Найти тему

Рецензия на книгу Оксаны Рахмановой «Шпаргалки и развивающие задания юным поэтам» от критика Мари Москва

Во-вторых, нам нужен СМЫСЛ —
Выражай любую мысль.
Ну, а если смысла нет —
Мы, увы, получим бред.

Я впервые сталкиваюсь с поэтической рабочей тетрадью. Хотя кто, кроме Оксаны Рахмановой мог взяться за такой необычный проект. Автор — педагог, поэт и поэт-песенник, а свою методическую разработку она называет так: «Шпаргалки и развивающие задания юным поэтам».

Во-вторых, нам нужен СМЫСЛ — Выражай любую мысль. Ну, а если смысла нет — Мы, увы, получим бред. Я впервые сталкиваюсь с поэтической рабочей тетрадью.

Первое впечатление о книге — детское, игровое, не вполне серьезное. Но в процессе выясняется, что предложенные задания не так просты, а кое-какая информация из пособия окажется новой или (как минимум) хорошо забытой и для взрослых. Каждый ли родитель сходу объяснит, что такое бедная рифма? А акустическая?

Ну и потом, чтобы слышать, чувствовать и понимать стихи «больших поэтов», нужно начинать с малого (читай: с нуля лет). Как мы знаем, прирожденного вкуса не бывает, но есть вкус воспитанный. Оксана Рахманова как раз призывает к воспитанию вкуса, а мы идем за ней, то есть за Котом Рифмоплётом, симпатичным проводником в мир поэзии.

В своей рабочей тетради автор следует чёткой структуре и планомерно рассказывает о разных аспектах построения стиха. И предлагает задания, которые, как мне кажется, отлично подойдут для семейного досуга. Как подойти к заданиям - всерьез или с юмором, решает каждый читатель в отдельности. Только представьте, сколько весёлых строф можно составить, если в этом будут участвовать все члены семьи, каждый со своим опытом, лексическим багажом… Опять же, и для взрослых это неплохая тренировка памяти и фантазии. Подобрать пять рифм к слову «слово». Я задумалась. А если на время? Задумалась еще сильнее!

А вот две находки автора, которые мне кажутся крайне удачными и весёлыми, они вносят дополнительный элемент игры и располагают к себе читателя.

Во-первых, кошачья физминутка, то есть весёлая разминка. Во-вторых, понравилась часть, в которой кот читает рэп.

Виды рифм, что рэпом были
В них стихов сокрыты силы!
Приведу без лишних нервов
Тройку основных примеров.

Мне кажется, рэп — недооценённый поэтический мост к молодому поколению. К которому старшее поколение испытывает странный скепсис. Здорово, что автор его упоминает. Как минимум, появляется повод для жаркой дискуссии с родителями на тему «можно ли назвать рэп поэзией»? А там и до Блока недалеко. И до Бориса Рыжего.

Мари Москва, литературный критик.

Рецензия подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей
Рецензия подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей

https://souzdetlit.ru/