282 подписчика

Реклама как средство торможения развития Дальнего Востока

Реклама как средство идеологического воздействия
Реклама как средство идеологического воздействия

Практически полное отсутствие местной рекламы и обильные предложения о покупки недвижимости в западной части страны недвусмысленно говорят жителям российского Дальнего Востока, о том, что «настала пора валить в теплые края».

В средствах массовой информации тружусь с июня 1998 года. Граждане постарше вспомнят, что в этот год состоялся дефолт российского государства, из которого страна выбралась благодаря правительству Примакова-Маслякова. О чем вспомнил Владимир Путин, провожая в последний путь Евгения Максимовича Примакова: «Граждане России знали Евгения Максимовича и уважали его как премьера, который смог вывести страну из тяжелейшего кризиса».

Вот только для нас, «работников пера, камеры и диктофона» тот кризис запомнился резким падением рынка рекламы, в результате которого значительная часть газет и журналов ушли в небытие. Рекламодатели, оказавшись в сложной ситуации, оптимизируя расходы, первой вычеркивали затраты именно на рекламу. Последующие кризисы привели к тому, что на данный момент в Комсомольске-на-Амуре из печатных СМИ остались только муниципальная ДВК и корпоративные газеты крупнейших промышленных предприятий города. Сокращение «поголовья» коснулось и радио с телевидением, единственная растущая сфера СМИ- электронные издания, большая часть из которых формально к СМИ вообще не относится. Нет не только официальной регистрации, но и традиционной редакции. Зачастую подобные недоСМИ состоят из пары человек, которые занимаются всем: от написания текстов, до работы с рекламодателями. Это вполне объяснимо: изменившийся рынок рекламы не даёт их владельцам даже малейшего шанса на создание полноценной редакции- поступления от размещения рекламных сообщений не покроют всех расходов на её содержание. О том же самом ярко говорят и газеты – практически все они живут при финансовой поддержке предприятий- учредителей или органов местной и региональной власти.

С точки зрения экономики этот факт говорит о том, что местные рекламодатели, ориентированные на розницу, не могут позволить себе рекламу, так как у слишком большой части населения существует так называемый «необеспеченный спрос». Люди готовы купить товары и услуги, но у них нет на это денег, в силу не очень больших доходов. Особенно это ярко видно именно в Комсомольске-на-Амуре. В том самом городе, который, по мнению многих граждан просто обязан купаться в деньгах из-за расположенных здесь предприятий ОАК, ОСК, Роснефти, РЖД и Газпрома. Размер городского бюджета и состояние местных СМИ говорят о том, что деньги есть, но в другом географическом месте, ближайшее из которых Хабаровск и Владивосток. Немногочисленная реклама о продаже квартир в этих дальневосточных городах попадается жителям Комсомольска-на-Амуре в городских социальных сетях. Затем большим потоком идут яркие сообщения о продаже недвижимости в Краснодаре, Москве, Сочи, Новороссийске и Санкт-Петербурге. Ну а основной поток рекламы для комсомольчан поставляют федеральные игроки с предложениями от маркетплейсов и торговых сетей. Что и неудивительно: развитие интернет торговли заставляет их бороться за внимание потенциальных покупателей.

А что предлагают местные рекламодатели? На месте жителей «города президентского внимания» чаще всего призывают работать в такси, строить самолеты, стать металлургами и покупать мебель. Ассортимент местных рекламных сообщений в городе юности не блещет разнообразием. Если же судить о настроении, которое задаёт в «инженерной столице Дальнего Восток» невидимая рука рынка, то главной заботой горожан является отъезд в более комфортные и теплые города на постоянное место жительство. Призывы жить и работать на Дальнем Востоке, осваивать гектары и брать ипотеку на строительство собственного жилья просто теряются на фоне рекламы иногородней недвижимости. Можно конечно вопрос решить радикально, как Муамар Каддафи в Сирии, и вообще запретить риэлтерские услуги, но местной рекламы, которой бы кормились местные СМИ и блогеры слишком мало. А из этого факта и следует вывод, который я вынес в заголовок.

Александр Альдиев