Экспедиция "Россия 360". Первый месяц в пути

Мурманск. Старт экспедиции
Мурманск. Старт экспедиции

25 января в Мурманске стартовала экспедиция «Россия 360». Это огромный уникальный проект, длинною в год. И я являюсь его частью. Как пресс-секретарь проекта, именно я получаю первым все материалы и новости об экспедиции. И буду каждый месяц делиться с вами итогами прошедших 30-ти дней пути команды. В этих статьях будет много фотографий из внутреннего чата экспедиции, которые вы не увидите больше нигде.

Богдан дает интервью Мурманским СМИ
Богдан дает интервью Мурманским СМИ

Позавчера прошел первый месяц в пути. Кажется, что старт был когда-то невообразимо давно, но прошло всего-то 30 дней. Наверное, это потому, что месяц пути был не простым и очень насыщенным.

Информацию о проекте вы без труда найдете самостоятельно, поэтому не буду грузить вас тут этим, а расскажу об «изнанке», так сказать.

Как устроена экспедиция?

На данный момент в экспедиции находится 12 человек. Но на самом деле, участников намного больше. Потому что экспедиция длительная и ребята будут меняться в пути. А еще есть несколько «штабных», которые координируют экспедицию, оперативно держат связь с «властью на местах», помогают со снабжением и выполняют прочие задачи, которые сложно решать, находясь в пути, с не стабильной связью. Среди таких «работников тыла» и ваш покорный слуга.

Самая северная стела на границе Европы и Азии
Самая северная стела на границе Европы и Азии

Первые дни экспедиции

Экспедиция стартовала в Мурманске 25 января. На площади, у легендарного ледокола Ленин, был дан шумный старт, где глава региона пожелал ребятам удачи в пути, а жители города могли воочию увидеть на чем поедет экспедиция. На старте из нашей техники были представлены вездеход «Бурлак» и автомобиль УАЗ, доведенный компанией Arctiс Trucks до состояния, в котором на нем можно будет комфортно бороздить бескрайние просторы.

Техника экспедиции
Техника экспедиции

Первый этап экспедиции почти весь пройдет на вездеходах «Бурлак», которые станут для команды и транспортом, и домом, во время путешествия с запада на восток по Арктике. Но я забегаю вперед, кажется.

Пока что экспедиция выехала и движется в Архангельск, в сопровождении УАЗа. Вездеходы совершенно новые, только что прибывшие с завода. Их необходимо обкатать и обжить. Делать это лучше в тех местах, где еще есть цивилизация и магазины. Поэтому двигались через населенные места. Благополучно миновали Карелию и въехали в Архангельскую область.

Где-то в Карелии
Где-то в Карелии

Наладили житье-бытье. Впереди много дней пути, в том числе в лютые морозы и в полном отрыве от цивилизации. В Архангельске команда провела пресс-конференцию и встречу с учащимися, рассказав о работе полярников и о нашей экспедиции. А потом, попрощавшись с УАЗом, покинула дороги, направившись в сторону Мезени.

-6

Здесь же экспедицию покинули Павел Гузанов и французский путешественник Стефан Леканю.

Вот что рассказывает Стефан о команде и духе в ней: - «Для поддержания формы есть утренний ритуал - отжимания)) Еще мы правильно питаемся и не употребляем алкоголь. Команда состоит из прекрасных ребят с отличным чувством юмора, хорошее настроение гарантировано всегда! Но что я ценю больше всего, так это доброжелательную атмосферу. Несмотря на то, что мои знания русского языка пока ограничены и я не всегда понимаю все шутки и анекдоты, с этими ребятами смех очень заразителен))»

Ну здравствуй, Арктика.

На берегу моря. Какого-то...
На берегу моря. Какого-то...

Теперь ребята остались наедине с собой и бескрайними снежными просторами. Проехав Мезень, экспедиция вышла к берегу Печорского моря. Дальнейший маршрут проходил вдоль побережья. Начались первые поломки: у одного из вездеходов «пропала тяга». Вскрытие топливной системы показало, что фильтр забит металлической стружкой. Вскрыли топливный бак. Там обнаружилось еще изрядное количество стружки. Этот, безусловный огрех производителя, чуть не остановил команду первой континентальной экспедиции в диких местах Арктики. К счастью, погода была теплая и ребята произвели ремонт на месте, двинувшись дальше.

Вот так происходит ремонт в полевых условиях
Вот так происходит ремонт в полевых условиях

Так и ехали, преодолевая снежные наносы вдоль берега моря. Порой пересекали замерзшие заливы и проходили по припаям. По морю двигаться было невозможно в виду отсутствия льда.

Копать...
Копать...

Потом въехали в Ненецкий автономный округ. А вот здесь теплая погода оказалась некстати. Вскрылась река Печора, а на других реках поверх льда была вода и наледь. С трудом пробивая дорогу, экспедиция медленно двигалась вперед.

Тяжелый маршрут
Тяжелый маршрут

А потом на Бурлаке, под управлением Олега Харченко, сперва подгорело, а потом просто рассыпалось сцепление. Вездеходы встали в не очень удачном месте – стояли посреди реки и вокруг была вода поверх льда. Но справились, конечно. И поехали дальше.

Вот так происходила замена сцепления
Вот так происходила замена сцепления

А потом, согласовав маршрут и, получив необходимые разрешения, проехали по территории Ненецкого заповедника. Дальнейший маршрут был вдоль Печорской губы по побережью, по направлению к острову Вайгач. Ночевали в вездеходах и на полярных станциях метеорологов и ученых.

Умопомрачительные пейзажи Арктики
Умопомрачительные пейзажи Арктики

Колчак и Надежда

А потом начала разваливаться КПП на злополучном Бурлаке Олега Харченко. На вездеходах установлена коробка от «Газель Некст». И, мне думается, она не рассчитана на такие нагрузки. Сперва пропали все передачи кроме третьей. А потом вездеход и вовсе встал. Коробку перебирали в -42. Но сделали. И двинулись дальше. До следующей поломки КПП. И снова ремонтировали. А потом снова ломались. И это все на одном и том же вездеходе. Наверное, в этот момент, ребята и дали своим вездеходам имена.

Колчак и Надежда
Колчак и Надежда

Вездеход под управлением руководителя экспедиции Богдана Булычева получил имя Колчак. В честь знаменитого исследователя Арктики, ни разу не потерпевшего неудач в своих исследованиях этого региона. Второй вездеход получил имя Надежда. Потому что только она и помогала этому Бурлаку двигаться дальше.

Лопнул патрубок турбины
Лопнул патрубок турбины

А двигались в сторону Дудинки, где ребят ждали запчасти и ремонтный бокс. Всякое было в пути: вездеходы проваливались под лед и однажды Колчака чуть не перевернуло льдиной, ломались (опять Надежда), видели северное сияние и оленей, общались с полярниками и местными жителями. Так проходили дни и недели, а экспедиция пересекла границу Ямала.

Опасное приключение - льдина чуть не перевернула вездеход
Опасное приключение - льдина чуть не перевернула вездеход
Снова ремонт
Снова ремонт
И снова
И снова
И снова
И снова
И снова
И снова

В экспедиции все постоянно меняется - погода, маршрут, условия. Неизменным оставалось то, что команда каждое утро начинает с отжиманий и зарядки, и поломки техники. На Ямале эти поломки заставили здорово поменять маршрут следования и срезать некоторые пути. Ну и погода внесла свои коррективы.

Наледь на реке
Наледь на реке

Команда направилась в Новый порт, хотя изначально планировалось пересечь обскую губу значительно севернее, но, из-за теплой зимы пришлось спуститься до Нового порта, чтобы пересечь Енисей по льду, а не по воде. А потом ребятам срочно понадобился ремонтный бокс, который предоставили в Ямбурге. Там снова ремонтировали вездеход. Пришлось задержаться на месторождении несколько дней. Эта непредвиденная задержка заставила исключить из маршрута поселки Гыда и Антипаюта, где путешественники планировали встретиться с местными школьниками.

На полярной станции
На полярной станции

Большую помощь оказало руководство региона, курируя перемещение группы. Они сообщали о погоде, ледовой обстановке на тех или иных участках, обеспечивали проезд через закрытые территории, сопровождение и встречи на местах.

В Ямбурге, на станции Газпром
В Ямбурге, на станции Газпром

Дудинка

И вот, спустя более чем 5000 километров, экспедиция прибыла в морской порт Дудинка в Красноярском крае. Здесь ребят ждал небольшой отдых, пополнение запасов, частичная смена команды, восстановление техники и подготовка к серьезному и сложному пути через безлюдный Таймыр, где придется рассчитывать только на себя и помощи ждать неоткуда.

Вот что едят в экспедициях
Вот что едят в экспедициях

Пока производились необходимые работы команда встретилась с местными учащимися, прессой и посетила самый северный музей страны.

Встреча с учащимися в Дудинке
Встреча с учащимися в Дудинке

И здесь, в Дудинке, команда немного изменилась – экипажи покинул путешественник Евгений Шаталов. Вот, что Женя рассказал мне в телефонном разговоре: — «Это самый яркий, необычный, интересный и организованный экспедиционный проект о нашей стране. Другого такого не было и, думаю не будет. В любой экспедиции команда это половина успеха. Эта команда доедет хоть куда. Я уверен.»

Экипаж Надежды
Экипаж Надежды

Здесь же, в Дудинке, к команде присоединились три участника: известный путешественник Денис Забелин, проехавший на своем автомобиле пустыни южные и северные, арктические; Марина Галкина, прошедшая в одиночном пешем походе всю Чукотку, первый член команды женского пола; известный Питерский фотограф Рафкат Шакиров.

Уже с обновленной частью команды
Уже с обновленной частью команды

Встреча в море

Экспедиция покинула Дудинку и двинулась на север. По пути движения, в Карском море ребята встретили атомный ледокол «Урал», госкорпорации «Росатом». Это новейший атомный ледокол, производимый в нашей стране.

Памятное фото
Памятное фото

Экспедиция запросила у атомного ледокола проводку по фарватеру, а потом участники экспедиции были приглашены на борт, где сняли уникальный контент внутри ледокола, обменяли с капитаном сувенирами. Богдан Булычев подарил капитану сувениры от экспедиции, а капитан судна – Виктор Сурядов, вручил участникам экспедиции сувениры от экипажа ледокола и госкорпорации «Росатом»

Дали порулить на действительно большой штуке
Дали порулить на действительно большой штуке

А потом ледокол отправился в порт назначения Дудинка, а наши Бурлаки двинулись на север, через Диксон, на самую северную точку Евразии – мыс Челюскин.

Море замерзло неравномерно
Море замерзло неравномерно

«Мы автономно следовали в направлении порта Дудинка, как наши курсы пересеклись с участниками экспедиции, - рассказал капитан универсального атомного ледокола «Урал» Виктор Сурядов. – Такие встречи в Арктике большая редкость. Время позволило провести для путешественников небольшую экскурсию по судну и пообщаться. Желаем удачи ребятам. Если что, то мы всегда готовы подставить плечо».

Встреча в море
Встреча в море

А эмоции от этой встречи от участников экспедиции еще более яркие: «Он огромен. Ощущение, что на тебя движется настоящая гора. Даже не верится, что это создано руками человека. Большущее спасибо госкорпорации «Росатом» за уникальную возможность встретиться с этим апофеозом технической и инженерной мысли и побывать внутри него!» - участник экспедиции Константин Кузнецов.

А раньше думали что это Бурлак большой
А раньше думали что это Бурлак большой

Возвращаемся

Но вскоре произошло событие, которое заставило путешественников вернуться на сушу – оторвалось колесо у одного из вездеходов.

И опять поломка
И опять поломка

Пришлось запросить помощи на базе компании «Роснефть». До базы ехали без колеса, оставив его на льду. А потом проводили необходимые сварочные работы и возвращались за оставленным на льду колесом и устанавливали его на место и все это в условиях сильнейшей метели с ветром 25 м/с при -30 за бортом.

Даже смотреть холодно на это фото
Даже смотреть холодно на это фото

Вот что говорит сам Богдан о прошедшем месяце:

Изнанка экспедиции

Почти все ребята-участники экспедиции оставили кого-то дома. Кого-то, кто их любит и ждет. Конечно, путешественники вечно в заботах и скучать им особенно некогда. Конечно, когда есть связь, ребята в первую очередь общаются с близкими, которые ждут и волнуются дома.

Пишут домой
Пишут домой

А вот, что рассказывают родные и близкие наших путешественников:
«На самом деле переживаешь, особенно когда нет связи по несколько дней, стараешься конечно не додумывать и не придумывать, но каждый день у телефона в надежде, что каждый «пик» от мужа. Особенно тяжело праздновать день рождения сына (3 года) без него! Хочется разделять такие эмоции вместе! Надеюсь и верю, что всё у ребят хорошо и они вернутся домой с невероятными впечатлениями и чувством чего-то очень важного и прекрасного» - рассказывает Лера Шакирова, жена фотографа экспедиции – Рафката Шакирова, который совсем недавно присоединился к участникам.

Обработка фото и монтаж видео делаются прямо в экспедиции
Обработка фото и монтаж видео делаются прямо в экспедиции

А вот Андрей Корх вне дома уже целый месяц. Вот что говорит его жена Мария: - «Говорят, что человек ко всему привыкает. Возможно, но только не к разлуке с любимым. Те мгновения, проведенные в ожидании хотя бы пары слов: «у нас все нормально, едем дальше!» очень выматывают. Каждую ночь засыпаю с телефоном под подушкой, а вдруг придёт долгожданная СМС? Сон? Сон уже совсем не тот, ведь знаю, что они стараются ехать больше в темное время, при свете фар, так видимость лучше. А эти тревожные сообщения о поломках, и видео с кадрами как из сводки ЧП, просто до боли в груди… Но лучшее, что я могу сделать в эти моменты, это успокоиться и поддержать, ведь знаю, что ему сейчас, как никогда, нужна моя поддержка!»

Андрей Корх. Уезжал без бороды
Андрей Корх. Уезжал без бороды

Но эти ребята опытные путешественники. А в команде есть и те, кто впервые покинул дом настолько надолго. Среди них – механик экспедиции Сергей Комов. И его жена Настя очень волнуется: - «Муж часто ездил в длительные командировки, но в такую масштабную и долгую экспедицию уехал впервые. Первые дни, когда он был постоянно на связи, переживаний совсем не было, но, когда не было звонка день, начинаешь уже заходить в трек-карту и отслеживать, где они. С каждым днем волнение нарастает, мысли в голову лезут всякие. Но все равно, зная, что муж пройдёт все трудности и преграды ни смотря ни на что, на душе становится спокойнее. Очень скучают дети, каждый день спрашивают, когда приедет папа и расскажет кучу удивительных историй и покажет фотографии. Ждём его с большим нетерпением, новыми эмоциями»

Без механика в такое путешествие никак
Без механика в такое путешествие никак

Вот такие итоги месяца. Я буду и дальше знакомить вас с изнанкой экспедиции "Россия 360". Так что не забудьте подписаться.

А еще много новостей о проекте - на канале Богдана

Все фото и видеоматериалы принадлежат проекту "Россия 360" и предоставлены участниками.