27 подписчиков

Круг Освальда

Колорирование волос
Колорирование волос

Окраска волос – практически основная задача, для которой обычно покупают наши головы манекены. Лучше без опыта испортить волосы десяти манекенов, чем одного живого клиента.

Поскольку на этом базируются все курсы колористики, мы решили сегодня остановиться на объяснении базовых принципов работы с кругом Освальда.

Базовые принципы колористики

Что не все цвета смешиваются друг с другом органично, всем известно еще из школы. Даже интуитивно многие знают, что чтобы получить оранжевый цвет, красный надо разбавить желтым, а чтобы получить зеленый, тот же желтый смешивают с синим. Но откуда это идет?

Цветовой треугольник
Цветовой треугольник

Красный, синий и желтый – базовые, или первичные цвета. Это значит, что их не получить, какие бы цвета вы ни пытались смешивать друг с другом. Это природные цвета, в разных пропорциях входящие в пигмент волоса. Так, пигмент светлого волоса состоит из желтых и небольшого количества красных клеток, темного волоса из синих клеток, а русого из синих поровну с красными.

Основные, вторичные и третичные цвета
Основные, вторичные и третичные цвета

Если смешивать друг с другом первичные цвета, получаем вторичные: уже упомянутые выше оранжевый и зеленый, а также фиолетовый.

Звезда Освальда
Звезда Освальда

Вот это и есть звезда Освальда.

Вильгельм Фридрих Освальд – лауреат нобелевской премии за разъяснение скоростей реакций в химии. Больше известен за разработку собственной системы стандартизации цветов.

В ходу 2 понятия колористики, связанных с Освальдом: звезда Освальда и круг Освальда. Звезду он схематически изобразил на базе 6 вторичных цветов, круг – добавив к звезде еще 20 промежуточных оттенков.

Для чего нужен круг Освальда?

Вся колористика сводится к 2 терминам:

  • “осветление”,
  • “нейтрализация”.

Для осветления нейтрализовать цвет не надо – достаточно добавить к нему соседний более светлый тон.

Тут надо познакомиться еще с понятием теплых и холодных оттенков. Освальд провел в своем круге вертикальную линию, отделив оранжево-красные цвета к теплым, а сине-зеленые к холодным.

Круг Освальда
Круг Освальда

Вот тут и видно, что если надо осветлить “теплую” рыжую девушку, достаточно покрасить ее в более светлый (желтый) цвет. Но через тон перескакивать не советуем: скорее всего появится нежелательная рыжина.

Как видно на схеме, жгучего брюнета не осветлить соседним тоном. А холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, вообще несовместимы. Для того, чтобы покрасить очень темные волосы во что бы то ни было, потребуется первый шаг – нейтрализация.

Нейтрализация

Закон нейтрализации прост, как мироздание: противоположные в звезде Освальда цвета нейтрализуют друг друга. Все, основа чего синее, нейтрализуется оранжевым.

Но плотность вхождения синего в родной пигмент у брюнетов разная. Поэтому надо также понимать глубину тона.

Глубина тона

Существует цифровая шкала оценки глубины натурального цвета волос, где у брюнета цифра 1, а у блондина 10.

За 1 заход не получится покрасить не только жгучего брюнета. С совсем желтой блондинкой будет еще сложнее.

Блондинам вообще хорошо бы знать, что, к сожалению, палитра окраски для них не очень-то и богата. Но это при условии, что они хотят сохранить здоровый блеск и структуру волоса. Дело в том, что в светлом волосе клетки особенно резистентны к красителю. И чтобы их нейтрализовать, воздействовать на родной пигмент придется крайне агрессивно и далеко не в 1 заход к колористу. Если же блондин хочет покраситься, но в то же время волосы бережет и действовать будет недостаточно решительно, у него на любом цвете будет нежелательная желтизна. И пытаться ее выводить можно будет только малоэффективным оттеночным шампунем на синей основе.

Вернемся к тому, как же окрасить радикальные родные цвета – очень темный или очень светлый. Для этого надо разобраться в глубине родного тона и фоне осветления.

Глубина тона
Глубина тона

Да, основа черного волоса – синий цвет. Но нет, его не нейтрализуют по звезде Освальда оранжевым или желтым. Как видим, нейтрализуют его зеленым, а осветляют красным.

А вот желтый волос по классике нейтрализуют фиолетовым по Освальду.

Отсюда делаем вывод:

  • если пришла краситься блондинка, 100 раз предупреждаем ее, что будет непросто сохранить здоровую структуру волос и покраска будет требовать регулярных уходовых процедур, типа кератинового выпрямления, – нейтрализуемся звездой Освальда;
  • если пришла брюнетка, осветление и нейтрализация только через схему глубины тона и фона осветления.

Собственно через последнюю схему можно окрашивать в принципе всех. Кроме того, мы сейчас раскладываем базовые основы колористики, чтобы в ходе работы было понятно, какого к какому цвету подмешать, для желаемого тона. Это уже для работы опытному колористу. На первых порах достаточно будет колор-карт производителя краски, на которой вы работаете. Все схемы смешивания тонов и окислителя там будут приведены до грамма, поскольку от этого зависит качество химической реакции и итоговый цвет.

Окислитель

Краска не взаимодействует с волосом самостоятельно. Для того, чтобы пигмент волоса вступил в реакцию с красящим веществом, обязательно должно произойти 2 процесса:

  • чешуйки волоса должны раскрыться,
  • щелочная среда краски должна окислиться строго определенным количеством выделяемого дополнительно кислорода.

Собственно именно из-за последнего окислитель окислителем и называется. Кислород выделяет именно он. И чем больше кислорода, тем интенсивнее будет реакция окраски, соответственно прокрасится волос. Но в то же время волос больше и пострадает. Минимальный процент окислителя используется в работе со светлыми волосам, структура которых от природы более хрупкая. Экстремально высокий процент окислителя – для прокраски седины и салонного супер-осветления через несколько тонов. Такая окраска волос требует обязательного последующего ухода.

Мы постарались очень емко собрать базовые правила колористики. Вопросов в работе будет возникать еще масса, а первые окраски будут настоящим квестом. Тем не менее, помните, что если вы будете терпеливы и качественно отработаете навык на манекен-головах для окрашивания волос, вы сможете претендовать на самую высокую оплату из стоимости всех парикмахерских услуг!