117,2K подписчиков

Грозились все от Америки до ОАЭ, а сделали в России: разработана модель летающего «каршеринга». Часть 1

23K прочитали

В последний раз, когда возникала проблема загруженности городских дорог, придумали метро. Затем эту же идею дополняли всевозможными монорельсами и подвесными ж.-д., однако сегодня это уже не спасает. Именно поэтому мир охвачен глобальной идеей проектирования аэротакси и другого летающего транспорта. Это стало одним из популярнейших направлений венчурного инвестирования. Разработкой занимаются абсолютно все — от умельцев-самородков до крупных мировых брендов. Но практически никто пока не смог довести идею до конвейера.

Беспилотник eVTOL X2
Беспилотник eVTOL X2

Мировые достижения

В 2022 году в Дубае был представлен летающий автомобиль. Его разрабатывала для ОАЭ компания из Китая Xpeng Inc. Как прокомментировал генеральный менеджер компании, беспилотник eVTOL X2 в форме капли весом 700 кг является лишь «важной базой для следующего поколения летающих автомобилей». Аппарат имеет 8 пропеллеров и может находиться на высоте 1 км до 90 минут, развивая максимальную скорость до 130 км/ч. Но по-настоящему желанным результатом является конструкция, предназначенная для ежедневного использования простыми людьми в условиях обычного города.

Компании, которые обладают необходимыми ресурсами и желанием, например Uber, Rolls-Royce, Boeing, Hyundai и другие ведут самостоятельные разработки. Некоторые, в частности, Volvo, Toyota или Intel, инвестируют в успешные стартапы. Хотя реально действующие прототипы есть у единиц. Самыми многообещающими в мире на сегодня являются:

  • Joby Aviation, или «воздушный Uber» из США. Видимо, он очень интересен инвесторам, так как получил свыше $1 млрд финансирования.
  • EHang из Китая, имеющий несколько рабочих прототипов, которые даже уже использовали в стране во время пандемии Covid-19 в стерилизационных целях.
  • Немецкий Lilium и его конкурент Volocopter, привлекший €368,2 млн.
Электролёт Joby Aviation
Электролёт Joby Aviation

Все эти разработки — винтокрылые летающие аппараты. Такая схема может обеспечить вертикальное движение, необходимое в условиях городской застройки. Но основной проблемой для запуска подобного проекта в массовое производство является совмещение всех необходимых параметров: минимально возможный вес, скорость не менее 180 км/ч, а также приемлемое энергопотребление. Еще необходимо учитывать окупаемость таких «аэромаршруток» при их массовом распространении. Ведь большинство людей не готовы тратить достаточно крупные суммы на обычную поездку в общественном транспорте. И при всем этом остро стоит вопрос безопасности и зависимости от погодных условий. Задачка не из легких!

«Мы мечтаем о мире, где каждый может летать, куда хочет и когда хочет. Мы вложили огромное количество усилий и средств в разработку самолёта и сервиса, который позволит нам обеспечить это, отвечая запросам общества по бесшумным, безопасными и экологически благоприятным городским воздушным перевозкам», — говорил Дэниел Виганд, исполнительный директор Lilium.

Lilium, как и Joby Aviation, использует в своих моделях принцип неподвижного крыла и систему винтов с изменяемым вектором тяги. Но пока им не удается исключить все недочеты. Недавно на лётных испытаниях одна из моделей Lilium Jet загорелась в воздухе.

А в России тем временем уже начали исследовать и альтернативные варианты.

 В последний раз, когда возникала проблема загруженности городских дорог, придумали метро. Затем эту же идею дополняли всевозможными монорельсами и подвесными ж.-д., однако сегодня это уже не спасает.-3

❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.

Скачать мобильное приложение SFERA:

🤖Rustore

🤖Android

🍎iOS

Аэротакси Lilium Jet
Аэротакси Lilium Jet

Будущее российского авиатакси

В России также многие компании работают над летающими автомобилями. Например, дочерняя компания Сколково — Hover. Разработчики утверждают, что уже к 2025 году могут начаться коммерческие полеты. По словам генерального директора Александра Атаманова, сейчас идет подготовка к сертификации совместно с МАИ.

«Процесс сертификации не быстрый. Однако мы, как и прежде, уверены, что к 2025 году наше аэротакси станет доступным для коммерческого использования», — говорил он в кулуарах конференции «Национальная технологическая революция».

Разработка компании Hover — двухместный летательный аппарат, способный развивать скорость 200 км/ч на высоте до 150 м. Заряженного аккумулятора будет достаточно для нахождения беспилотника в воздухе до 40 минут. Специалисты компании прогнозируют, что от Красной Площади до небоскребов Москва-Сити можно будет добраться за 20 минут при стоимости проезда 200 руб./км.

Аэротакси Hover
Аэротакси Hover

Небезызвестный концерн «Калашников» тоже проектирует свой летающий автомобиль для перевозки одного человека. Он выглядит как пассажирский коптер, оснащенный 8 лопастями по периметру. Устройство работает от аккумулятора, управляется при помощи джойстиков, расположенных перед сиденьем пассажира-водителя.

Одним из самых перспективных проектов в мире является разработка российских ученых под названием «Циклокар». Опытные образцы летающего автомобиля создали инженеры и эксперты Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН. Это единственный не винтокрылый аппарат, а циклокоптер. Его конструкция предполагает использование вращающихся роторов для создания тяги и подъёмной силы. Размеры — примерно 6х6 метров, грузоподъемность — 600 кг (6 человек). На нем, по заверению разработчиков, можно будет пролететь до 500 км на скорости 250 км/ч.

Циклокар
Циклокар

Сервис «Яндекс.Такси» заявлял о желании объединиться с холдингом «Вертолёты России» для разработки собственного прототипа. Но это было еще в 2019 году, и с тех пор они ситуацию не комментировали. Скорее всего, на данном этапе в компании больше заинтересованы развитием беспилотных роботов-доставщиков.

Однако одной из самых реальных и многократно испытанных еще в советские времена является совершенно другая разработка. В 1960–1970 годы в СССР была реализована технология, разработанная Хуаном де ла Сьерва еще в 1919 году. Эти необычные летательные аппараты получили название гиропланы. Похожие на вертолет, но радикально отличающиеся от них по принципу работы гиропланы теперь уже благодаря российским ученым перерождаются в аэротакси. Подробнее об этом расскажем во второй части. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Автор:

Аня Ко́ня

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA

Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.