Найти тему

Что надо знать о таком богослужении как «Часы»

Известно, что до половины 3 века молитвенные часы не имели определенного чина, и совершались верующими разними способами. Например, у учителя Церкви Тертуллиана мы можем найти краткое указание на то, что в молитвенных часа нужно читать молитву Господню. А далее могли прилагаться Ветхозаветные Псалмы и троекратное «Аллилуйя».

Памятник 3 века «Завещания» излагаются некоторые формы и правила, касающиеся не только мирян, но и епископов, которые должны каждый раз находиться при алтаре для совершения молитвенных часов:

«Да будет епископ постоянно у алтаря, пребывая в молениях долго и ночью, особенно же в предписываемые ночные часы, именно в первый, в полночь и в первый час зари, когда появляется рассвет. Сверх же этого утром в час третий, в час шестой, в час девятый, в час двенадцатый и в час светильника. Если же он молится за народ и за себя во всякое время непрерывно, хорошо делает. И пусть будет один в здании церкви. Но если есть у него один ли два участника, то хорошо, если он с ними пребывает для совместной единодушной молитвы в слове. Ибо где два или три находятся во имя Мое, как помните, Я сказал вам, и Я буду среди них. Если же не может непрерывно всю ночь пребывать, по крайней мере пусть остается (в храме) в вышеуказанные часы. Ибо тогда ангелы навещают церковь».

Из памятника «Завещаний» видно, что при уже имеющихся храмах возникает потребность в новом чинопоследовании «молитвенных Часов». Создается впечатление, что предстоятель всегда пребывает в храме и молится как утром, так и днем, вечером, ночью, и, конечно, из этого памятника можно понять подвиг епископа не как руководителя-администратора, но как молитвенника за паству. Памятник «Завещаний» требует пока соблюдения чтения Часов только от епископа.

Как рекомендации, в Канонах Ипполита, и Египетских Канонах можно прочесть, что верующие тоже могут совершать некое подобие часов:

«Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам».

Также можно четко увидеть смысл каждого Часа, ради которого верующие могут собраться и помолиться:

«Пусть молятся и в третий час, так как в это время Спаситель добровольно был распят для спасения нашего, чтобы даровать нам свободу».

Так, христианам рекомендовалось молиться и в шестой час:

«молитва со скорбью в шестой час, ибо тогда был разделен день мраком. Итак, да будет голос, который подражал бы пророкам творению скорбящему этот час вся тварь пришла в смятение из-за ужасного преступления, совершенного иудеями».

Также и в девятый час рекомендовалось славословная молитва Господу: «В час девятый опять пусть молятся, так как в этот час Христос молился и предал дух в руки Отца Своего».

Таким образом, можно утверждать, что каждый молитвенный Час имеет свой глубинный богословский и символический смысл:

• Первый Час имел своей молитвенной целью славословие Творца как «Час восхода».

• Третий час напоминал верующим о взятии Господа иудеями.

• Шестой Час – это время, когда верующие вспоминают о страданиях Христа.

• Девятый час свидетельствовал о смерти Спасителя.

Часы способствовали более частому обращению к молитве христиан, именно это практическое молитвенное древнее правило приучала к постоянной молитве, и как следствие взгревало сердца верующих.

Наконец, Церковные Часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й) всё более превращались в небольшие частные службы, которые совершались духовенством и особо благочестивыми мирянами. В эти часы устраивались иногда и небольшие молитвенные собрания, но чаще всего это были домашние (келейные) молитвы.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь