Мне и жарко, мне и больно. Всё, с меня уже довольно | ЭТИ СТРАННЫЕ СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

304 прочитали

"Да отстаньте вы от меня. Зачем вы меня об этом спрашиваете?" – вот такой ответ получила я однажды (в бытность моей работы в одной из онлайн-школ) от 7-классника, который пришёл с запросом объяснить именно тему "Слова категории состояния".

Конечно, мальчик был практически нулевой, язык запущен донельзя (тут бы существительные с глаголами выучить, а вы про какую-то категорию состояния). Мама за дверью стоит, караулит, чтобы занимался, а не пинал сами знаете что. Кстати, именно работа с такими учениками научила меня краткости и простоте изложения любого материал (всем известно, что филологи – самый болтливый среди учителей народ, любим витиевато и долго говорить).

Потому я взяла себе за правило при разборе данной темы никакими "умными" словами не пользоваться, даже параграф в учебнике мы с учениками никогда не читали. Простой краткой памятки и для слабых, и для сильных учеников вполне достаточно.

"Да отстаньте вы от меня. Зачем вы меня об этом спрашиваете?

Данный материал особенно полезно будет изучить 7-классникам, чтобы без проблем узнавать данную группу слов в любом предложении.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

С какими проблемами сталкиваются школьники при изучении категории состояния?

✔️ 1. Отсутствие специальных вопросов, характерных именно для слов категории состояния.
✔️ 2. Сходство с другими частями речи (и даже не с одной): с наречиями, с краткими прилагательными, с существительными, с междометиями.
✔️ 3. Незнание главного закона морфологии – часть речи определяем только в предложении.

Категория состояния – вещь спорная, так как не все лингвисты одинаково смотрят на проблему выделения данной группы слов в отдельную часть речи. И даже сам термин КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ также спорный.

Не буду грузить вас излишней историей вопроса, лишь кратко поясню.

Впервые обратил внимание на эти слова ещё в 18 веке ученик М.В. Ломоносова А.А. Барсов.

А вот категория состояния как самостоятельная часть речи впервые была описана в статье академика Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке» (1928). В ней появился и сам термин КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ.

В середине 50-х годов 20 века на страницах лингвистических журналов развернулась дискуссия о статусе этих слов.

👉Как особую часть речи выделяли эти слова В.В. Виноградов, Е.М. Галкина-Федорук, Н.С. Поспелов. Кстати, В.В. Виноградов смотрел на эту группу слов очень широко и включал сюда даже краткие формы РАД, ДОЛЖЕН и т.д.

👉Против выделения этих слов в отдельную часть речи выступили академики И.И. Мещанинов, А.Б. Шапиро и др., ссылаясь на то, что очень разнообразен состав этой группы слов, да и морфологические признаки довольно нечёткие. То есть речь шла о том, чтобы распределить данные слова по частям речи, с которыми они соотносятся.

Но мы будем рассматривать категорию состояния как особую часть речи.

Кстати, интересное замечание. Существует несколько терминов для обозначения таких слов:

✔️ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ – это смысловая составляющая данной группы слов;
✔️ БЕЗЛИЧНО-ПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОВА – это синтаксическая роль данных слов в предложении.

Рассмотрим примеры:

👉С самого утра море СПОКОЙНО.
👉Гости разговаривали очень СПОКОЙНО.
👉На душе было СПОКОЙНО.

Почему со словом СПОКОЙНО в принципе появилась проблема определения части речи? Потому что это наречие на -О.

❤️ Первое, что должно заставить задуматься о наличии слов категории состояния, – это попавшееся наречие на -О (как? СПОКОЙНО).

80% школьник классифицирует слово СПОКОЙНО как наречие, остальные 20% вспомнят про краткие прилагательные и, возможно, разбавят наречие ими. Но среди приведённых примеров есть и слово категории состояния. Как его узнать?

❤️ Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, человека (мне БОЛЬНО, СТЫДНО, ЖАРКО, ЖАЛЬ, ПОРА и т.д.; на улице МОКРО, СЫРО, ДУШНО, ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ВЕТРЕНО и т.д.)

К сожалению, значение нам мало что скажет, потому что всё, что нужно разграничивать путём анализа смысла, школьники плохо понимают. Нужны конкретные опознавательные маячки, которые можно, как говорится, пощупать.

Таким сигнальным маячком будет являться синтаксическая функция слова. Неслучайно второе название термина – БЕЗЛИЧНО-ПРЕДИКАТИВНЫЕ СЛОВА (БЕЗЛИЧНОЕ предложение не имеет при себе подлежащего, ПРЕДИКАТ – сказуемое).

❤️ Слово категории состояния являются сказуемыми в предложении, где нет и не может быть подлежащего.

👉С самого утра море СПОКОЙНО.

МОРЕ – подлежащее, СПОКОЙНО – сказуемое

✔️ СПОКОЙНО – это краткое прил. (море КАКОВО? спокойно; поясняет сущ.; выполняет роль сказуемого в двусоставном предл.; при нём есть подлежащее МОРЕ).

👉Гости разговаривали очень СПОКОЙНО.

ГОСТИ – подлежащее, РАЗГОВАРИВАЛИ – сказуемое, СПОКОЙНО – обстоятельство.

✔️ СПОКОЙНО – это наречие (разговаривали КАК? спокойно; поясняет глагол; выполняет роль обстоятельства в двусоставном предл.)

👉На душе было СПОКОЙНО.

БЫЛО СПОКОЙНО – сказуемое, подлежащего при нём нет.

✔️ СПОКОЙНО – категория состояния (выполняет роль сказуемого в односоставном предл., подлежащего нет и нельзя подставить).

❤️ ВЫВОД: Самый надёжный способ определения слов категории состояния – это СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ в предложении.

Итак, соберём воедино известные нам признаки слов категории состояния (именно эту ПАМЯТКУ и даю своим ученикам).

👉1. Выглядят как наречия на -О.
👉2. Отвечают на вопрос КАК? КАКОВО? (второй вопрос для умников)
👉3. В предложении – сказуемое.
👉4. При таком сказуемом НЕТ подлежащего и не может быть.
👉5. Не изменяются.
👉6. Обозначают состояние природы или человека (ставлю значение на последнее место, потому что толку от него для школьников мало).

Теперь некоторые нюансы изложенного выше.

ПРИМЕЧАНИЯ:

❤️ 1. Когда мы говорим о наречиях на -О, на которые похожи слова категории состояния, мы имеем в виду слова, образованные от прилагательных (весёлый – весело, жаркий – жарко, тихий – тихо и т.д.)

Но к категории состояния стоит отнести и такие слова на -О, которые от прилагательных не образованы: 👉НАДО, МОЖНО, НУЖНО, СТЫДНО и т.д.

❤️ 2. Слова категории состояния – это не всегда слова на -О.

Существительные, междометия, наречия не на -О также пополнили копилку слов категории состояния: 👉 ПОРА, ЖАЛЬ, НЕЛЬЗЯ, НЕОХОТА, ОХОТА, ЛЕНЬ, ГРЕХ, ДОСУГ, НЕДОСУГ, КРЕСТ, КРЫШКА, КАЮК, КАПУТ и т.д.

СРАВНИМ:

✔️ Труд человека кормит, а ЛЕНЬ портит (сущ.) – Мне ЛЕНЬ делать уроки (категория состояния)

✔️ Унылая ПОРА! Очей очарованье! (сущ.) – Нам ПОРА прощаться (категория состояния)

❤️ 3. Слова категории состояния могут иметь степень сравнения (конечно, речь идёт о словах на -О).

✔️ Сегодня ТЕПЛЕЕ, чем вчера.

✔️ СВЕТЛЕЕ ВСЕГО в комнате брата.

✔️ С утра в лесу БОЛЕЕ СЫРО, чем днём.

❤️ 4. И ещё один момент вам на подумать. 7-классникам о нём не говорю, но другим читателям, возможно, будет интересно. Это предложения, в которых есть инфинитив.

✔️ Мне СТЫДНО смотреть ему в глаза.

СТЫДНО СМОТРЕТЬ – сказуемое в безличном предл. (инфинитив стоит после слова на -О). СТЫДНО – категория состояния.

✔️ СМОТРЕТЬ в глаза ему мне СТЫДНО.

СМОТРЕТЬ – подлежащее (инфинитив стоит перед словом на -О), СТЫДНО – сказуемое.

Здесь две трактовки разных лингвистов:

👉1. СТЫДНО – краткое прилагательное в двусоставном предложении.

👉2. СТЫДНО – слово категории состояния (допускают некоторые лингвисты, если подлежащее именно инфинитив).

ИТАК, ПОВТОРИМ 👇👇👇

"Да отстаньте вы от меня. Зачем вы меня об этом спрашиваете?-2

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👇https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!