Нашла забавные иллюстрации, и как всегда- решила поделиться.
Первые 4 картинки - английская политическая карикатура начала 19 века. Но нам важен в этих рисунках не подтекст, даже не сюжет, а... велосипед.
Очень странно видеть на нем современников Наполеона.
И как-то его присутствие на российских просторах в тот период вообще не обозначено. По крайней мере я не встречала изображений наших томных дам и лихих гусаров александровской эпохи верхом на подобных конструкциях.
Если у вас есть такие примеры - просьба разместить в комментариях.
Я, например, в принципе не способна представить верхом вот на этом вот, к примеру, Наташу Ростову...
А вот в Англии "машина для бега", как эта вещь тогда называлась, была очень распространена. Машина была в большой моде. Сохранилось много изображений блестящих денди, которые наперегонки гоняют на таких вот машинах, в перчатках и цилиндрах).
Кстати, "машина для бега" - это немецкий вариант названия. В Англии изобретение называлось "лошадь для денди", "лошадка для хобби" или "стремительный пешеход".
Так же интерес к изобретению был замечен во Франции и в США.
К сожалению, часто бывает, что очень интересные иллюстрации или портреты имеют слишком маленькое разрешение, чтобы его можно было нормально показать в блоге. Так и в этом случае - самые занятные репродукции выходят уж очень расплывчатыми.
Но, думаю уже представленного - достаточно.
Мы когда говорим об эволюции велосипеда, как-то очень вскользь упоминаем его первые модели, еще деревянные и без педалей.
Я даже думала, что это было нечто экспериментальное, штучное, и обозначенное в истории на уровне планов, чертежей, и одной корявой модели.
Оказывается - нет.
Изобретение сразу пошло в народ и стало очень популярным.
В основном тогда им забавлялись аристократы. Это был вид игры, разнообразия досуга.
Но - модного досуга.
А создана эта машина была в 1817 году (запатентована в 1818) бароном Карлом фон Дрезом (1785-1851 гг.).
Он вообще много что изобрел - например мясорубку и пишущую машинку, машинку для записи нот сразу во время игры на фортепиано,
Впрочем - сперва он изобрел несколькими годами ранее четырехколесный вариант, но тот не привлек к себе внимания. Тогда Дрез его переработал в двухколесный, а последний - прорекламировал - проехав на нем в ударно короткий временной промежуток значительное расстояние.
Сам принцип перехода от четырехколесной повозки к двухколесной модели транспортного средства считается гениальным. Потому что до этого ранее вообще никто не додумывался.
И тут дело пошло.
Машина, как я уже говорила, стала популярна, было налажено ее производство в разных странах, ее с удовольствием начали покупать.
Между прочим, предложена она была изначально не для развлечения, а для военных нужд.
Например - для вывоза раненых с поля боя.
В те годы остро стояла проблема с лошадьми. Мы как-то не задумываемся об этом, а ведь на использовании лошадей основывалась тогда по сути вся деятельность человека. Вся логистика. Лошадей было очень много. И их надо было кормить.
Так вот, в тот период, когда Дрез предложил свое изобретение, ощущалась огромная нехватка лошадей в Европе. Во-первых, огромное их количество погибло в период наполеоновских войн. А во-вторых, был очень неурожайным и холодным 1816 год, в силу чаго лошади гибли от голода - не хватало корма, и их дополнительно забивали, потому что и людям нечего было есть.
В итоге поголовье лошадей стало критически малым. И сама мысль заменить лошадь простой машиной - это был прорыв!
Однако в итоге машина стала всего лишь игрушкой, популярность ее стремительно взлетела, достигла пика в 1819 году, а потом...
закончилось все ее запретом в разных странах, после чего сам принцип такого передвижения надолго был забыт.
Почему машину запретили?
Все просто.
По дорогам на ней ездить было невозможно. Дороги тогда были в основном земляными, по ним ездили экипажи, и они были все в рытвинах.
Соответственно, велосипедисты, назовем их так, переместились на тротуары.
И, как мы сейчас наблюдаем с электросамокатами, которые начали ограничивать по той же самой причине - стали страдать пешеходы. Велосипедисты их просто сбивали - потому что не для медленной же езды приобретались эти чудо - машины.
Соответственно, дело свернули.
Но в промежутке это была очень, очень модная вещь!
Гимн прогрессу!
Кстати... сейчас вот подумала - а не состояние ли дорог было причиной того, что мода на этот механизм так и не появилась, по всей видимости, в России? Наши дороги, в силу климатических особенностей были для нее, возможно, в принципе непроходимы. В городах лужи были такие, что в них тонули экипажи еще и в намного более поздние времена... Опять-таки зима тоже выпадает.. В общем, подозреваю, что где-то здесь причина в отсутствии отечественной реакции на это чудо техники.
А потом его просто везде запретили и вопрос снялся с повестки сам собой.
Ну и пару слов скажу о самом изобретателе.
Он спился и умер нищим. И вообще прожил тяжелую жизнь. Причиной было частично стечение обстоятельств, частично его собственные действия, но и то и другое было замешано на политике.
Например, в период революций 1848 года, он отказался от дворянского титула. На волне, так сказать. А потом. когда маятник качнулся в обратном направлении, ему этого не простили - он остался без пенсии и без средств к существованию.
Ну и все в таком духе.
В общем - не надо лезть туда, в чем не разбираешься.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.