3,3K подписчиков

«Оскар-2024»: прогнозы. У каких фильмов наибольшие шансы получить заветную статуэтку?

136 прочитали

Очередная, 96-я по счёту церемония вручения премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» пройдёт 10 марта 2024 года. Среди фаворитов — «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, «Оставленные» Александра Пэйна и «Анатомия падения» Жюстин Трие. Кинокритик Иван Афанасьев представляет свой прогноз по восьми основным номинациям — по два фильма на каждую: наиболее вероятный и «запасной», у которого шансы получить заветную статуэтку чуть меньше, но тоже высоки.

Лучший фильм — «Оппенгеймер» / «Убийцы цветочной луны»

Здесь всё кажется предельно очевидным. Трудно назвать ещё хоть один фильм, который в прошлом году обсуждали больше, не считая, конечно же, «Барби», но по совсем другим причинам. Одно дело — разноцветный и невероятно хайповый френдли-блокбастер с всемирно известным брендом в названии, и другое — неуютный, по-настоящему жуткий, сугубо авторский и крайне важный для 2023 года фильм Кристофера Нолана. Если же академики не посчитают его достаточно влиятельным, то без вариантов: «Оскар» отойдёт новой картине Мартина Скорсезе — за популярный ныне антиколониальный месседж, за острейшую проблематику (кто бы что ни говорил, а смотреть на преступления из своего прошлого американцы очень любят) и просто за высочайшее мастерство. Попробуйте вспомнить ещё один фильм на три часа в 2023-м, который так же интересно смотреть, как «Убийц цветочной луны». А, да… «Оппенгеймер» же.

Лучший режиссёр — «Оппенгеймер» / «Анатомия падения»

На втором месте в этой номинации хотелось бы видеть, пожалуй, «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, но реальность такова, что картина Жюстин Трие — более вероятный кандидат. Сразу по ряду причин: Трие — одна из самых интересных европейских женщин-режиссёров, которая мастерски смогла переизобрести такой заскорузлый жанр, как судебная драма, превратив его в арт-блокбастер ручной выделки. Плюс «Анатомия падения» — самый влиятельный и обсуждаемый немейнстримный фильм 2023 года: больше, чем о нём, говорили разве что о «Прошлых жизнях», но у «Анатомии» ещё и приз Канн в кармане. Впрочем, госпоже Трие стоит всё-таки подвинуться: статуэтку в этом году заслужил Нолан — просто потому, что вслед за ней переизобрёл жанр (в данном случае жанр байопика), вернув ему величие и увлекательность и избавившись от надоевшего формализма.

Лучшая мужская роль — Пол Джаматти / Киллиан Мёрфи

«Оставленные» стали новой рождественской классикой, а выдающемуся артисту Полу Джаматти картина дала возможность наконец-то получить давно заслуженный «Оскар». Ворчливый учитель Пол Ханэм, возможно, самый обаятельный образ в его карьере: амблиопия (когда один глаз, т. н. «ленивый», почти не двигается, в отличие от здорового) делает его одновременно смешным и слегка трагичным. Конечно, «сыграл» недуг своего героя Джаматти не сам: ему помогли специальные линзы, о чём, впрочем, не сразу догадались даже некоторые члены съёмочной группы, решив, что актёр и впрямь страдает от проблем со зрением. Впрочем, если случится несправедливость и награды не будет, то получит её, само собой, Киллиан Мёрфи и его мрачный меланхолик Роберт Оппенгеймер. Это монументальная, хотя в целом довольно стандартная актёрская работа, за которую не стыдно почтить наградой звезду «Острых козырьков». Ну не Брэдли Купера же с его накладным носом, ей-богу.

Лучшая женская роль — Лили Гладстоун / Эмма Стоун

Многие удивились, что в актёрской номинации не оказалось Леонардо Ди Каприо, — мол, ну вы только посмотрите, как Эрнест Бёркхарт в «Убийцах цветочной луны» делает губы грустным смайликом! Что ж, за него отдувается коллега по фильму Лили Гладстоун — в противовес напарнику, она берёт не экспрессией, а, напротив, молчаливой сосредоточенностью, в которой читаются мудрость и размеренность. Это настолько выпуклый и говорящий сам за себя образ, что на нём, по сути, держится фильм: именно она в центре внимания, а все прочие ей лишь ассистируют. И у неё, пожалуй, просто нет конкурентов. Но если их и искать, то это будет однозначно пышущая эксцентрикой Эмма Стоун в «Бедных-несчастных», сыгравшая, по сути, антипод Барби. Забавно при этом, что Марго Робби, с которой Стоун часто сравнивают (и наоборот), осталась без номинации, — в отличие от Эммы, она играет как кукла, а не играет куклу, поэтому и пролетела.

Лучшая мужская роль второго плана — Роберт Дауни — младший / Райан Гослинг

Если уж кто в «Барби» и заслуживает «Оскара», то это Гослинг — не столько за какие-то особые актёрские подвиги, сколько за создание образа, затмившего даже центральную героиню. В конце концов, его Кен стал главным персонажем-мемом 2023 года: энтузиасты уже успели наскринить кадров с ним, которыми можно выразить, кажется, вообще всё что угодно. Однако это всё хиханьки да хаханьки, настоящим открытием (каким уже по счёту в карьере?) стал Роберт Дауни — младший, сыгравший филантропа Льюиса Штраусса в «Оппенгеймере». На его фоне даже Киллиан Мёрфи меркнет — как минимум потому что есть даже люди, которые не сразу догадываются, кто же играет этого прагматика с двойным дном, от которого никогда не знаешь, чего ожидать. Споры о том, великий ли актёр Дауни-младший или нет, можно заканчивать — эта роль будет лучшим ответом на все вопросы.

Лучшая женская роль второго плана — Давайн Джой Рэндольф / Эмили Блант

До 2023 года для широкой публики Давайн Джой Рэндольф была бродвейской актрисой, в меру популярной в США и в целом почти неизвестной для остального мира — просто потому что снималась редко и в основном в харáктерных ролях второго плана (например, в «Меня зовут Долемайт»). Участие в «Оставленных» абсолютно точно принесёт ей «Оскар»: обаятельная кухарка Мэри Лэмб, скорбящая по погибшему во Вьетнаме сыну, стала вторым самым ярким героем фильма после учителя Ханэма. Это роль, сыгранная на естестве и предельной убедительности: каждый её выход — на вес золота. Конкурентов у неё нет — остальные фильмы и роли, конечно, неплохи (например, Джоди Фостер в картине «Дайана Найэд»), но слишком уж «сконструированы». Впрочем, если из принципа кого-то всё-таки выделять, то пусть это будет Эмили Блант — даже из того куцего материала, что приготовил Кристофер Нолан для её Кэтрин Оппенгеймер, получилась яркая и выразительная роль.

Лучший оригинальный сценарий — «Анатомия падения» / «Прошлые жизни»

Лучшему фильму прошлого года по версии многих критиков, «Прошлые жизни», к сожалению, мало что светит на «Оскаре» — слишком уж увесистые вышли конкуренты: как нежной мелодраме о любовном треугольнике тягаться с Ноланом и Скорсезе? Однако приз за лучший сценарий фильм Селин Сон вполне заслужил: он умудряется рассказать историю очень интимную и одновременно длиной в целую жизнь, в которой, кажется, нет ни одного «большого» события, но которая производит впечатление большого киноромана. Впрочем, больше шансов у «Анатомии падения»: то, что драма Жюстин Трие так увлекательно снята, — большая заслуга сценария, написанного ею в соавторстве с гражданским мужем Артуром Харари. Фильм сочетает в себе чертовски любимый академиками жанр — судебную драму — с детективом и актуальными тенденциями. Всё, что называется, по рецепту. Шансы, кстати, есть и у драмы Тодда Хейнса «Май декабрь», но мы остановимся на первых двух фильмах.

Лучший адаптированный сценарий — «Оппенгеймер» / «Барби»

Опять-таки, сложно бороться с двумя махинами, о которых в 2023 году говорили больше, чем о каком-либо другом фильме. У «Барби» при этом шансов заметно меньше — просто потому что… ну давайте будем честны, сценарий в ней играет настолько же значимую роль, как, утрируя, в «Джоне Уике». Тем не менее это невероятно влиятельная картина (1,5 млрд сборов и звание самого кассового фильма года — это вам не хухры-мухры!), и совсем не почтить её было бы странно. Поэтому в качестве компенсации «Барби» может получить такой вот утешительный по факту приз. Правда, шансы обойти её у «Оппенгеймера» высоки — и, скорее всего, именно так и произойдёт. Кристофер Нолан никогда не был выдающимся сценаристом, но вдруг оказалось, что он чертовски хорош в адаптациях чужих книг, ведь сумел превратить беллетристику в настоящий блокбастер.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции