Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости! Рад снова приветствовать вас на своём канале...
"Когда мы с братом были маленькими, мама прочитала нам за две зимы вслух "Дети капитана Гранта" и "Война и мир"... Светосила детского воображения такова, что мне потом часто казалось, что я помню 1812 год; не книгу, не роман, а именно 1812 год с людьми, красками, звуками — помню, вижу, слышу, как нечто реально бывшее в моей жизни. Поэтому когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления, и я понял, что хочу написать очень веселую пьесу... В процессе работы у меня был свой рабочий эпиграф. Он красовался на титульном листе пьесы, но, когда она пошла в отдел распространения и в печать, я снял его. Этот эпиграф — две строчки из стихов Д.Давыдова: "Роскошествуй, веселая толпа, в живом и братском своеволье!" — как мне казалось, удивительно точно выражал дух "Давным-давно", её живопись, гармонию, но началась война и сменила направленность пьесы..."
Так драматург А.Гладков рассказывал о создании своей героической комедии стихах,которой дал название "Давным-давно",написанной в 1940 и впервые зазвучавшей в качестве радиопостановки, из уличных репродукторов между фронтовыми сводками в августе 1941 года...
Итак...Лето 1812 года. В поместье отставного майора Азарова приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей майора и не очень рад будущей встрече с жеманной модницей. Но Шурочка - воспитанница двух старых вояк - отлично держится в седле, умеет фехтовать и стреляет без промаха...
Идея снять фильм «Гусарская баллада» пришла к Эльдару Рязанову после того, как он посмотрел спектакль «Давным-давно», поставленный по одноименной пьесе Александра Гладкова. Режиссер тогда подумал, что немного доработанная и перенесенная в формат кино пьеса могла бы стать неплохой киноисторией.
Гладков, к которому режиссёр обратился с предложением сделать кино-корректировку пьесы, отнёсся к идее благожелательно и пообещал в течение месяца, к июлю 1961 года — произвести сокращения и включить в действие новые сцены.
Однако,попытки найти Гладкова в его городской квартире или у знакомых в Ленинграде успехом не увенчались, и режиссёр сам приступил к переписыванию пьесы: сократил диалоги, перевёл прозаические сцены в стихотворный ряд...в общей сложности им было введено восемь новых эпизодов. Режиссер попытался "объять необъятное," и содержание не потерять и текст не исказить. Работа эта была чрезвычайно трудной, но безумно интересной. Это были первые пробы стихотворчества Эльдара Рязанова, который впоследствии сам стал писать стихи. Сценарий был представлен членам худсовета студии, которые приняли его без замечаний. Автор комедии сообщил, что возражений по поводу изменений первоисточника у него нет, и поставил подпись под договором с "Мосфильмом", гласившим: "Сценарий Александра Гладкова при участии Эльдара Рязанова...
На подготовительном этапе кинопроизводства Рязанов приступил к отбору актёров. На роль поручика Ржевского пробовались В.Тихонов, А.Лазарев, С.Юрский и Ю.Яковлев. Кинопробы Юрского показались режиссёру наиболее убедительными, но Рязанов вынужден был согласиться с предложением Пырьева взять на роль Ржевского Юрия Яковлева — по словам руководителя творческого объединения, у него был подходящий типаж: "Красивый, высокий, темпераментный — настоящий гусар! Юрий Яковлев впоследствии вспоминал:
"Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка ... с моим радикулитом меня вынимают из машины в гусарском костюме, сажают на лошадку у и командуют: "В атаку, марш!" Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съемок…"
Выбор актрисы на роль Шурочки Азаровой оказался непростым, потому что в героине должны были сочетаться гусарский задор и аристократическая женственность; к этому добавлялось умение танцевать, фехтовать и скакать на лошади. Исполнительница, по замыслу режиссёра, должна была выглядеть юной и вместе с тем уже иметь определённый артистический опыт. В число актрис, приглашённых на пробы, входили Л.Гурченко и А.Фрейндлих...
Худсовет отклонил кандидатуру А.Фрейндлих, хотя её пробу признали очень яркой. Рязанов, витиевато извинился перед своей питерской любимицей: "Алиса...вы слишком женственны,а мне нужен мальчик!"
В результате на роль Шурочки Азаровой была утверждена имевшая спортивное сложение третьекурсница ГИТИСа Лариса Голубкина, у которой отсутствие творческого опыта компенсировалось обучаемостью и умением быстро схватывать режиссёрские идеи...
Сыграть роль Кутузова Рязанов предложил И.В.Ильинскому, который счёл, что такая "крошечная роль" несерьёзна для него, а директор "Мосфильма" Владимир Сурин заявил, что образ полководца, если его воплотит на экране комедийный актёр, "будет скомпрометирован". Рязанов для видимости провёл пробы с другими артистами, а в начале весны 1962 года, в условиях уходящей натуры, снял эпизод с участием Кутузова-Ильинского. После того как снег растаял, режиссёр поставил руководителей киностудии перед фактом: выбор сделан, заменить исполнителя уже невозможно...
Актёры А.Ходурский и В.Ширяев попали в "Гусарскую балладу" вне конкурса. Ходурский играл графа Нурина в спектакле , и Рязанов, приглашая артиста, знал, что тому не придётся вживаться в роль. Ширяева, обладавшего экзотической внешностью, создатели ленты увидели в коридоре "Мосфильма" и предложили без проб воплотить на экране образ испанского лейтенанта Винсенто Сальгари...
Съемки проходили не просто, ведь от идеи снять фильм-спектакль Рязанов отказался сразу – ему хотелось масштабных съемок, не ограничивающихся павильоном. Однако при поисках места для съемок возникли трудности – оказалось, не так-то просто отыскать старинные усадьбы, окруженные «русскими пейзажами». Однако после долгих поисков нужная натура была найдена – для съемок выбрали заброшенную дворянскую усадьбу Удино в Дмитровском районе Подмосковья.
Э. Рязанов вспоминал "После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип- первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд...Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова..."
По ходу съёмок, началась настоящая охота за снегом. Сперва снимали в тени – там где сугробы таяли медленнее. Потом углубились в леса… Снег подвозили на машинах. Так, эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось в помине…Весь двор усадьба засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу покрасили в белый цвет. Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон: у нее от такой "ядреной" зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком…
Над костюмами к фильму трудилась художник Ольга Кручинина. Причем, она самостоятельно воссоздала исторические костюмы, без консультаций со специалистами в области военного дела и истории. Кручинина скрупулезно изучала архивные материалы, ездила по музеям, где были выставлены исторические костюмы того времени. К примеру, для поиска образцов формы французской армии художнице пришлось выезжать на заброшенный склад в Голицыно, где лежали нерассортированные головные уборы и верхняя одежда пехотных и кавалерийских корпусов...Ей удалось очень точно воссоздать одежду той эпохи, к немалому удивлению специалистов.
Эльдар Рязанов, приступая к работе над "Гусарской балладой", решил сохранить в фильме песни Тихона Хренникова,и при написании сценария почти все песни были органично интегрированы в сюжет.
Работа над картиной была закончена в августе 1962 года... Премьерный показ состоялся в Доме Кино в намеченный срок-7 сентября.
В течение года картину посмотрели более 48 миллионов человек. В мае 1963 года журнал "Советский экран" обнародовал результаты опроса зрителей, согласно которому "Гусарская баллада" была включена в список лучших фильмов 1962 года...
Фильм снискал любовь зрителей, его и по сей день с удовольствием смотрят люди самых разных поколений. И как жаль, что не снимают подобных фильмов... давным-давно, давным-давно, давным-давно…
Ну вот и всё на сегодня,дорогие друзья! Приятного Вам просмотра....и до новых встреч)))
https://yandex.ru/video/preview/13596368452063076806