Учитывая то обстоятельство, что туристы в 18-ый день пути доходят до Вижая, соответственно, они ночуют не в палатке, а в населённом пункте. Плюс два дня отводятся на то, чтобы достичь 2-го Северного поселка (4-5 дни пути). Первые 3 дня оказалось найти очень просто, а вот с 4-ым всё было иначе, так как он был скрыт от посторонних глаз предусмотрительным создателем маршрута по запретным территориям.
Подготовка и проведение похода группой Дятлова
"Маршрут, разработанный группой, захватывал отдаленный северный район Свердловской обл., район верховьев р.Лозьвы. Это был первый зимний маршрут в этом районе.
Члены маршрутно-квалификационной комиссии всесоюзной секции туризма / К.Бардин / и /Е.Шулешко /".
Документ из УД, лист 32
Есть карта Республики Алтай, на которой находятся рудник Весёлый и село Сейка, эта информация проливает свет на одну очень важную деталь. Оказывается, рабочие проживают не на территории рудника, а в нескольких километрах от него. То есть, по аналогии с Республикой Алтай, где-то в районе Северного рудника, так же должен был находиться посёлок для обслуживающего персонала. И он действительно был, о чём свидетельствуют старые карты Свердловской области.
Теперь становится ясно, почему в "Маршруте похода по дням" нет упоминания о том, что туристы должны идти по Лозьве, их путь лежал через посёлок Северный, который находился в 6 км от Северного рудника. И если сложить расстояние от 2-го Северного рудника до верховья Ауспии (через посёлок Северный), то получим нужный результат, а именно 52 км ( от 2-го Северного рудника до Северного посёлка- 12 км; от Северного посёлка до устья Ауспии- 13 км; от Устья Ауспии до лабаза- 27 км. 12+13+27=52 км).
Протокол допроса свидетеля Дряхлых Михаила Тимофеевича, 5 марта 1959 года
"21 февраля меня вызвал в ГК КПСС тов. Проданов И.С. и сказал, что потерялась группа туристов студентов и их нужно разыскать. 21.02.59 г. я. студент один из института политехнического, фамилию его не знаю, командир самолета Спицын и штурман вылетели на самолете «Як» в направлении на пос. Вижай, оттуда вверх по р. Лозьва, через пос. 41 квартал, 2-й северный рудник, сев. рудник – до устья р. Ауспия, вверх по р. Ауспия. Затем вернулись обратно через 2-й сев рудник и пос. 41 квартала".
Документ из УД, лист 41
Теперь становится более-менее понятно, почему именно такой маршрут проложил штурман самолета. В одну сторону он летел над Северным рудником, а обратно над Лозьвой. Всё дело в том, что инженер Дряхлых точно не знал, как двигалась группа Игоря Дятлова от 2-го Северного рудника до устья Ауспии. У туристов было 3 пути и лишь на двух из них могли остаться лыжные следы.
Всё дело в том, что после закрытия 2-го Северного рудника не было смысла расчищать от снега обе дороги, поэтому оставили одну, которая вела не на рудник, а в жилой посёлок. А на действующей дороге следов лыж не останется, так как по ней постоянно передвигаются автомобили. А вот на заброшенной дороге, от 2-го Северного рудника до Северного рудника, следы, при благоприятных погодных условиях, могли сохраняться долгое время.
Так был найден не только недостающий день похода, но и последний населённый пункт, после которого туристы могли "рассчитывать только на собственное снаряжение, силы и умение".