1,2K подписчиков

Анастасия Романова - великомученица при жизни

по мотивам книги Питера Курта "Анастасия. Загадка великой княжны"

Анастасия Манахан
Анастасия Манахан

Не может быть и быть не может

"И когда в Германии появилась некая Анна Андерсон, называвшая себя чудом спасшейся великой княжной Анастасией, дочерью Николая II, - вводила я нового персонажа в экскурсию, повествуя о дантисте императорской семьи Сергее Кострицком, - он отказался рассматривать слепки зубов этой женщины".

— Почему? - изумлялись слушатели?

— Из верности царской семье, - отвечала я. Как он мог поддержать самозванку?

Мысль о том, что кому-то из Романовых удалось спастись в Екатеринбурге, и более того, добраться до Европы, до недружественной России Германии, мне казалась абсурдной.

Всё это политические интриги! - решила я, тем более, что имя ее известно - Анна Андерсон!

Меня смущало сходство с фамилией известного сказочника, но это чувство тлело, как догорающие угли вчерашнего костра, не побуждая узнать всю историю мистификации. Зачем тратить время на мошенницу? Останки всех членов семьи Николая II найдены. В отчётах следствия Анастасия определена под №6. Годы открыли истину и развенчали один из мифов 20-го века. Но так ли это?

Огонь интереса и страсть познания разгорелись в Санкт-Петербурге, в Доме Юсуповых на Мойке. После осмотра залов, личных комнат и кабинетов семьи Юсуповых мы с Анастасией Розановой заглянули в книжную лавку.

"Анастасия. Загадка великой княжны" Питер Курт. Полистав, Настя уверенно потащила книгу на кассу.

Конечно, мне пришлось уступить право первой ночи).

Днём позже, уже под Питером, на даче нашей подруги Иры, Настя сидела в кресле за чашкой кофе и держала спор с хозяйкой, в ожидании пока я, в качестве шефа по кухне, поджарю мясо на углях. Ира, как историк, и хранитель академического знания, отвергла научную ценность труда Питера Курта. Пролистав окончание книги, она произнесла:

- Эта плохая. Нет гиперссылок!

Мне даже показалось, что я услышала стук судейского молотка.

Действительно, никакого списка используемой литературы и первоисточников в книге не оказалось.

- Зато как написано хорошо, ты только послушай! И Настя зачитала несколько строк.

- Не спорю, художественную ценность не отрицаю, но на неё нельзя полагаться, это не научная литература. - Стояла на своём Ира.

Настя пожала плечами и провалилась в чтение, предоставив нам с Ирой делиться опытом реконструкции дач.

Я относилась к истории Питера Курта с недоверием.

- И что ты думаешь? - спросила я Настю, когда та перелистнула последнюю страницу и закрыла книгу.

- Думаю, это была она.

С любопытством скептика я начала читать.

Тайна имени

Оказалось, что имя Анна Андерсон она "получила" только в 1931-ом. Псевдоним появился с лёгкой руки её знакомого в Штатах.

В Америке Анастасию приняла у себя княжна Ксения Романова, правнучка Николая I, вышедшая замуж за наследника «короля жестяных пластин» Уильяма Лидса младшего. Она долго наблюдала за Анастасией, и в результате пришла к твердому убеждению, что «она — это она»! Возникло взаимное доверие. Но, как это всегда случалось с Анастасией, малейшее подозрение на обман, несдержанное обещание или слово и то, что еще вчера казалось крепким канатом, превращалось в порванную нить отношений. Княжна Ксения была объявлена предательницей. После чего Анастасия не пожелала оставаться в ее доме ни минуты.

Однако идти ей было не куда. Но, где бы она ни жила, всегда находилась группа поддержки, готовая подхватить эстафету. Глеб Боткин - сын Евгения Боткина, узнавший Анастасию с первой встречи и организовавший её приезд в Америку, помог и на этот раз. Его знакомые Огюст и Хетти Ришар уладили переезд Анастасии в отель Гарден Сити и оплатили ее проживание там на месяц. Но все опасались преследования прессы. С момента появления Анастасии за океаном газетчики не оставляли попыток сунуть нос в жизнь великой княжны и хорошенько им там поводить.

Доктор Евгений Сергеевич Боткин с детьми: Татьяной и Глебом. Тобольск, 1918 г.
Доктор Евгений Сергеевич Боткин с детьми: Татьяной и Глебом. Тобольск, 1918 г.

Поэтому, при заселении в отель было выбрано имя Джении (от Евгения, в честь доктора Боткина) а фамилией Андерсон её наградил Огюст. Питер Курт утверждает, что это был случайный выбор. Возможно, как и то, что в нем есть доля игры и шутки. Кто бы мог знать, что фамилия останется с ней на долгие годы, а имя Анна Андерсон облетит весь мир.

Пока Анастасия жила у Ксении, Глеб Боткин поднял тему восстановления прав великой княжны на наследство императорской семьи. Слухи о миллионах на счетах в английском банке стали быстро распространяться в американском обществе. Среди богатых семейств нашлись те, кто готов был совершить рискованную инвестицию — содержать Анастасию во время судебного разбирательства в надежде получить дивиденды в случае выигранного дела. Так великая княжна отказалась от прав на наследство Романовых, и получила новую покровительницу - одинокую и богатую мисс Дженнингс, которая взяла ее к себе на полное обеспечение.

Отель Garden city 1927 - 1930 гг. Приблизительно в это время Анастасия снимала в отеле апартаменты под именем Дженни Андерсон. Вместе с ней жили два попугая - подарок княжны Ксении. Фото взято с официального сайта отеля.
Отель Garden city 1927 - 1930 гг. Приблизительно в это время Анастасия снимала в отеле апартаменты под именем Дженни Андерсон. Вместе с ней жили два попугая - подарок княжны Ксении. Фото взято с официального сайта отеля.

Но через какое-то время Анастасия и с ней разругалась в дым. Отношения накалились настолько, что назревал огромный скандал, который Анастасия грозилась устроить. Мисс Дженнингс и ее братья ломали голову как и куда выселить капризную и импульсивную гостью, пока та не уронила их репутацию на Уолл Стрит. В итоге решение было найдено. За вознаграждение в 1000 долларов два специалиста по душевным болезням согласились подписать заключение о невменяемости скандалистки. После чего дверь в ее комнату выбили санитары и увезли в пансионат. Расходы взяла на себя мисс Дженнингс. Но скрывать там Анастасию оказалось проблемой. Ёе адвокат, отправившийся в Европу в поисках наследства, забил тревогу разыскивая саму наследницу, от которой упорно не поступало никаких ответов на его отчеты.

Семье Дженнингс не оставалось ничего иного, как найти для Анастасии другой пансион, желательно подальше от Америки. Без ведома "своей гостьи" и не вполне законно, они устроили ей паспорт на новое имя — Анны Андерсон, после чего принудительно отправили обратно в Германию.

В Германии она была фрау Неизвестная, позже Анни, уезжала как фрау Чайковская вернулась Анной Андерсон, и только под конец жизни, снова оказавшись в Америке, вышла за муж и стала Анастасией Манахан.

С этим именем она покинула наш мир 12 февраля 1984 года. Но до того, как найти покой, ей пришлось прожить долгую, полную скитаний, страданий, унижений и страха жизнь. Жизнь осиротевшей принцессы, без королевства, без денег, без признания, но под пристральным вниманием люботытных глаз репортёров и даже заезжих туристов. Каждый из этих людей считал себя достойным быть принятым великой княжной, и требовать от неё историю из первых уст.

Требуем доказательств!

Мытарства великой княжны в Европе начались в феврале 1920 года, когда она очнулась в психиатрической больнице в Дальдорфе после того, как прыгнула в воду с моста.

Пострадавшая ничего не помнила, а полиция не смогла установить ее личность. Вела себя фрау Неизвестная странно, почти не разговаривала, доверяла некоторым медсестрам, и только спустя месяцы открылась одной из них.

Джин был выпущен из бутылки. Известие о выжившей великой княжне дошли до Романовых и Гессенских. В больницу начались визиты.

Она была уверена, что людям, которые знали её, достаточно личной встречи, чтобы удостовериться, что она великая княжна. Но её, искалеченную, узнать было сложно. Она то прятала половину лица в платок, то упрямо молчала, то лежала в горячке. Все это приводило её высочайших гостей в недоумение.

А если разобраться? — предложил Питер Курт и предоставил факты. Врачи насчитали на теле Неизвестной 18 шрамов от колотых ран и вмятину от удара по голове. Доктора, которые осматривали её на предмет психического расстройства, приходили к выводу, что травма могла привести к частичной потере памяти, которой она страдала, например, понимала, но не могла говорить по-русски. От ран, которые в свое время были дурно обработаны, инфекция перешла в костный туберкулёз, и болезнь переодически обострялась.

Несмотря на все это, каждый новый посетитель подвергал Неизвестную испытаниям и допросам.

Самым яростным "следователем", а со временем облечителем, оказался Пьер Жильяр, бывший репититор царской семьи. Его жена, и бывшая няня всех детей Николая II, опознала "Малышку" в первый же визит по её ножкам, но была вынуждена замолчать унести свидетельство в могилу, не дожив до суда.

Из самых близких родственников её навещали, и не раз, великая княгиня Ольга - сестра Николая II, она признала племянницу и даже писала ей письма, но затем, по настоянию матери - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, прервала переписку, а спустя годы отреклась от признания.

Началась настоящая битва. Дом Романовых в эмиграции разделился на два фронта. Одни признавали, другие заявляли категоричное нет.

Мария Фёдоровна хранила ледяное молчание и умерла так и не удостоив Анастасию аудиенцией.

Дом Гессенских встал в оборону, выбрав своей тактикой нападение, вплоть до вброса в СМИ "разоблачающей" версии с польской крестьянкой Франциской Шанцковской. Эта версия не выдержит очной ставки на суде и будет полностью развалена, но кто об этом узнает? Исследователь, архивный червь вроде Питера Курта?

Для общества имя фрау Неизвестной было найдено - Франциска Шанцковская, Лжеанастасия. Именно это имя осталось в бесчисленных публикациях, копипастом кочующих из статей в статью во времени и пространстве, как сплетня, которая от многократного повторения в умах общественности стала реальностью. А спустя годы даже получила научное подтверждение. В 1995 году был проведен анализ ДНК и установлено 99,9% совпадения генов Анастасии Манахан с родственником Франциски Шанцковской. Это несмотря на то, что все, кто знал Анастасию утверждали со 100% уверенностью, что кем бы она ни была, это дама из высшего света, а ни как не дочь польского крестьянина.

В наши дни экспертиза ДНК перечеркивает все антропологические и почерковедческие экспертизы. Да, они были дважды проведены в ходе судебного расследования и подтвердили, что Анна Андерсон и великая княжна Анастасия - одно и тоже лицо. Но суд не захотел принимать во внимание даже повторное заключение собственных экспертов!

Удары судьбы она принимала с королевским величием.

Казалось бы совершенно бесполезное в оторванности от своего круга качество, играло в её пользу. Наследница, пусть не престола, но капитала Романовых, удивительным образом обзаводилась собственной свитой подданных. Они оставались ей верны, даже будучи отлучены от общества, а в награду, в порывах параноидального страха, изгнаны и оклеветаны самой Анастасией. Чаша монаршего гнева обошла стороной, пожалуй, только её супруга. И все же.

Если в начале кто-то из её друзей и мог иметь корыстные мотивы, то после тесного знакомства с Анастасией, признание её миром становилось делом их жизни.

Адвокаты проводили расследования и отстаивали её интересы в суде без какого-либо гонорара. Они вкладывали собственные средства, продавали недвижимость, банкротились и умирали, так и не добившись победы.

Ее "фрейлина" - фрау из мира буржуа, годами ждала, но так и не удостоилась объяснений, чем она заслужила отставку и поток обвинений, но продолжала действовать, отстаивая честность притязаний великой княжны. Энергия и долготерпение, которые другие вкладывали в дело, поражает.

Удивительно, что сама она, желая признания, никогда не хотела публичности, она отказывалась от интервью, являться в суд и вообще как-то способствовать своему опознанию. (Да, было три судебных процесса! И каждый освещался в СМИ вплоть до 1970 года! Но только не в СССР).

А что же зубы?

К своим 19-ти годам Анастасия осталась практически без зубов. Долгое время она так и ходила, постоянно прикрывая рот платком. Только спустя несколько лет она сделает протез, который, впрочем, будет доставлять ей немало хлопот. Привычка прикрывать рот останется у нее на всю жизнь.

В 1927 году великий князь Андрей Романов, признавший Анастасию и проводивший собственное расследование с разрешения семьи, действительно пригласил Сергея Кострицкого в замок Зееон (имение герцога Георгия Николаевича Лейхтенбергского, правнука Николая I, давшего в те дни кров Анастасии) для осмотра фрау Чайковской.

Свидетельство Кострицкого было важно и ещё по одной причине. Он был одним из последних, кто видел Императора и его семью. В 1917 году он без минуты сомнений согласился приехать в Тобольск из Ялты, и одним из последних врачевал Николая, Александру Федоровну и детей. Путешествие было рискованным и сложным, особенно путь домой, в мужицкой одежде, с зашитыми в телогрейку письмами Николая к матери и другим Романовым, находящимся в ссылке в Крыму.

по мотивам книги Питера Курта "Анастасия.-4

Спустя 9 лет от него потребовалось вновь подтвердить верность династии и Костирицкий категорично отверг приглашение. Тогда герцог сам посетил доктора и потребовал оценки привезенных с собой слепков. Курт пишет: "Только раз взглянув на слепки, Кострицкий провозгласил: "Невозможно! Как бы я мог оставить зубы одной из великих княжен в таком состоянии?“ Об особенностях резцов Кострицкий не упомянул"". Хотя требовалось от него именно осмотреть резцы и вспомнить была ли у великой княжны подобная примета или нет.

Курт объясняет вердикт Кострицкого отсутвием карт пациентов, которые он не смог вывезти из Ялты. Однако, через 10 лет после встречи с герцегом, доктора избрали Пожизненным членом ревнителей памяти Императора Николая II. "Доктор Кострицкий, - говорилось в докладе председателя Союза В. В. Свечина, - проявил максимальную преданность своим царственным пациентам..."

Русский мир эмиграции был сложным взаимозависимым организмом. Выбирая между Романовой и Романовой, он выбрал вдовствующую императрицу.

Но что бы сказал доктор сегодня, ознакомившись с материалами расследования убийства в Екатеринбурге 2015 – 2022 годов? Согласно отчётам экспертов у всех найденных останков присутствуют следы ударов по лицу с целью их обезображивания, в результате которых у всех жертв были выбиты передние зубы?

Впрочем, и отечественная экспертиза ДНК показала, что 7 найденных останков принадлежат членам одной семьи, с вероятностью 99,9 %, у матери, дочерей и сына найдена мутация гена означающая гемофилию.

Как пишет Питер Курт: "С теми, кого я называю "оппозицией", всегда было так - поспешное заключение и ловкий обман преподнястся как Священное Писание".

Не потому ли РПЦ не торопиться созывать Архиерейский собор на котором церковь должна вынести свое окончательное решение о признании останков, найденных под Екатеринбургом, останками царской семьи? Тайна ли это чудесного спасения Анастасии, или какая-то другая, но её не торопятся раскрывать, и не желают хоронить за признанием прозрачных отчётов экспертов.

Так или иначе, была ли Анастасия Манахен великой княжной Анастасией или нет, она прожила долгую сложную мученическую судьбу, достойную и памяти, и покоя.

P.S:

- И что ты думаешь, - просила меня Настя, когда я отложила книгу.

- Думаю, это была она.

Но разговор о гиперссылках не выходил у меня из головы, поэтому я нашла американское издание Питера Курта за 1983 год. Ссылки, библиография и индексы занимают в его исследовании 55 страниц. Почему их решили не приводить в русском издании, вопрос открытый.

Елена Маляренко

#утраченные легенды Крыма #история России #тайна великой княжны #романовы #Анастасия Романова #Франциска Шанцковская #Ялта: знакомая незнакомка #экскурсии в Ялте