174 подписчика

Итоговое собеседование. Монолог и его частая проблема

Устный экзамен 9 класса состоит из 4 этапов: чтение, пересказ, монолог и диалог. Каждый этап я когда-нибудь прокомментирую, но важнее всего монолог, потому что именно там ученик имеет право выбирать для себя задание, которое будет ему комфортно, но, по сложившейся традиции, учитель делает этот выбор за ребёнка. За годы школьной практики я обратил внимание на то, что большинство учителей приучают детей к построению монолога по первой теме, готовят ребёнка к описанию картины.

И вот теперь представим ситуацию: ребёнок на экзамене берёт первую тему не глядя, потому что приучен, попадается тема, связанная со спортом, а ребёнок вообще не спортсмен, он спорт не любит и не разбирается в нём, но берёт, потому что тренировался описывать только фотографию.

Устный экзамен 9 класса состоит из 4 этапов: чтение, пересказ, монолог и диалог.

Ученик смотрит на фотографию, которая не вызывает у него интереса, фоновых знаний у него по теме нет, и он просто начинает сухо перечислять всё, что видит на фото: мяч, сетка, девочка прыгает, позади стоит мужчина.

Устный экзамен 9 класса состоит из 4 этапов: чтение, пересказ, монолог и диалог.-2

Перечислив всё, за что зацепился глаз, ученик начинает тонуть в далёкой от него теме, как следствие, речь становится обрывистой, бессвязной, поднимается волнение.

А после фотографии идёт карточка с вопросами по теме, которую ученик выбрал для монолога.

Устный экзамен 9 класса состоит из 4 этапов: чтение, пересказ, монолог и диалог.-3

Выходит, что ученик, приученный к фотографии, ещё и забирает вопросы, на которые ему будет некомфортно отвечать, в которых он не ориентируется.

Устный экзамен 9 класса состоит из 4 этапов: чтение, пересказ, монолог и диалог.-4

Что же делать?

Просто нужно не тыкать ребёнка в одну тему, которая комфортна учителю, а объяснить, чем отличается описание фотографии от повествования на основе жизненного опыта (тема 2).

Суть первой темы в том, что во время ответа ученик подстраивается под фотографию, и если тема ему не близка, а объектов для описания мало, то фотография начинает ограничивать отвечающего, загонять его в свои рамки, ему приходится подстраиваться, а это тяжело, учитывая частое волнение 9-классников на этом этапе экзамена.

Поэтому следует обращать внимание на вторую тему, в основе которой находится личный опыт ученика.

Устный экзамен 9 класса состоит из 4 этапов: чтение, пересказ, монолог и диалог.-5

Вторая тема не заставляет отвечающего подстраиваться под неё, она сама готова подстроиться под его ответ, ученик способен направить данную тему в нужное ему русло, сделать акцент на своих сильных сторонах.

Когда я говорю, что вторая тема подстраивается под отвечающего, то это не просто красивые слова, а чистая правда. Например, если вам достался рассказ о любимом празднике, а его у вас нет, не сложилось, вообще ничего страшного, просто говорите, что у вас нет любимого праздника, и начинаете рассказывать, почему его нет.

К 9 классу у каждого ученика уже достаточно жизненного опыта, чтобы рассказать историю о себе. Говорить о себе приятнее и интереснее. Можно сконцентрироваться только на определённой части истории, детализировать интересные моменты, пропускать скучные, даже приукрасить свою историю тем, чего на самом деле никогда не было (в пределах разумного).

Такой ответ заранее подготавливает к ответам на вопросы по теме и не оставляет сомнений, что 10 фраз будут набраны.

Поэтому на экзамене смело выбирайте вторую тему и получайте зачёт. Всем удачи на экзаменах!