Салтыков-Щедрин "История одного города" - рецензия.

Снова призываю богов, которые помогают дилетантам писать отзывы на классические книги.

Снова призываю богов, которые помогают дилетантам писать отзывы на классические книги.

Длинная рецензия
Эта книга окончательно убедила меня, что школьники просто не в состоянии оценить классическую литературу. У них просто нет такого опыта - особенно если речь идет о вещах, известных только взрослым... да и то не всем.
Канонически книга Щедрина -
хроника взаимоотношений власти и народа на территории России. Это, конечно, так. Но кроме того Салтыков-Щедрин написал настоящую антиутопию, предшествующую всем прочим. От Оруэлла - насилие, построенное на власти, и власть, построенная на насилии, от Хаксли - вездесущая тупость, от Замятина - уравниловка.

Но больше всего «История одного города» имеет общего с «Замком» Кафки с доведенной до абсурда бюрократией, когда не администрация для общества существует, а общество для администрации. Там есть даже очень похожие эпизоды о том, как чиновник требует от девушки из народа, чтобы она стала его любовницей.
Сравните:

"А что было в письме?" — спросил К. "Да я же еще об этом ничего не сказала, — ответила Ольга, — письмо было от Сортини, адресовано девушке с гранатовыми бусами. Передать содержание я не в силах. Это было требование явиться к нему в гостиницу, причем Амалия должна была идти туда немедленно, так как через полчаса Сортини уезжал... Сортини явно злился, что встреча с Амалией так его задела, оторвала от его обязанностей. Мы потом сообразили, что Сортини, вероятно, хотел уже с вечера уехать в Замок и только из-за Амалии остался в Деревне, а утром, рассердившись, что ему и за ночь не удалось забыть Амалию, написал ей письмо.

И

«зашел бригадир. Зашел, выпил косушку, спросил целовальника, много ли прибавляется пьяниц, но в это самое время увидел Аленку и почувствовал, что язык у него прилип к гортани. Однако при народе объявить о том посовестился, а вышел на улицу и поманил за собой Аленку.
- Хочешь, молодка, со мною в любви жить? - спросил бригадир.
- А на что мне тебя... гунявого? - отвечала Аленка, с наглостью смотря ему в глаза, - у меня свой муж хорош!
<...> Собравши излюбленных глуповцев, он вкратце изложил перед ними дело и потребовал немедленного наказания ослушников.
- Вам, старички-братики, и книги в руки! - либерально прибавил он, - какое количество по душе назначите, я наперед согласен! Потому теперь у нас время такое: всякому свое, лишь бы поронцы были!

Однако «История одного города» не такой известной, как эти книги. Она, во-первых, была написана намного раньше, чем замаячили какие-либо тоталитарные режимы, и люди по всему миру могли почувствовать её актуальность, а во-вторых, плотно связана именно с русской историей.

Читать «Историю» - истинное удовольствие. Да, текст сложный, однако он рисует такие ясные и сильные картины, что это удивительно.

Что может же может значить слово «создавать» в понятиях такого человека, который с юных лет закалился в должности прохвоста? «Создавать» - это значит, представлять себе, что находишься в дремучем лесу; это значит взять в руку топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, науклонно идти куда глаза глядят.

А ещё Щедрин, помимо высокой социально-политической сатиры, умеет шутить и туалетные шутки, представляете? Там упоминается

стремящееся долу брюхо, на то только и пригодное, чтобы изготовлять...

Какой же вывод делает Салтыков-Щедрин? На самом деле никакого. Просто в один момент врывается какой-то форс-мажор - может, судьба, может, история, может, стихия - сметает проклятый Глупов. Так он и говорит: «Посмотрим, что будет. Делать предсказания я не берусь».

Короткая рецензия
Единственный учебник по «Основам российской государственности», который нам нужен.