Елена Бачукина (по материалам публикации Ю.Д. Обухова, С.Г. Бочарова в журнале «Поволжская археология», № 2 (24) 2018 г. и открытых источников)
На Северном Кавказе на месте нынешнего Будённовска в XIII—XVI веках располагался золотоордынский город Маджар (Маджары). Здесь пересекались транзитные торговые пути из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье.
Археологи неоднократно находили на территории Маджарского городища монеты местной чеканки с именем хана Джанибека. Этот факт свидетельствуют о том, что в период правления хана — в 1342—1357 годы — город являлся главной резиденцией хана Золотой Орды.
В 1357 году с убийством Джанибека в Золотой Орде наступает «смутное время» междоусобиц. Первоначально город вошёл в состав владений Кильдибека (1361—1362), а после его смерти, в борьбе с ханом Муридом обособился в самостоятельное владение. Об этом можно судить по медным монетам со своеобразной надчеканкой, не найденным больше нигде, кроме городища Маджар.
Об обширности торговых связей города свидетельствует большое количество иноземных монет (в том числе персидские, золотые индийские монеты). Какое-то время город входил во владения темника Мамая. Существует легенда, что именно из Маджара Мамай выступил в свой исторический поход против Руси, который закончился его поражением на Куликовом поле. С 1380 года Маджар переходит во владения соперника Мамая — хана Тохтамыша.
После лёгкой победы войск Тамерлана (Тимура) над Тохтамышем в 1395 г., город был сильно разрушен. Сам Тамерлан не принимал участия в завоевании Маджара, город был разграблен его военачальником Мираншахом по пути следования войска Мираншаха к устью Дона на соединение с основной армией. В последующие десятилетия после нашествия Тамерлана, происходит оживление хозяйственной деятельности Маджара, о чём свидетельствуют медные монеты, чеканенные на месте, в подражание медным монетам Тохтамыша.
После распада Золотой Орды, с 1459 года город входил в состав Астраханского ханства. Второго июня 1556 года небольшой отряд казаков вошёл в Астрахань без боя, и ханство прекратило своё существование. С этого времени начинается запустение города.
В последующие века, вплоть до полного разрушения мавзолеев, Маджар посещался окрестным мусульманским населением как священное место захоронения предков.
НЕСМОТРЯ НА ДАВНОСТЬ СОБЫТИЙ, Маджарское городище по сей день представляет интерес для археологов. Так, в 2018 году в «Поволжской археологии», № 2 (24) в свет вышла статья Ю. Д. Обухова и С. Г. Бочарова: «Новая находка костяной накладки с изображением дракона на Маджарском городище».
Работа посвящена редкому экспонату - прорезной костяной накладке с изображением дракона. Она обнаружена при зачистке вымостки средневековой городской улицы. Время её функционирования, а следовательно и время потери костяной накладки приходится на правление хана Джанибека и датировано 12 монетами. Прорезная накладка выполнена из плотного рога.
Детально рассмотрена символика образа дракона. Выдвигаются предположения о возможном месте изготовлении подобной продукции и использовании похожих предметов на территории Монгольской империи.
В четырёхлепестковом заострённом кверху под прямым углом медальоне размером 72×72 мм, напоминающем бутон лотоса, размещено прорезное изображение дракона.
Поле накладки выполнено в строгих геометрических пропорциях с четырьмя отверстиями для крепления. Тщательная отделка и высокохудожественное исполнение предмета свидетельствует о том, что над изделием работал квалифицированный мастер.
Дракон изображён в соответствии с дальневосточной традицией – у него длинное извивающееся тело, покрытое чешуей, четыре конечности-лапы (одна задняя лапа утрачена на исследуемой накладке), на одной отчётливо видно три пальца.
У изображенного существа крупная голова на тонкой шее, большой круглый глаз и два рога, пасть широко раскрыта. Нос зверя задран кверху, отчетливо проработаны четыре больших треугольных зуба и высунутый язык, на кончике которого размещена круглая жемчужина.
Изображения дракона являются неотделимой частью культуры Китая, Кореи и Японии.Учитывая влияние китайских административно-управленческих и культурных традиций на социально-политическое устройство Монгольской империи в целом и Золотой Орды, в частности, весьма привлекательно связать происхождение найденной в Маджаре накладки с территорией Китая и отнести её к статусным предметам высшего сословия.
В теме сопряжения образа императора с драконом большую роль играет вопрос о количестве пальцев и соответственно когтей дракона. Так, у изображений драконов в династии Хань было три когтя, у династии Суй (581– 618 гг.) обычно изображались три, иногда четыре когтя. Династия Юань (1271–1368 гг.) предпочитала изображать дракона с четырьмя когтями, а при династии Мин (1368–1644) законодательно было установлено, что изображения пятикоготных драконов предназначены исключительно для императора и его императорской семьи. Хотя известно, что эти правила не всегда строго соблюдались (RoyBates, 2007. p. 14). В официальной китайской истории «Юань ши» династии Юань (1271– 1368 гг.), записанной при последующей династии Мин (1368–1644 гг.), упоминается «Закон пяти когтей» (Исаков, Афоньков, Архангельский, Павленко, Шереметьев, 2014, с. 238), однако отсутствие на сегодняшний день качественного доступного перевода древнего текста и наличие других точек зрения заставляет оставить данный факт без комментариев.
В поздний период правления династии Цин (1644–1912 гг.) пятипалый дракон с жемчужиной изображался на национальном флаге. Жемчужина в древней китайской мифологии означала «жизнь». Игра дракона с ослепительным шаром трактуется как игра силы с силой. Начиная с Ханьской империи пара драконов, сражающихся за обладание жемчужиной, служит символом китайского оружия, а образ дракона стал все чаще использоваться для описания военных действий и могучей армии (Ступникова, 2014, с. 327–328).
Сегодня в распоряжении исследователей имеется достаточное количество предметов, выполненных из различных, в том числе драгоценных, материалов с изображением трехпалых драконов, статусность которых остаётся достаточно спорным вопросом (Юрченко, 2013, с. 9).
Отсутствие информативных первоисточников позволяет современным исследователям при рассмотрении поясных накладок с изображением дракона из погребения у с. Маляевка (Волгоградская область) игнорировать «огненную жемчужину» – важнейший элемент геральдического символа дракона и одновременно символа императора и рассуждать о статусности вещи, основываясь лишь на сырье, из которого она изготовлена: « … недорогой материал, из которого они сделаны, может указывать на не слишком высокий ранг их обладателя».3 (Исаков, Афоньков, Архангельский, Павленко, Шереметьев, 2014, с. 240). Авторы также утверждают: «Необходимо отметить, что изображения на маляевских бляхах стилистически не соответствуют китайским…». Однако стилистическую аналогию драконам с маляевских блях находим на орнаменте серебряного изделия провинции Цзян-су, датируемого XII в. (Кравцова, 2004, с. 386–387). При этом надо признать, что центральные заклепки со стеклянными вставками маляевских блях выполняли роль смысловой атрибутики «огненной жемчужины». Затраченные мастером усилия на изготовление подобных предметов как по времени, так и по использованию материалов вовсе не удешевляют данные вещи и не могут быть ориентированы на владельца с невысоким достатком. Что касается так называемого «дешёвого материала» – рога и кости, – то, очевидно, его использование имело практический характер, облегчая снаряжение воина или чиновника. Это относится и к конскому снаряжению. По свидетельству китайского путешественника ЧжаоХун, посетившего в 1221 г. столицу чжурчженейЯньзин, конское снаряжение, седло и конские ремни, Чингисхана и его приближенных украшались фигурами свернувшихся драконов (Мэн-да бэй-лу, 1975, с. 76). Чингисхан, объединивший монгольские племена и покоривший многие народы, создал действенную военно-административную систему монгольского государства по образцу китайской империи. Образование Монгольской империи создало предпосылки для знакомства монголов с культурным наследием многих государств и народов Азии и Европы. Прочные торговые связи, в том числе Золотой Орды с Китаем, способствовали развитию культурных и ремесленных традиций завоеванных территорий. На рынки городов Золотой Орды в большом количестве поступали изделия китайских мастеров: шёлковые ткани, бронзовые зеркала, фарфоровая посуда, декорированные, в том числе изображениями дракона, феникса, цветами хризантемы, пиона и лотоса – символами власти, бессмертия и святости (Кравцова, 2004, с. 378). Безусловно, статусные вещи ценились и соответственно, отвечая потребностям рынка, копировались. Высокий уровень квалификации ремесленников, проживающих в городах Золотой Орды, подтверждается письменными источниками (Рашидад-Дин, 1960, с. 40; ПланоКарпини, 1957, с. 58) и археологическими исследованиями (Блохин, Яворская, 2006, с. 190–191; Пигарёв, 2015, с. 128; Пигарёв, 2017, с. 208). Затруднительно говорить о месте производства того или иного предмета, опираясь лишь на стилистику изображения. Не всегда маркером может служить и сырьевой материал, в нашем случае плотный рог мог быть добыт на всем пространстве Монгольской империи, а также перемещён в зависимости от спроса на рынке. Если действовала строго регламентирующая практика ношения административно-управленческой атрибутики, к которой относилась и публикуемая находка, то взамен потерянной на улице Маджара владельцем должна была быть заказана новая накладка и вряд ли для этого нужно было бы ехать в Китай, о наличии в Маджаре развитого косторезного производства свидетельствуют археологические исследования, в том числе и недавнего времени (Яворская, Антипина, 2014, с. 247).
«Подводя итог, можно предположить, что Маджарский дракон выполнен под влиянием традиций Поднебесной империи. Изделие могло быть частью конского снаряжения или деталью мужского пояса. Оно могло принадлежать владельцу любого сословия и ранга, при этом выполнять функцию как административно-управленческой атрибутики, так и декоративно-прикладного убранства. Публикация данного предмета – первой подобной находки на городище, датируемого не позднее 1353 г., – является ещё одним шагом к пониманию историко-культурных традиций Монгольской империи на территории Золотой Орды», - указывается в статье исследователей.