14,6K подписчиков

5 уловок светофора, о которых никто не знает. Как не попасть на штраф или лишение прав

15K прочитали

Сегодня разберем пять положений светофоров, которые могут запутать водителей и привести их к штрафу или лишению прав. В этом обзоре речь пойдет о нескольких комбинаций зеленого света светофора в комбинации с дополнительной стрелкой.

Пять самых распространенных уловок светофоров
Пять самых распространенных уловок светофоров

Самое интересное, что даже старшие инспектора ГИБДД не могут однозначно объяснить, как действовать в той или иной ситуации на зеленый свет. Приведу конкретный пример такой ситуации и как лучше поступить, чтобы не оштрафовали.

1. Основной зеленый свет и не горящая дополнительная секция

Такая ситуация:

Светофор оснащен дополнительной секцией. Загорелся основной зеленый свет, на котором нет стрелки, указывающей направление движения, а дополнительная секция не светиться. Нужно повернуть направо. Как правильно поступить?

Спорная ситуация с дополнительной и основной секцией светофора - что делать?
Спорная ситуация с дополнительной и основной секцией светофора - что делать?

Многие посчитают, что можно поворачивать направо. Так как загорелся основной зеленый сигнал без стрелок. Но в этом то и подвох. В пункте ПДД 6.3. сказано: «Выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном стрелкой в этой секции…».

Но как можно увидеть ту самую стрелку, если дополнительная секция выключенная? Значит, водитель не видит стрелку и направление, которое регулирует эта самая секция. Поэтому, он не знает, что в таком случае запрещено поворот направо.

Если верить пункту ПДД 6.3, то поворот направо будет считаться нарушением. Первый раз штраф в 1000 рублей, во второй лишение прав.

А давайте обратимся к пункту ПДД 6.4. Там сказано (перескажу своими словами): «Если на основной секции светофора нанесена контурная стрелка с направлением движения, то она информирует водителя о наличии дополнительной секции. Она, в свою очередь, регулирует направление движения, отличные от направления движения дополнительной секции».

То есть, если на основной секции есть контурная стрелка, то водитель обязан подчиняться сигналу дополнительной стрелки светофора. Если она не светиться, значит, поворот налево или направо запрещен, не важно, горит или нет основной зеленый свет.

А что говорит ГИБДД по этому поводу?

При подготовке этого материала наткнулся на два видео передачи «Главная дорога». В одном инспектор рассказывал, что проезд под не включенный сигнал дополнительной секции, но при зеленом основном цвете светофора является нарушением.

Нет контурной стрелки в основной секции светофора, а дополнительная секция не светиться - что делать?
Нет контурной стрелки в основной секции светофора, а дополнительная секция не светиться - что делать?

Во втором видео, было диаметрально противоположное мнение. Ссылаясь на пункт 6.4. проезд под не горящий сигнал дополнительной секции не будет являться нарушением, если на основном зеленом нет контурных стрелок.

Как вам такой поворот? – Напишите в комментариях, кто сталкивался с такими противоречиями на практике.

А что говорит закон?

Юрист объяснил, что нужно руководствоваться пунктами ПДД. Давайте посмотрим на пункт 6.4. Он начинается со слова «Если…». То есть, ЕСЛИ на основной секции светофора есть черные контурные стрелки, указывающие направление движения, то нужно подчиняться сигналу дополнительной секции. При проезде на право или налево под не горящий сигнал дополнительной секции светофора будет трактоваться нарушением.

Черная контурная стрелка в основой секции светофора обязывает подчиняться дополнительной секции
Черная контурная стрелка в основой секции светофора обязывает подчиняться дополнительной секции

Но, если на основной секции светофора нет контурных черных стрелок, то основной зеленый сигнал разрешает движение в любых направления, не запрещенных дорожными знаками. В этом случае, проезд под не горящий сигнал дополнительной стрелки не будет считаться нарушением ПДД.

А что на самом деле?

Судебная практика имеет в своей истории дела, закрытые, как в пользу водителей, так и в пользу ГИБДД. К сожалению, не многие судью всегда адекватно оценивают ситуацию по закону. Часто решение принимается под воздействие настроения судьи, многие не хотят вникать в этот вопрос и принимают сторону полиции.

А что говорить об обычных инспекторах в регионах нашей страны, если судьи не хотят разбираться в этом вопросе?! Поэтому, появляются протоколы с нарушениями ПДД, поехал под не горящую стрелку и основной зеленый свет светофора – нарушил. Тем более, в некоторых местах продолжается практика «палочных норм», инспектор должен выполнить дневной план протоколов, а этот случай отличный способ его перевыполнить.

Два примера решения судьи в разных регионах по одному и тому же нарушению
Два примера решения судьи в разных регионах по одному и тому же нарушению

Что делать в этом случае?

Чтобы не попадаться на уловки инспекторов и судебные разбирательства – лучше подождать, когда загорится зеленая стрелка на дополнительной секции светофора. Не важно, есть контурная стрелка на основном зеленом цвете или нет её, лучше подождать, чем потом доказывать свою правоту инспектору за углом.

Но это моё мнение. А как бы действовали в такой ситуации – напишите в комментариях.

2. Стрелка «движение прямо» на дополнительной секции светофора

Есть и такие светофоры, у которых в дополнительной секции нарисована стрелка не налево или направо, а прямо. Таких светофоров у себя в Донецке я еще не встречал, но в крупных городах России они есть. Как в этом случае действовать?

Стрелка прямо в дополнительной секции и красный в основной - что делать?
Стрелка прямо в дополнительной секции и красный в основной - что делать?

Если основной сигнал горит красным цветов, а в дополнительной секции горит зеленая стрелка «движение прямо», то водитель имеет право ехать прямо, куда указывает стрелка. Но он обязан уступить дорогу ТС, движущимся с других направлений.

То есть, такие сигналы светофора – это своего рода знаки приоритета. В этом случае светофор не просто отменяет их, а заменяет их. Грубо говоря, эти сигналы устанавливают приоритет проезда перекрестка. Водитель может ехать прямо, но обязан уступить дорогу другим ТС.

3. Стрелка движение прямо в основной и дополнительной секции светофора

Это разновидность светофора с одной стрелкой в дополнительной и основной секции. Его устанавливают, чтобы разгрузить потоки, движущиеся через перекресток.

Что обозначают такие стрелки светофора?
Что обозначают такие стрелки светофора?

То есть:

  1. Горит стрелка прямо в основной и дополнительной секции – водитель может смело ехать прямо, не уступаю никому дорогу, он едет по главной дороге.
  2. Горит только зеленая стрелка в дополнительной секции – можно ехать прямо, но уступив машинам, едущим с других направлений.

Существуют варианты светофоров, где в основной секции нарисованы стрелки, разрешающие движение налево и направо одновременно, или наискось.

А как вам такое расположение стрелок на секциях светофора?
А как вам такое расположение стрелок на секциях светофора?

В этом случае действует такое же правило – горит основной зеленый, движешься в направлении стрелки по главной дороге, уступать не нужно, горит только зеленая стрелка в дополнительной секции, можешь ехать в указанном направлении, но только уступив дорогу другим машинам.

4. Стрелка в дополнительной секции разрешает поворот, но поворачивать нельзя

Возникает такой казус, если светиться зеленая стрелка в дополнительной секции налево, но, повернув налево, вы получаете штраф или лишение прав. А именно в том углу и будет стоять машина ДПС, ожидая очередного невнимательного водителя.

Так в чём дело? Дело в том, что светофор отбирает всё внимание водителей от других дорожных знаков. Сосредоточившись на зеленой стрелке, водитель поворачивает и едет под «кирпич». Помните, светофор отменяет знаки приоритета, но не запрещающие знаки. Этим и пользуются инспектора.

Скажите, что такого не может быть? Может – вот реальный пример:

Как вам такое указание светофора?
Как вам такое указание светофора?

А что обозначает зеленая стрелка в дополнительной секции светофора, разрешающая движение налево или направо? – Она разрешает поворот, в указанном направлении и разворот (в случае стрелки налево). Именно это и разрешает такой светофор.

В некоторых случаях, вместо поворотной стрелки на светофорах устанавливают разворотные стрелки, чтобы не путать водителей. Но это запрещено устаревшими ГОСТами, регламентирующими установку светофора. Организация, которая установит подобную стрелку в дополнительной секции, может получить штраф от ГИБДД.

"Разворотная стрелка" в дополнительной секции светофора
"Разворотная стрелка" в дополнительной секции светофора

5. Приоритетность на перекрестке под дополнительную стрелку

Такая ситуация:

- Водителю синего авто горит стрелка в дополнительной секции и основной зеленый свет светофора. Ему нужно развернуться.

- Для красного автомобиля горит только зеленая стрелка в дополнительной секции и основной красный свет. Ему нужно повернуть направо.

Еще одна спорная ситуация на перекрестке
Еще одна спорная ситуация на перекрестке

Кто кого должен пропустить? В этой ситуации красный автомобиль должен пропускать синего. Потому что у него горит красный свет в основной секции светофора, хоть зеленая стрелка в дополнительной секции разрешает повернуть направо.

Водитель синего автомобиля может смело поворачивать или разворачиваться. Для него горит зеленый свет в основной и дополнительной секции светофора. У него приоритет проезда перекрестка в таком случае.

Следующая ситуация:

- Для красного автомобиля ситуация не изменилась: горит зеленая стрелка дополнительной секции и основной красный. Он хочет повернуть направо.

- Для синего авто тоже загорелся основной красный, но горит зеленая стрелка дополнительной секции. Он хочет развернуться на этом перекрестке.

Уловка светофора, которая может привести с ДТП
Уловка светофора, которая может привести с ДТП

Так как, для обоих водителей горит основной красный свет, значит, они оба должны уступать на перекрестке ТС, движущимся, с других направлений. То есть, оба водителя должны уступить друг другу дорогу.

В таких случаях ПДД говорит, что в случаях, когда приоритетность проезда перекрестка не оговорена Правилами, то дорогу должен уступать автомобиль, у кого помеха справа. Значит, в этой ситуации, должен первый проехать водитель красной машины, а синее авто должен выехать на перекресток, повернуть налево, уступить дорогу красной машине и завершить разворот.

Я постарался разобрать самые коварные правила светофоров. Я надеюсь, что моя статья будет полезной всем водителям. А вы знали про эти правила? – Напишите в комментариях. А какие еще уловки может подкинуть светофор?

Всем спасибо за внимание.