Найти тему
1,3K подписчиков

Депутаты-«одномандатники»: оправдывают ли они ожидания?

Почти каждый третий депутат нынешнего созыва мажилиса был избран по мажоритарной системе. Её возвращения настойчиво требовали политики, политологи, общественные активисты. Они уверяли, что люди, которые пройдут в парламент не по партийным спискам, а как самостоятельные фигуры, получившие мандаты непосредственно от населения, располагающие определённой свободой действий, оживят работу депутатского корпуса. Оправдываются ли эти ожидания?

Даулет Турлыханов и другие аутсайдеры

Участие в законотворческом процессе, работа с избирателями, привлечение внимания государственных органов к актуальным проблемам в жизни страны и общества – таков круг основных обязанностей депутатов. Степень их активности в первых двух аспектах определить сложно, а вот в третьем она поддаётся «измерению» в количественном отношении, да и качественную (содержательную) сторону вполне можно оценить, тем более что все запросы парламентариев находятся в открытом доступе.

Нынешний созыв нижней палаты приступил к осуществлению своих функций в конце марта с.г. С тех пор мажилисмены подготовили и направили в правительство, а также в другие инстанции 406 запросов (данные на 17 ноября). Инициаторами 123-х из них стали народные избранники из одномандатных округов, которых насчитывается 29. В среднем на каждого из таких депутатов приходится 4,2 обращения, а на каждого из прошедших в мажилис по партийным спискам, – 4,1. Как видим, в количественном плане особой разницы нет.

Среди тех, кто портит статистику «одномандатников», казахстанцам наиболее известен двукратный олимпийский призёр и чемпион мира, руководитель Федерации вольной, греко-римской и женской борьбы РК Даулет Турлыханов, выдвинутый и поддержанный на выборах партией «Аманат». Вскоре после начала работы созыва, в середине апреля, он выступил с запросом по поводу строительства железнодорожных переездов и развязок в одном из жилых массивов Астаны, который, видимо, находится на территории его избирательного округа. А затем надолго замолчал.

Можно было бы предположить, что бывшего палуана выбила из колеи или отвлекла неприятная история, в которую угодил его младший сын, обвинённый в избиении супружеской пары. Но прошло уже полтора месяца после оглашения приговора, причём юный хулиган отделался довольно легко (денежным штрафом), а Турлыханов продолжает держать паузу. Видимо, дело не только в сыне.

Всего по одному запросу инициировали также Кудайберген Бексултанов, Мукаш Искандиров, Руслан Кожасбаев, Ержан Абиль, Как и чемпион мира, они сделали почин в ходе первой, весенней, сессии, а вот за два с половиной месяца осенней ничем себя не проявили. Пару обращений в госорганы направила Айна Мусралимова, по три –Ардак Назаров, Еркебулан Мамбетов, Тимур Крыкбаев и Нуртай Сабильянов. Последний из названных депутатов – едва ли не главный старожил нынешнего казахстанского парламента: он отбывает в нём уже пятый срок (созыв). Прежде активный, Сабильянов теперь «светится» редко. То ли забронзовел, то ли пороха в пороховницах не осталось.

Ардак Назаров годится ему в сыновья. Он уже из того поколения, которое получило воспитание в годы независимости, когда начался ренессанс традиционных, в том числе религиозных, ценностей. Едва попав в мажилис, бывший профессиональный боец «без правил» обрушился на ЛГБТ-сообщество, а заодно призвал запретить на всех платформах, включая социальные сети, показ фильмов и сериалов, не соответствующих национальной культуре.

Правда, после неоднозначной общественной реакции сбавил свой пыл и в двух следующих запросах обратился уже к социально-экономической проблематике. Но опять как-то невпопад. Например, в одном из обращений Назаров воспел оду скотоводам и предложил ввести для них всевозможные привилегии – выход на пенсию по выслуге лет (как для военнослужащих), бесплатный отдых в санатории, обеспечение жильём, зарплаты от государства (?), гранты на обучение в вузах для их детей... Интересно, чем работа скотоводов сложнее, чем, например, труд земледельцев, которые о подобных льготах даже не мечтают?

Ещё семь мажилисменов-«одномандатников» сделали по 4 запроса, то есть тоже меньше, чем в среднем по палате, трое – по 5, четверо – по 6.

А кто в лидерах?

Теперь о «топовой» пятёрке. В неё, помимо прочих, входит Гульдара Нурумова, кандидат медицинских наук из Тараза. Шесть её обращений из семи касались родной для этой мажилисвумен сферы – здравоохранения. Довольно часто выступает с запросами и один из самых молодых депутатов 31-летний Даулет Мукаев, обычно поднимающий социальные проблемы – обеспечение жильём, реализация программы переселения людей с юга страны на север, поддержка людей с ограниченными возможностями и т.д. Он тоже записал в свой актив семь обращений.

Столько же раз беспокоили госорганы Бакытжан Базарбек и Ермурат Бапи. Первый до избрания депутатом занимался в качестве юриста земельными вопросами и теперь уже в стенах парламента продолжает будировать любимую тему – все семь его запросов были посвящены ей. Нередко ему изменяет чувство меры, и он начинает откровенно «зарываться». Даже обычно спокойный спикер палаты Ерлан Кошанов как-то не выдержал и публично сделал Базарбеку предупреждение за то, что тот в популистско-эмоциональном запале позволил себе бестактность по отношению к вице-министру сельского хозяйства и его непосредственному начальнику.

Ермурат Бапи, известный как руководитель оппозиционных СМИ, в отличие от Базарбека, не ограничивается какой-то одной тематикой. Первое его обращение касалось двух национал-патриотов, осуждённых по 174-й статье Уголовного кодекса РК («Возбуждение межнациональной розни»). Депутат назвал их политическими заключёнными и попросил генерального прокурора пересмотреть дело. Затем он дважды поднимал тему возвращения в страну выведенных из неё активов, столько же раз пытался обратить внимание на факты незаконного, по его словам, изъятия земельных участков «членами Семьи» в одном из хозяйств Карасайского района Алматинской области. А потом внёс свою лепту в кампанию, которую парламентарии развернули в отношении приверженцев «деструктивных течений ислама, покушающихся на национальные ценности».

Безусловное же лидерство среди «одномандатников» принадлежит Абзалу Куспану, который недавно инициировал уже 9-й свой запрос. Его казахстанцы знают, прежде всего, как адвоката, представлявшего сторону защиты в нескольких резонансных процессах (события 2011-го в Жанаозене, дела Бергея Рыскалиева, Сайрагуль Сауытбай, организатора «языковых патрулей» Куата Ахмета и др.). Кроме того, Куспана помнят по крайне странной для человека с юридическим образованием и адвоката инициативе четырёхлетней давности, когда он предложил взимать налог с иностранцев, собирающихся жениться на казахских девушках.

Первое обращение, озвученное им в стенах мажилиса, содержало весьма спорные тезисы. Он заявил, что государство слишком много денег выделяет на оперу и балет, то есть на классическое, а значит, западное искусство, и слишком мало – на традиционное, народное. Вообще-то в наиболее развитых и цивилизованных странах мира при распределении бюджетных средств тоже отдают явное предпочтение «классическому», или «высокому», искусству, которое формирует хороший вкус и способствует развитию интеллекта. Хотя, кто знает, может, Казахстану не следует на них ориентироваться, и у него должен быть свой особенный путь?

Потом Куспан выступал с запросами на разные темы – об активах, выведенных из страны, о необходимости регулировать численность сайги в родной для него Западно-Казахстанской области и возместить фермерам нанесенный ею ущерб, о слишком высоких процентных ставках по займам и ипотеке, вследствие чего многие казахстанцы оказываются в кредитной кабале, и т.д. Последнее его обращение касалось публикаций и интервью, в которых бывшие высокопоставленные чиновники и бизнесмены (Шабдарбаев, Жакишев и другие) поделились откровениями о злоупотреблениях, имевших место в «старом Казахстане», в том числе связанных с расхищением национальных богатств. Депутат призвал генерального прокурора начать досудебную проверку таких фактов…

https://spik.kz/1747-deputaty-odnomandatniki-opravdyvajut-li-oni-ozhidanija.html