3K подписчиков

Как Моне чуть все не бросил из-за нервного срыва.

В 1892 году Моне решился на эксперимент, который дался ему крайне сложно.

Приехав в Руан, в гости к своему брату Леону, Моне решил немного поработать на пленэре. Его взгляд зацепил Руанский собор, он стал набрасывать его на холсте, но освещение поменялось, и Моне сменил холст. Снова сменилось освещение, Моне снова меняет холст и так раз за разом. Пока менялось освещение, так и художник писал новый собор, что в итоге вылилось в серию работ «Соборы». Это конечно же миф, легенда и не понятно стоит ли ей верить или нет.

Руанский собор. Открытка 1881 г
Руанский собор. Открытка 1881 г

Но ясно одно, увидев игру света на Руанском соборе, Моне решился на свой грандиозный эксперимент. Он показывает, как меняется объект при различном освещении, передает неуловимые оттенки освещения на рассвете, закате, в полдень и в другое время суток. Кажется, что собор на полотнах отходит на второй план, отдавая главную роль свету.

"Соборы"
"Соборы"

Итак, желание слегка поработать на пленэре затянулось на два года кропотливой и нервной работы. Моне снял комнату с видом на собор и дело пошло. Всю свою идею и процесс Клод держал в строгой секретности. Рассказал только близким людям, дилеру Дюран-Рюэлю и супруге Алисе Ошеде.

Окно мастерской Моне. Третье слева
Окно мастерской Моне. Третье слева

Поначалу работа шла отлично, но чем дальше, тем сложнее. Моне уже начал сомневаться. Может зря все это затеял. Нервы на пределе и вот-вот сдадут.

Клод Моне. 1867 г.
Клод Моне. 1867 г.

Днем художник писал соборы, а по ночам они его мучили в кошмарах.

Из письма жене: «Как тяжело <…> Я сломлен, я не могу больше <…> У меня была ночь, полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то жёлтым»

Из письма Дюран-Рюэлю:

«Я совершенно пал духом и недоволен тем, что здесь сделал. Я метил слишком высоко, но, кажется перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил всё бросить и возвратиться домой. <…> Я дам вам знать, как только немного успокоюсь»

Но как бы тяжело не было начатое нужно довести до конца и Моне работает над 9-14 картинами одновременно .

Из письма Дюран-Рюэлю: «Я работаю так, что от усталости близок к удару. Но обычно таким путём мне и удается достигать хороших результатов»

Руанский собор. Портал (солнце)
Руанский собор. Портал (солнце)

Несмотря на полную секретность, по Парижу пошли слухи, что Моне пишет «Соборы» и скоро планируется выставка, однако Моне выставку постоянно переносил и уже вел переговоры о продаже нескольких полотен.

"...я припрячу несколько „Соборов“ из числа тех, которые считаю наиболее значительными и не намерен сейчас продавать, разве что за очень большие деньги. Я очень доволен, что отложил выставку; я устрою её в октябре или ноябре. Сейчас с головой ушёл в работу, поэтому с тем, что успею сделать за этот срок, получится более разнообразная и полная выставка..." Моне.

Выставка открылась 10 мая 1895 года в галерее Дюран-Рюэля, где были представлены двадцать «Соборов». Развеска картин осуществлялась согласно плану Моне, очень важно было расположить их так, чтобы передать временную протяженность света. От серых оттенков через весь спектр к синему.

Руанский собор, портал с башней Альбана (утренний эффект)
Руанский собор, портал с башней Альбана (утренний эффект)

Отзывы о «Соборах» были довольно смешанными, кто-то восторгался, а кто-то напротив.

«Я нахожу в них великолепное единство, к которому сам так стремлюсь» Камиль Писсаро.

«…картины скорее любопытны, чем красивы, и что в них нет композиции. Это куски соборов, над ними нет неба, под ними нет земли…» Максимильен Люс

Какими вы видите «Соборы» Моне? Пишите в комментариях

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.