12,5K подписчиков

Страсти по Филиппинам.

416 прочитали

Свое владычество над Филиппинами Испания установила примерно в 1565 году, и ей сразу же пришлось противостоять многочисленным врагам, как то: китайские и малайские пираты, мусульманские каперы с островов Филиппинского архипелага Минданао и Джоло, а так же вако и японские пираты, частью - изгнанные из Японии ронины. Сюда надо добавить и европейцев – это прежде всего английские корсары (Кавендиш, перехвативший галеон с серебром «Санта Анна» у Акапулько, и знаменитый Фрэнсис Дрейк), а чуть позже и голландцы.

К началу XVII века именно голландцы, вернее голландская Ост-Индская компания, и стали главными противниками Испании и Португалии (с 1581 по 1640 годы эти страны были в унии) в регионе. Первая голландская экспедиция в Азию вышла из Амстердама 2 апреля 1595 года, в ее состав входили 4 корабля под командованием Корнелиуса ван Гутмана. Голландцы дошли до Суматры и Явы, вели торговлю на Моллукских островах, и возвратились в Голландию в августе 1597 года. Главное, что они поняли – в Юго-Восточной Азии испанцы и португальцы укрепились довольно сильно, и место под солнцем там надо отвоевывать. Именно поэтому все следующие экспедиции были уже не торговыми, а военно-торговыми.

И вот в 1598 году из Роттердама вышла эскадра Оливера ван Норта в составе двух галеонов («Мориц», флагман, и «Хенрик-Фредерик», командир Жак Клаас) и двух кораблей классом поменьше («Эндрахт», командир Питер де Линт, и «Хоуп», командир Йохан Гюйдекопер). Выдавал инструкции Норту аж сам штатгальтер Нидерландов – Мориц Нассауский, задача, поставленная эскадре – открытие новых коммерческих путей в Африку и Азию и атака испанских и португальских кораблей с целью их захвата.

В ноябре 1599 года Норт достиг оконечности Южной Америки и вошел в Магелланов пролив, но проходил он его четыре месяца, борясь то с непогодой, то с тамошними туземцами. 14 января 1600 года был потерян галеон «Хенрик-Фредерик», просто пропавший в тумане, что с ним дальше стало – крушение ли, или просто утонул – неизвестно. Вскоре был потерян и «Хоуп».

Тем не менее, остальные два корабля достигли Вальпараисо, около которого захватили испанский паташ «Буэн Иесус», атаковали город, где смогли захватить еще один корабль и сжечь два каботажных судна. В Вальпараисо же голландцы узнали, что поблизости крейсирует испанская эскадра Хуана де Веласко, которая ищет отряд ван Норта с явно недобрыми намерениями. Поэтому было принято решение пересечь Тихий океан, и в сентябре 1600 года голландцы достигли острова Воров (ныне остров Гуам). Там были захвачены штурманы, которые помогли голландцам дойти до Филиппин, и через пролив Сан-Бернардино Норт в октябре 1600 года смог подойти к Маниле.

С оставшимися у Норта двумя кораблями и 150 членами экипажей он не мог захватить Манилу, поэтому он сделал просто – решил крейсировать недалеко от входа в бухту Кавита и перехватывать все суда, какие будут идти мимо.

Надо сказать, что на тот момент город Манила был маленьким, с небольшим испанским гарнизоном. К тому же большая часть войск и кораблей ушла к Минданао, в экспедицию против тамошних пиратов. Тем не менее, губернатор Филиппин Франсиско Телло, решил атаковать голландцев. Было начато строительство полевых батарей, срочно вырыли траншеи, где разместили 12 бронзовых орудий. Кроме того, поскольку вскоре ожидался «манильский галеон» «Сан-Тома» с грузом товаров и серебра из Мексики на полтора миллиона песо, нужно было что-то придумать в плане активных действий.

Было решено вооружить торговый галеон «Сан-Диего» (300 тонн), принадлежащий купцам Луису де Бельверу и Антуану Томасу, а так же фрагату (небольшое парусное судно с косыми парусами) «Сан-Хасинто», принадлежавшую португальскому коммерсанту, недавно прибывшему с Моллукских островов с грузом пряностей. Кроме того, было спешно начато строительство двух галер и одной 50-тонной галисабры «Сан-Бартоломе», которая могла ходить как под веслами, так и под парусами.

В результате была сформирована небольшая эскадра в составе 14-пушечного галеона «Сан-Диего» и 10-пушечной галисабры «Сан-Бартоломе», которую возглавил местный судья, Антонио де Морга. Надо сказать, что Морга не был моряком, и не имел опыта боевых действий в море, выбрали его из-за его организаторских и административных способностей. В помощь же по морской части ему дали капитана Хуана де Альседа, который одновременно командовал «Сан-Бартоломе».

Голландцы были вооружены получше – их флагман, «Мориц», имел 24 орудия и 100 человек экипажа, а «Эндрахт» - 10 орудий и 40-50 матросов. Испанцы превосходили голландцев в людях, поэтому в качестве основой тактики боя был выбран старый добрый абордаж.

11 декабря 1600 года, взяв на борт «Сан-Диего» и «Сан-Бартоломе» 450 человек, испанцы вышли в море, и через три дня обнаружили корабли Норта у мыса Балаитеги (Balaitegui), остров Батаан. Морга поступил просто – несмотря на огонь голландцев, он просто повел свой галеон на «Мориц» и на высокой скорости столкнулся с ним. Испанские аркебузиры и мушкетеры сразу же открыли огонь по верхней палубе голландского флагмана, а матросы забросили абордажные крюки. Филиппинские солдаты и наемники-японцы сразу же устремились на борт «Морица» и атаковали квартердек и верхнюю палубу, однако были отбиты. Бой на палубе продолжался шесть часов, в конце концов, когда подошел «Сан-Бартоломе», угрожая абордажем с другого борта, голландский флагман сдался. Выжило только 25 человек из всего голландского экипажа. Их поместили в трюм, и можно было привести себя в порядок и посчитать потери.

Меж тем «Сан-Бартоломе» проследовал дальше и устремился за «Эндрахтом», это и навело Норта на мысль – а не отбить ли корабль обратно? И Норт применил старый пиратский прием, который присмотрел у дюнкеркских каперов – он устроил пожар в трюме. Испанцы, увидев языки пламени и густой дым, запаниковали, к тому же огонь распространялся быстро и уже достиг бизань-мачты. Боясь, что вот-вот рванет крюйт-камера, матросы «Сан-Диего» быстро обрубили абордажные крюки, причем часть испанских солдат не успело перебраться обратно на корабль и осталось на голландском галеоне. «Сан-Диего» же, не успев поставить паруса и наладить управление, налетел на скалу в двух милях от необитаемого острова Фортуна, распорол себе днище и затонул. Море было заполнено испанцами, потерпевшими крушение, когда туда ворвался ван Норт, сумевший локализовать и потушить пожар на «Морице», и приказал своим матросам стрелять по испанцам из аркебуз, мушкетов и пушек. В результате число погибших испанцев составило до 250 человек.

Таким образом, убедительная победа испанцев в одну минуту обернулась страшным поражением.

С другой стороны, ван Норт уже не мог мечтать о перехвате каких-нибудь судов и блокаде Манилы, и теперь думал только об одном – как бы побыстрее вернуться домой.

Что касается «Сан-Бартоломе» - тот сумел догнать и взять на абордаж «Эндрахт», 26 августа 1601 года пленные голландцы, объявленные испанским судом пиратами, были повешены на центральной площади Манилы.

Самое смешное – Антонио де Морга смог спастись. В 1602 году, по горячим следам, он написал книгу об этом бое, которую опубликовал в 1609 году в Мексике. Там он пытался обелить себя, попутно говоря, что лучше бы на его место назначили моряка. Основная же проблема была в том, что экипажи испанцев комплектовались с бору по сосенке, и часть моряков Морга заменил на японцев-ронинов, которые хороши в абордажных схватках, но в морском деле не смыслили вообще ничего. Именно они и подняли панику во время пожара. Морга не прислушался ни к Альседе, ни к Бельверу, которые рекомендовали немного разгрузить корабль, перераспределить балласт для лучшей управляемости. Поэтому и получилось то, что получилось. От великого до смешного - один шаг.

Свое владычество над Филиппинами Испания установила примерно в 1565 году, и ей сразу же пришлось противостоять многочисленным врагам, как то: китайские и малайские пираты, мусульманские каперы с...