От первых палаток – к городу будущего

822 прочитали

30 июня 2024 года Магнитогорску - 95 лет. В 30-е годы прошлого столетия этого города на географических картах нашей страны ещё не было

ММК начало. Строят железную дорогу до Карталов. 1929 год. Фото из музея ММК.
ММК начало. Строят железную дорогу до Карталов. 1929 год. Фото из музея ММК.

Агитаторы, зазывая добровольцев на строительство крупнейшего в стране металлургического комбината, обещали им комфортную жизнь в современном красивом городе. Правда, на вопрос: «Где же находится Магнитогорск?» отвечали неопределённо: «Где-то за башкирскими землями».

В декабре 1928 года сессия технического совета Гипромеза рассмотрела несколько предварительных проектов строительства металлургического завода у Магнитной горы. Лучшим признан проект Уралгипромеза. Стоимость работ – 120,4 миллиона рублей. Пятнадцать процентов от этой суммы предусматривалось потратить на строительство рабочего посёлка. Тогда же, зимой 1928 года, выбрали и площадку для будущего завода и посёлка. На местах, где планировалось строительство доменных печей, прямо в сугроб были воткнуты красные флаги. В 1930 году в первоначальный проект внесли изменения. Прежде всего была увеличена проектная мощность предприятия. Кроме того, решено было строить для тружеников будущего комбината не посёлок, а современный социалистический город.

Первый гудок

Днём рождения Магнитогорска считается 30 июня 1929 года. В этот день к Магнитной горе прибыл первый поезд – «ОД 1801». Сохранилась в памяти потомков и фамилия первого машиниста – А. С. Семёнов. Строительство железной дороги «Карталы–Магнитная» имело в тот момент первостепенное значение. До тех пор, пока гора не связана со всей страной железнодорожной магистралью, о масштабном строительстве металлургического комбината и речи идти не могло. Земляное полотно одноколейной 145-километровой железнодорожной линии было отсыпано и подготовлено к укладке путей ещё в 1927 году, но работы поначалу велись медленно, а затем и вовсе остановились. Осенью 1928 года, когда план будущего завода был утверждён, строительство железнодорожной ветки возобновилось. На эти работы мобилизованы колхозники из окрестных деревень и солдаты из воинских частей. Работы велись весь световой день – от восхода до заката, в сутки люди укладывали до четырёх километров железнодорожного полотна. Всё ближе и ближе подходила железная дорога к горе Магнитной. В конце июня на строительной площадке появился дощатый вагон с надписью «Станция Магнитогорская». А на месте прибытия первого паровоза построена резная деревянная арка. Информация об этом быстро разнеслась по ближним и дальним сёлам, казачьим станицам, аулам, и к импровизированному «вокзалу» стали съезжаться люди, чтобы посмотреть на железного «чудо-коня». Уже вечером 29 июня возле вагончика гудел многотысячный табор, горели костры, слышались песни на разных языках. И вот в 12 часов пополудни 30 июня 1929 года в районе горы Ежовка раздался паровозный гудок. Люди и животные, никогда не видевшие техники, бросились в степь. А те, кто ехал в том первом поезде, вспоминали, что двигался он очень медленно. Самые нетерпеливые пассажиры выскакивали из вагонов и бежали по высокой траве, потом снова садились в вагон. И так всю дорогу до Магнит-горы.

Генеральный план развития Магнитогорска.1930 год. Из музея ММК.
Генеральный план развития Магнитогорска.1930 год. Из музея ММК.

Даёшь город-сад!

Ещё в 1925 году в СССР был объявлен курс на индустриализацию. Все ресурсы страны следовало направить на развитие тяжёлой и, в первую очередь, военной промышленности. За пять лет предстояло построить около 1500 тысяч новых предприятий. Обеспечить их рабочими руками, а эти самые «рабочие руки» – жильём и прочими благами цивилизации. В это же время в стране развернулась дискуссия о том, какими должны быть социалистическое жильё и социалистический город. Рассчитывалось всё: количество квадратных метров на человека, количество зелёных насаждений, стоимость жилья. Эти разговоры совпали с дискуссией, которая шла во всём мире: каким должен быть город будущего? Какое место должен занимать в нём человек и как должны располагаться промышленные объекты?

В 1929 году объявлен всероссийский конкурс на лучший проект Магнитогорска. В нём приняли участие 12 любителей. Все они предлагали построить город-сад. Авторы поясняли, что новое жильё должно быть таким же современным, как и рабочие места в цехах будущего завода. Прислали свои проекты и 16 архитектурных мастерских. Дома-коммуны, дороги, уходящие от промышленной зоны и соединяющие города с деревней. Но это направление было подвергнуто общественной критике. Поэтому советское правительство решило обратиться к опыту иностранных специалистов.

Майская история

Эрнст Май. Фото их открытых Интернет-источников
Эрнст Май. Фото их открытых Интернет-источников

Из всех западных архитекторов, приехавших в Россию, самой известной, пожалуй, была группа Эрнста Мая, главного архитектора Франкфурта-на-Майне. Когда он получил предложение спроектировать для СССР несколько городов, в Германии был кризис – более 90 процентов архитекторов находились без работы. Из 1400 кандидатур он выбрал 100 самых на его взгляд интересных. Этим людям и предстояло воплотить в жизнь идею Мая о «дешёвом и комфортабельном жилье для рабочих». По замыслам немецких архитекторов, новые города должны были состоять из так называемых бараков с растущим благоустройством. На первой стадии это одноэтажное помещение с нарами на 222 человека. На последней – «законченный культурный барак» с уборными, умывальниками и спальнями на 100 человек. Это предложение было поддержано советским правительством. И вплоть до 50-х годов прошлого века строительство примитивных бараков было единственной в СССР формой обеспечения населения массовым дешёвым жильём. В постановлении Совнаркома Магнитогорск был определён как чисто пролетарский город. То есть город, целиком и полностью приспособленный для нужд металлургического завода. Всего полторы недели потребовалось немецким архитекторам, чтобы разработать проект Новокузнецка на 32 тысячи жителей. После чего группа Мая перебралась в Магнитку. Довольно быстро они подготовили проект капитальной застройки Соцгорода. 10 июня 1930 года началась закладка десяти каменных домов на 32 квартиры каждый на улице Пионерской.

Проект микрорайона левобережной части Магнитогорска 1930 г. Из музея ММК
Проект микрорайона левобережной части Магнитогорска 1930 г. Из музея ММК

Своеобразное расположение домов – торцами к улице – элемент пропагандируемой Маем строчной застройки. Архитектура зданий была довольно аскетична, но не убога. Проста, но не примитивна. Уютные, солнечные дворы. Небольшие, но вполне благоустроенные квартиры с кухней, ванной и кладовкой. Жильё располагалось чётко по прямым улицам, а все общественные учреждения вынесены в отдельную зону. Капитальными зданиями предполагалось застроить только центр города, а более удалённые районы – деревянными щитовыми домами. При этом, следуя своей идее «кратчайшего расстояния между жильём и промзоной», Май предлагал отказаться от так называемых санитарных разрывов, то есть завод должен был плавно перетекать в город или наоборот город – в завод.

Улица Пионерская
Улица Пионерская

В это время отношение к иностранцам стало меняться. Группа Мая всё больше и больше подвергалась критике. И в советской, и в зарубежной прессе Мая называли «закатившейся звездой России». Окончательным ударом стала статья «Безобразное «наследство» архитектора Э. Мая» в журнале «Архитектура СССР» за 1937 год. Главная претензия заключалась в том, что «строчная застройка с выходящими на улицу глухими торцами домов не позволяет превратить её в место сборов, демонстраций и массовых шествий». Роман Эрнста Мая с Магниткой закончился печально. Научно-технический совет признал его проект несовершенным. И утвердил строительство всего двух кварталов. В 1934 году Май уехал из СССР в Африку. Некоторые его сотрудники перешли работать в другие организации, часть вернулась на родину.

Всё по плану

Левобережный вариант развития города не расценивался как оптимальный с точки зрения организации жилых районов. В связи с этим активно изучалась возможность переноса жилищного строительства на правый берег реки Урал.

Решение об этом было принято в конце 1933 года и ознаменовало новый этап в развитии Магнитогорска. Уже в 1934 году Ленинградское отделение Горстройпроекта представило на рассмотрение проект архитектора Б. Данчича, в котором Магнитогорск рассматривался как система сателлитов, расположенных вокруг металлургического комбината. Правобережная часть города была рассчитана на 300 тысяч жителей и отличалась хорошим расположением и чётким зонированием территории. Жилые районы размещались на пологом плато вдоль водохранилища, береговая полоса отводилась под обширный парк. Жилые районы предполагалось окружить лесопарком, обильно озеленить и раскрыть в сторону широкой акватории и панорамы металлургического комбината. Этот проект лёг в основу первого генерального плана города, утверждённого в 1940 году.

Автор: Андрей Юрьев