Найти в Дзене
Бодрый Боцман

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора?

Конечно, первое на что стоит обратить внимание при выборе винта — его совместимость с вашим мотором. На это влияют диаметр ступицы и количество шлицов (ширина шпонки, если у вас шпоночная посадка), - если они совпадают с вашим мотором, то винт встанет.

Впрочем, вы скорее найдете список совместимых двигателей, чем диаметр ступицы, так что по большому счету, вам необходимо знать только марку мотора.

С этим разобрались, теперь переходим к самому интересному — шаг и диаметр.

Рядом с винтом (на коробке, на сайте, где вы его купили, может быть на самом винте) всегда есть три цифры, первая из которых обозначает количество лопастей, вторая – диаметр окружности, описываемой лопастями, а третья – шаг, то есть расстояние, пройденное винтом за один оборот. К примеру, маркировка 3x9-1/4x12 означает, что у винта 3 лопасти, его диаметр 9,25 дюйма (да, практически всегда это именно дюймы, а не миллиметры), и за один идеальный оборот он проходит 12 дюймов. После этих трех цифр иногда еще ставят букву R или L – они обозначают правое (right) и левое (left) вращение винта. Разницу между винтом правого и левого вращения вы вряд ли ощутите, но важно понимать – если у вас стоял винт правого вращения, значит вал вашего мотора вращается вправо, и левый винт приведет к тому, что на переднем ходу вы пойдете назад.

Характеристики винта на упаковке
Характеристики винта на упаковке

Но главное при выборе винта — обороты двигателя на максимальном газу. Если обороты при гашетке «в пол» находятся в пределах рекомендуемых для вашего двигателя, то такой винт, как говорят инженеры, согласован. Если максимальные обороты ниже нормы, то по той же инженерной терминологии, винт гидродинамически тяжел, если выше — легок. При этом, то что винт согласован, вовсе не значит, что он тот самый единственный — согласованных винтов бесконечное множество, и правильно изменяя параметры, можно, оставив согласованность, добиться выхода на глиссер при полной загрузке или просто увеличить скорость.

-3

К счастью для этого не нужно быть инженером, достаточно знать несколько простых вещей.

Увеличивая диаметр или шаг, вы увеличиваете сопротивление, тем самым уменьшая максимальные обороты, которые может выдать двигатель. И наоборот — при уменьшении диаметра и шага, максимальные доступные двигателю обороты будут повышаться (в пределе, минимальный диаметр и минимальный шаг - у пустого вала, так пустой вал будет крутиться будь здоров!).

Один дюйм шага отвечает примерно за 200 оборотов в минуту, для диаметра же достаточно 0,5 дюйма, чтобы ответить за те же 200. При этом, говоря простым языком, диаметр отвечает за тягу, а шаг за скорость.

-4

Предположим, что вы часто ходите с друзьями, и при загрузке в несколько человек обороты при полностью выжатой ручке ниже нормы на 600, а катер не выходит на глиссер. Это означает, что ваш винт «гидродинамически тяжелый» и ему не хватает тяги. Для вашего судна это скоростной винт — он будет идеально работать без нагрузки, выдавая большую скорость. А чтобы добиться выхода на глиссер груженого катера, нужно уменьшить шаг, как бы переведя скорость в тягу, необходимую для выхода из водоизмещающего режима. Поскольку обороты ниже на 600, шаг нужно уменьшить на три дюйма — такой винт будет для вас грузовым. Кстати, хорошей морской практикой считается наличие на катере запасного винта, который как раз и пригодится при изменившихся условиях.

Что насчет количества лопастей? Тут все еще проще. В сравнении с трехлопастным винтом, двухлопастной даст больший КПД, но и значительно большую вибрацию, которая будет заметнее с каждой лошадиной силой, поэтому винты с двумя лопастями ставят только на небольшие моторы. Четырехлопастной меньше вибрирует и всегда «тяжелее» трехлопастного, поэтому, как правило, используется для увеличения тяги.

Под конец пара слов о материалах. Сталь прочнее алюминия, это позволяет сделать лопасти тоньше и острее на кромке, а это увеличивает КПД и дает бОльшую скорость. Стальной винт дольше прослужит и более ремонтопригоден, но (помимо цены) есть один минус — при ударе стальным винтом вероятность повредить редуктор выше. Композитный пластик дешевле алюминия, и наверняка спасет ваш редуктор при ударе. Но ремонтировать такой винт невозможно, поэтому у композитных винтов съемные лопасти, которые можно заменить. Это довольно удобно, но доступность лопастей как по цене, так и по наличию оставляет желать лучшего.

Алюминиевый винт остался без одной лопасти, но редуктор цел
Алюминиевый винт остался без одной лопасти, но редуктор цел

Так или иначе, какой винт будет двигать ваше судно — решать вам. А если возникнут вопросы, звоните, пишите, приходите лично — мы всегда поможем!