На нашем канале регулярно выходят профориентационные интервью, где авторы и методисты Сириус.Курсов делятся своим опытом и видением. Они рассказывают, какие направления в науке самые перспективные и кем могут стать будущие химики, физики, математики, биологи, лингвисты и программисты.
При этом самые редкие карьерные зигзаги остаются за кадром. Чтобы исправить эту несправедливость, мы начинаем серию интервью с представителями интересных профессий.
Наш первый гость — Павел Горбов, преподаватель художественной керамики, основатель бренда глазурей для керамики PBGlazes, технолог производства и немного алхимик.
Эксперименты и доработки
— Павел, чем обычно занимается керамист?
Используя глину, краски и глазури, он создаёт керамические изделия: это могут быть вазы, тарелки, чаши, кружки. В работе керамист применяет ручные инструменты, гончарный круг и печь для обжига готовой продукции. Он может трудиться как самостоятельный мастер, а может устроиться в студию или на производство.
Как правило, все талантливые керамисты рано или поздно открывают собственную студию, и на них падает множество дополнительных задач. Это и поиск сырья и материалов, и разработка коллекций, и организация выставок и мастер-классов. Одновременно приходится работать уборщиком, электриком, грузчиком, сантехником и всё время что-то чинить.
— Какой минимальный набор оборудования должен быть при открытии собственной студии?
Гончарный круг и печь. Это дорогостоящее оборудование, требующее серьёзного стартового капитала или кредитов. Сейчас, чтобы приобрести гончарный круг иностранного производства, придётся заплатить больше 200 тысяч рублей. Качественная печь будет стоить уже около 400 тысяч. На помощь керамистам приходят отечественные аналоги, сравнимые по качеству с зарубежными. Российскую печь хорошего уровня можно купить за 120–130 тысяч, круги — около 90 тысяч. Компактные круги можно взять и за 50 тысяч.
— Без каких знаний точно не обойтись мастеру-керамисту, мечтающему о своей студии?
Сначала ему нужно получить базовые навыки: понять, как ставить печи, как их программировать, как организовывать обжиг, устранять дефекты глазурных покрытий, подбирать массу материалов. Керамика — прикладная наука, требующая понимания технологического процесса, постоянных экспериментов и доработок. Когда керамист не имеет во всём этом достаточного опыта, у него начинаются проблемы.
— Обязательно ли керамисту химическое образование или можно научиться этому ремеслу без него?
Если заниматься только студийной работой и параллельно преподавать, то знания химии помогают, но не служат основой. Здесь скорее пригодится художественное образование. А вот вникнуть в технологические особенности производства материалов без высшего химико-технологического образования уже будет очень трудно.
Технолог и художник
— Кому, на ваш взгляд, не следует идти в эту профессию?
Если человек в принципе хочет быстро заработать много денег и устроиться в жизни, то керамика не для него. Это больше история о преодолении и жажде новых знаний. Даже простой керамист, работающий в чужой студии, должен сначала сформироваться как профессиональный художник с узнаваемым стилем работ. К тому же ему важно понять технологию производства, иначе изделия будут получаться с дефектами и трещинами, а специалист не будет знать, как эти проблемы устранить.
— Каковы карьерные перспективы человека, который хочет профессионально заниматься керамикой?
Здесь всё зависит от потребностей и финансовых целей. Керамист может открыть свою студию и нанять людей, а может учить гончарному делу самостоятельно и развиваться в совершенно разных областях. Многие студии керамики производят, например, собственную линейку ресторанной посуды — а это уже принципиально иной уровень дохода. Возможности развития в этой профессии безграничны.
— Прямо-таки безграничны?
Одна линейка посуды или одно изделие могут получаться у художника совершенно по-разному с каждым новым обжигом. Даже глазурь с одной банки можно нанести разными цветами, меняя толщину слоя, температуру обжига, печь. Познавать эту многогранность можно всю жизнь и так и не познать её до конца. Поэтому людям с инженерным складом ума будет интересно разобраться с технологиями производства керамических изделий и добиться повторяемости результатов. Художник, напротив, освоит керамическое дело, чтобы каждый раз создавать уникальное и единичное произведение искусства. У каждого здесь свой путь.
МИТХТ и МГУ
— Расскажите о вашем образовании химика-технолога. Почему выбрали это направление для обучения?
Мне с детства нравились естественные науки, химия была основным хобби. В старших классах я помогал учителю проводить открытые уроки для семи- и восьмиклассников, показывать эффектные опыты. Когда после окончания школы встал выбор вуза, я сразу подумал о том, чтобы получить химическое образование. В итоге выбрал МИТХТ (Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова). Сначала склонялся в пользу химфака МГУ, но проучился там на подготовительных курсах и понял, что чистая наука — это не моё.
— Как так получилось, что вы начали серьёзно заниматься керамикой?
Увлечение возникло на втором курсе, когда я записался на курсы гончарного дела и попал к педагогу, которая окончила Строгановку. После ходил к ней на дополнительное обучение колористике и гармонии формы. Когда я получил диплом по основной специальности, то, по сути, уже обзавёлся и второй профессией гончара-керамиста.
Вначале я делал глазури и керамические краски для себя, а потом понял, что они могут быть интересны не только моим ученикам, но и многим другим людям. Сперва это была глазурь простейших цветов, потом палитра стала расширяться: я начал производить её по более сложным рецептурам и технологиям.
— Расскажите, что такое глазурь и как она создаётся?
Глазурь — это прежде всего химически сваренное стекло. Различные вещества сначала смешиваются, а потом нагреваются в печи и создают стеклообразное покрытие на керамической поверхности изделия. Это позволяет защитить керамику от воздействия воды и улучшить её внешний вид. В процессе создания мы закладываем нужные параметры и решаем, будет ли глазурь глянцевая, матовая, потёчная, с определёнными эффектами, точками, крапинками, оттенками.
— Существуют ли основные правила при обжиге, которые позволяют почти гарантированно получить то, что задумал мастер-керамист?
Важно всегда работать в своей печи. Если печь арендованная, нужно полностью знать её характеристики, чтобы было реально спрогнозировать результат. Со временем параметры любой печи меняются: теряется мощность спирали, набор температуры становится дольше, глазури начинают пережигаться. В этом случае необходимо скорректировать программу или в нужный момент заменить спираль. Ещё не помешает помнить об основах химического эксперимента: записывать результаты, точно взвешивать все компоненты, знать их входные характеристики.
Красный и синий
— Сколько времени может занять создание глазури?
Всё зависит от сложности сорта. На просчёт, подготовку образцов и реализацию уходит несколько дней, а доработка некоторых сортов может занимать месяц: мы делаем десятки выкрасок, проб, корректировок, точных взвешиваний. Бывают интересные случаи, когда сырьё начинает работать совершенно непредсказуемо, нарушая классические законы колористики. Например, нас учили много лет, что красный и синий цвета сочетать не нужно, фиолетовый таким образом всё равно не получишь. Но на практике, если подобрать нужный красный и нужный синий пигмент, выйдет красивый фиолетовый. Важна пропорция, температура обжига, глазурная база — и на их вычисление иногда уходит очень много времени.
Этим меня и притягивает керамика. Я, человек с высшим образованием, осознаю, что химия по классическим законам временами не работает. В этих случаях подключаешь азарт и начинаешь трудиться как алхимик. Результат выходит замечательный, хотя он вообще не должен был получиться.
— Если вам завтра вдруг надоест заниматься керамикой, в каких областях пригодятся ваши навыки и знания?
Мог бы реализовать себя во множестве направлений, потому что мне многое интересно. Например, я играю на волынке в рок-группе. Могу преподавать или стать кулинаром: когда-то пёк хлеб ручной работы на закваске. Ведь тесто — это та же глина, только нужно перемять её по-другому и надеть на голову шапочку, чтобы волосы не попали в еду.
До занятий керамикой я работал технологом производства ветеринарных и косметических препаратов. При желании мог бы уйти в эту область или фармацевтику. Вариантов действительно много. Другое дело, что нигде не будет такого объёма творчества и такой свободы в реализации, как в керамике.
Читайте в Дзене Сириус.Курсов:
Леонид Ромашов и Максим Лиханов: «Химия — для смелых и дерзких людей»
Сириус.Курсы за кадром. Как мы придумываем химические опыты для наших учеников