Настоящее, «ТРОГАТЬельное»…7 фактов об иммерсивном спектакле Казанского цирка

101 прочитал

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка. Вместо трюков артистов на манеже – выступление в гардеробе, в фойе, в технических помещениях… Вместо роли стороннего наблюдателя – активное участие в процессе. А ещё – возможность попробовать себя в роли артиста цирка. Всё это – про революционный (не побоимся этого слова!) проект Казанского цирка – иммерсивный «ТРОГАТЬельный спектакль».

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.

1. Здесь действительно всё можно потрогать руками

Давайте сначала разберемся, что такое иммерсивный спектакль. Термин происходит от английского слова immersive — «присутствие, погружение». В отличие от классического представления, где зрители разделены с актерами сценой и занавесом, в иммерсивном аудитория становится частью происходящего. Зрители не просто смотрят, они погружены в среду самого действия, часто перемещаясь по разным пространствам. Это создает ощущение реального участия в событиях.

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-2

Иммерсивный спектакль Казанского цирка свое название получил потому, что тут все можно потрогать руками. По словам одного из режиссеров постановки Андрея Шарнина, главная задача спектакля сделать так, чтобы зритель почувствовал цирк внутри себя. Потому у каждого человека внутри – свой маленький цирк. И задача спектакля – убрать у зрителя зажатость и дать ему возможность раскрыться, раскрепоститься. А цирк – он не только на манеже, но и вокруг.

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-3

2. Есть шанс почувствовать себя цирковым артистом

Над «ТРОГАТЬельным спектаклем» работали два режиссера: заслуженные артисты России Андрей Шарнин и Борис Никишкин. Они уже ставили подобный спектакль в московском цирке на проспекте Вернадского в 2019 году – «INTRAЦирк» стал первым в мировой истории цирка иммерсивным цирковым спектаклем. Он шел с большим успехом, но всего полгода. В 2023-м директор казанского цирка Эльмира Булатова пригласила Андрея Шарнина и Бориса Никишкина поставить подобное представление в Казанском цирке. И здесь оно получилось совсем другим.

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-4

Режиссеры учли московские недочеты. В цирке на проспекте Вернадского публика, пройдя весь маршрут, прямо горела желанием тоже сделать «что-то цирковое». Но по сценарию подобного развития события там не было. А в Казани зрители по желанию смогут потренироваться с артистами и выйти на манеж со своим маленьким трюком. При всем параде, в цирковых костюмах, в сопровождении оркестра, под светом софитов...

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-5

3. Подготовка иммерсивного спектакля заняла год

Идеи и сценарий родились быстро, но так как Казанский цирк – государственное учреждение, пришлось какое-то время ждать необходимого финансирования, чтобы сделать все качественно. Нужно было декорировать помещения, поставить необходимый звук и свет. Зрители наверняка обратят внимание на яркие красивые костюмы, в которые одеты артисты казанского цирка.

4. Здесь всё перевёрнуто с ног на голову

Вместо потолка – аквариум. Вместо денников для лошадей – кафе и кинотеатр.

Придумывая сцены спектакля, режиссеры облазили все уголки цирка, чтобы понять, где гостю будет максимально интересно и необычно. Задача усложнялась еще и тем, что некоторые эпизоды было технически сложно разместить в неприспособленных для этого помещениях. Например, сделать вместо потолка аквариум, в котором плавает русалка.

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-7

Так как цирк – организм «живой» и постоянно меняется, то и иммерсивный спектакль тоже будет время от времени меняться. Например, в одном из действий по сюжету публика попадает в деннике, где развернулся «кинотеатр». Он будет действовать, пока в цирке нет программы с участием парнокопытных. Но как только в цирк прибудут лошади, эту локацию нужно будет исключить из спектакля и заменить какой-то другой Благо, запас из нереализованных номеров у режиссеров есть.

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-8

5. Это развлечение не для маленьких детей

Традиционно цирк считается местом отдыха для всей семьи. Однако, «ТРОГАТЬельный спектакль» ломает сложившиеся стереотипы. На представлении стоит возрастное ограничение 12+. Режиссеры-постановщики объясняют это так: «Нам хотелось позвать в цирк взрослую публику». И показать, что цирк может быть интересен всем. Так оно и было еще совсем недавно. Каких-то пятьдесят лет назад на вечерние цирковые представления детей не приводили! А в «ТРОГАТЬельном спектакле» много взрослого юмора и даже какой-то цирковой самоиронии, которую маленькие дети могут не считать.

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-9

6. Задействованы непривычные животные

Подсознательно, каждый, кто пришел в цирк, ждет встречи с животными. В «ТРОГАТЬельном спектакле» без них так же не обошлось. Но это будут непривычные для циркового представления животные – голубь, хомяк и… живой карп. Все это будет очень необычно!

Вместо зрительного зала – путешествие по потаенным уголкам цирка.-10

7. Число зрителей на иммерсивном спектакле ограничено

В зрительном зале Казанского цирка цирка умещается чуть больше 2 тысяч зрителей, но на «ТРОГАТЬельный спектакль» группы набираю по 40-45 человек, не больше. Во время спектакля придется много ходить, а многие помещения просто не способны вместить больше публики. Да и смотреть представление в большой толпе неудобно. Создатели хотят, чтобы каждый, кто пришел на необычный спектакль, чувствовал себя комфортно.

Продолжительность спектакля – 1 час 20 минут. Но во время путешествия по сказочным помещениям цирка время как-то теряется само собой.