История Тамары Николаевны.
Случай из практики
К нам на прием пришла пациентка 70 лет с диагнозом «артроз коленного сустава». Она явно прихрамывала и использовала трость, но выглядела значительно моложе своих лет.
— Я не согласна с диагнозом, — сказала она сразу после того, как отдала мне МРТ. — Я МРТ сделала за свои деньги специально, чтобы вы посмотрели. Врач в поликлинике никак меня на него не направлял. На рентгене не было никаких изменений. А в расшифровке МРТ написано, что у меня артроз 1-й степени. Я прочитала много литературы в интернете и понимаю, что так болеть не должно.
Пациентка явно готовилась к приему. И степени артроза изучила, и на МРТ сходила. Сразу видно, что у нее давно что-то болит и предлагаемое стандартное лечение ее не устраивает.
— Что у вас произошло?
— В отпуск с мужем съездила. На родину. Нога там и заболела. Полгода назад. И с тех пор болит.
— Чем вы лечились?
— Врач в поликлинике послушал меня, даже не посмотрел. Узнал, что травм не было, что заныло постепенно, и сразу поставил диагноз «артроз». А у нас в семье ни у кого артроза не было. Бабушка до 102 лет дожила и на своих ногах бегала. Мама в 96 от этого ужасного ковида слегла, а до этого тоже бегала. И суставы у нее здоровые были. Все врачи удивлялись. И у меня же не сустав болит. Ниже болит, под ним. А доктор даже не слушает. «У вас возраст такой уже, у всех артроз. Палочку берите, таблетки пейте и ходите себе спокойно без лишней нагрузки. Как совсем плохо станет, на эндопротезирование придете. А сейчас можете гиалуроновой кислоты поколоть, если хотите. Но я в этом пользы не вижу».
— И что вы делали?
— Колоть я не стала. Таблетки две недели попила, боль стала меньше. А через пару недель опять вернулась. И чуть я подольше похожу, так нога и болит. И палка эта, — она чуть ли не швырнула трость, — тоже не особенно помогает. С ней и второе колено болеть начало.
— Давайте посмотрим оба ваших колена.
Тамара Николаевна продемонстрировала мне свои ноги. Надо сказать, что для ее возраста они были на удивление здоровы. Ни расширенных вен или капиллярной сетки, ни отека, которые бывают при артрозе. Даже кожа в отличном состоянии.
— Вы спортом, наверное, занимаетесь?
— Ну да. Уже лет двадцать два раза в неделю на аквааэробику хожу. Много хожу, занимаюсь суставной гимнастикой.
— А после нее колено больше болит?
— Бывает иногда. Особенно если упражнения на ноги делаем.
— Аквааэробика — отличное занятие. Продолжайте. Но как только нога заноет, дайте ей отдых. Пропустите пару занятий. А лучше придите на них, но ногу не нагружайте. У вас воспаление околосуставной сумки, говоря научным языком,
бурсит. Именно это и вызывает жалобы. Сам коленный сустав у вас в прекрасном состоянии.
— Да, да. В заключении МРТ написали: «анзериновый бурсит».
— Так вот, чтобы не болело, воспаление нужно снять. Судя по тому, что вы уже полгода мучаетесь и эффект от таблеток был краткосрочным, вам, наверное, нестероидные противовоспалительные препараты рекомендовали. Мы можем применить довольно жесткие, но действенные меры — укол в область околосуставной сумки стероидных гормонов. Боль пройдет почти сразу, но связкам нужно будет давать больше покоя.
Я рассказал пациентке о противопоказаниях и возможных побочных эффектах, которые не очень приятны: может случиться повышение кровяного давления, бессонница, эмоциональная нестабильность и повышение уровня сахара в крови.
Пока она читала инструкцию к препарату, я смотрел на ее МРТ. Изображение сустава было отличным, признаков артроза не было, зато воспаление бурсы было видно отчетливо.
Мы задали другие вопросы, связанные с общим состоянием здоровья, выяснили, что противопоказаний к применению стероидных гормонов локально нет. И ввели ей неполную дозу вокруг воспаленной бурсы. Она посидела в коридоре полчаса, чтобы мы были уверены, что никаких непредвиденных реакций в ее организме не произойдет. А потом встала и пошла без трости.
— Не нужна мне эта штука больше. Хотите, вам оставлю? Через два месяца, когда ей звонили проверить состояние, она с благодарностью рассказала, что с того дня, как вышла от нас, трость ей не пригодилась, и боль не возвращалась.