти жалюзи в большой комнате повесила? - рассматривала обновку Анна в этот приезд.
- Они удобные и подходят по стилю, - терпеливо рассказывала женщина.
- А куда моя тюль делась? - злилась Анна. - Она же красивая была и нарядная.
- Красивая и модная она была лет десять назад, сейчас другие тенденции, - пыталась донести свою правду Таня.
- Ну понятно, - обижалась Анна. - Никакой благодарности от тебя можно было и не ждать.
В тот раз Таня еле сдержалась, хотя, в принципе, уже не понимала, насколько долго она должна быть благодарна свекрови. Жалюзи она купила за свои деньги, и вообще, к тридцати пяти годам хотела чувствовать себя хозяйкой в своей квартире. Они только недавно закончили выплачивать ипотеку, поэтому, и правда, о ремонте мечтали.
- Может ещё этот постоит? - сомневался Алексей.
- Конечно, а ещё можно и в пещере жить, - психовала жена. - В ванной плитка отваливается, линолеум в коридоре стёрся, малой в своей комнате все обои испортил. Я хочу красивое и уютное пространство, я уже всё продумала.
Пришлось Алексею соглашаться с женой, матери пока не говорил о планах. Договорились с Таней всё сделать, а потом её в гости пригласить. Несколько раз Анна порывалась раньше наведаться, но супруги отговорки придумывали и просили перенести приезд. Только спустя три месяца сами её в гости пригласили.
- Ну, такое, - недовольно расхаживала Анна по обновленной квартире. - Мне прошлый вариант нравился больше, было намного красивее и богаче.
- Зато теперь всё новое и современное, - не сдавалась Татьяна.
Недовольна осталась пенсионерка переменами, высказала всё сыну, чтобы невестка не слышала. Собралась домой быстро, на прощание Таню в расточительстве обвинила.
- Мой сын так тяжело пашет, а ты ерундой занимаешься, - сказала она недовольно.
- Я, вообще-то, тоже работаю, ремонт был нашим общим решением, и вообще, красиво же получилось, - не понимала Таня.
Анна домой вернулась недовольная, ворчала и всем соседкам на невестку жаловалась. Они уговаривали не обращать внимания, и не вмешиваться в дела молодежи, только женщине такие разговоры не нравились. Раньше она считала квартиру почти своей, а теперь всё стало чужое, сделанное невесткой.
- Если бы знала, что они с ремонтом задумали, отговорила бы сына, - рассказывала она недовольно. - Ну конечно, ему же жена дороже.
- Какое тебе дело? - не понимала приятельница. - Пусть молодежь сама решает, им там жить.
Но Анна продолжала обижаться, только ни сын, ни невестка не торопились на мировую идти. Пришлось спустя пару недель самой звонить и делать вид, что ничего не произошло. А летом женщина хотела приехать в столицу для обследования в офтальмологическом центре, хотела остановиться у сына на недельку-другую, но сын в телефонном разговоре попросил немного перенести визит.
- Понимаешь, Тане только гипс сняли после перелома руки, - объяснял Алексей. - Не готова она пока с гостями справляться.
- Так я вроде не чужая, - не понимала Анна. – Что со мной справляться?
- Конечно, ты родная, - оправдывался сын. - Но тебе же не критично, давай перенесём твой приезд на месяц. Сейчас Таня на физиопроцедуры ходит, даже в квартире убрать проблема, не то, что еду готовить.
- Так и признай правду, не нужна я вам стала без денег, ну да ладно, - пыталась уколоть его мать.
- Без каких ещё денег? - уже выходил из себя Алексей.
- Когда ремонт делали за мой счёт, так встречали и привечали, а теперь не нужна стала, - давила она на больное место. - Ой, смотри, у вас тоже сын растет.
- И что?
- Будешь старый, а он скажет, что ты ему не нужен, тогда на себе почувствуешь, как это! - выпалила она и трубку бросила.
Несколько дней Анна ждала звонка сына с раскаянием и извинениями, но его не было. Алексей, в принципе, не видел проблем и даже забыл о разговоре с матерью. Татьяна, и правда, не пылала особой любовью к свекрови, но за порог её никогда не выставляла. Это она попросила мужа с матерью обсудить перенос приезда, потому что стеснялась неубранной квартиры и не хотела, чтобы свекровь хозяйничала на кухне. Просто Таня хотела на своей территории себя хозяйкой чувствовать, но Анна такие мотивы невестки даже не рассматривала, считала её неблагодарной и затаила огромную обиду.