Найти тему

ВАЛЕРИЙ ПОПКОВ — последний Герой афганской войны

4K прочитали

Андрей МУСАЛОВ

Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №1 2009 г.

Андрей МУСАЛОВ Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №1 2009 г.  Среди пограничников — Героев Советского Союза, имя Валерия Попкова стоит особняком.

Среди пограничников — Героев Советского Союза, имя Валерия Попкова стоит особняком. Он совершил свой подвиг, когда девятилетняя война в Афганистане уже завершалась, став одним из последних военнослужащих Пограничных войск КГБ СССР, удостоенных этого высокого звания.

В Афганистан Валерий Филиппович Попков попал, что называется — по собственному желанию. В 1982 году набор в пограничные войска в Сызранском училище был особенно большим. Оно и понятно — война в Афганистане набирала обороты. Почти половина выпускников написала рапорта с просьбой направить их в ДРА.

Сам Попков вспоминает:

— После окончания училища, в июле восемьдесят второго, я прибыл в Ашхабад, где получил назначение на должность летчика-штурмана в Душанбинскую отдельную эскадрилью. Там прошел программу ввода в строй. Спустя четыре месяца — командировка в Афганистан и первый боевой вылет. Это было 18 ноября восемьдесят второго года. Экипаж, в состав которого я входил, получил задачу: нанести удар по опорному пункту противника. Когда долетели до места, началась такая кутерьма, что я несколько растерялся — куда смотреть, что делать! Хорошо, командир экипажа понял мое состояние. Успокоил, мол — научишься. И действительно, я быстро научился не терять самообладания в боевой обстановке. Вскоре боевые вылеты стали для меня повседневной работой.

Молодому пилоту здорово помогло наставничество опытных сослуживцев. Подполковник Фарит Шагалеев, майор Анатолий Помыткин, старшие лейтенанты Александр Петренко и Владимир Перов щедро делились своими знаниями. Но особую помощь оказал командир части полковник Вячеслав Сухов, который многое сделал для становления Валерия и как пилота, и как военного человека.

Душанбинская эскадрилья в те годы играла важнейшую роль, зачастую становясь для наземных пограничных подразделений единственным средством поддержки. В горах, где почти нет дорог, где малочисленные гарнизоны ММГ оставались с противником один на один, без соседа справа и слева, только вертолет может обеспечить снабжение и огневую поддержку. Вертолетчики душанбинской эскадрильи работали в самом напряженном режиме. При этом, они не только поддерживали советских пограничников на сопредельной территории, но и выполняли привычные задачи по охране государственной границы.

Ми-8 — машина в первую очередь транспортная и лишь затем — боевая, потому экипажам этих вертолетов прежде всего приходилось заниматься обеспечением. Доставляли на «точки» грузы: боеприпасы, воду, продовольствие, топливо. Но и боевая составляющая была ощутимая. Попкову довелось участвовать в ряде крупных операций в Ташкургане, Мармоле, Мазари-Шарифе.

Операции проходили по отработанной схеме: разведка выявляла скопления формирований душманов, затем по цели работали штурмовики, следом шли вертолеты огневой поддержки, далее на землю высаживались десантники. Иногда схема менялась: сначала удары наносили вертолеты, а затем штурмовики, но главным было одно — максимально сократить людские потери.

— Людей в Афганистане берегли как могли, а технику, напротив, не жалели, — вспоминает Валерий. — Иногда для проведения операций создавались авиагруппы численностью до сорока вертолетов! Да и в обычные дни на полевых аэродромах постоянно дежурили экипажи, готовые прикрыть заставы в случае нападения.

Почти сразу молодому лейтенанту довелось столкнуться с реалиями войны. Буквально через неделю после его прибытия в эскадрилью, под Чахи-Абом был сбит вертолет. Экипаж погиб. Потом были другие потери, в том числе и среди тех, кого Попков знал лично. Во время операции под Мазари-Шарифом погиб экипаж капитана Валерия Рускевича. А в октябре 85-го сгорел с машиной Виктор Шипарев.

— В части, ведущей реальные боевые действия, объявили учебную тревогу, которую все восприняли как боевую. — рассказывает Попков. — Экипаж Шипарева, стремясь покинуть аэродром, по какой-то причине не включил обе гидросистемы. Вертолет приподнялся, а затем резко рухнул вниз. Все погибли. Почему так случилось, никто не мог объяснить — экипаж Шипарева считался опытным. Видимо, причиной была спешка… Мы с Виктором были однокашниками по училищу. На фотографии курсантских лет мы рядом стоим, улыбаемся.

Поначалу противник не мог эффективно противостоять советским вертолетам. Боевики стреляли плохо, машины получали относительно неопасные повреждения. Попков вспоминает, как во время одной из операций на втором заходе его вертолет напоролся на ДШК. На земле полыхнула яркая вспышка, как от сварки. Однако обошлось только пробоиной в районе хвостовой балки.

В первые два года вертолетчики летали на высотах свыше двух тысяч метров, избегая районов, где находились банды, располагающие зенитными пулеметами. Но со временем западные инструкторы научили «духов» стрелять метко. Появились переносные зенитно-ракетные комплексы, сначала — «Стрелы» и «Блоупайпы», а затем и «Стингеры».

— Мы тогда стали летать на малых и сверхмалых высотах, где эффективность ПЗРК была ниже. — вспоминает Валерий. — Но здесь уже подстерегала опасность быть подбитым из стрелкового оружия. Причем стреляли «духи» точно по экипажу. Так в 1986-м от такого снайперского выстрела погиб один из наших борттехников. После боя в машине осталась, всего-то одна пробоина, а человека — нет.

Восемьдесят шестой год вообще выдался особенно жарким. Операции следовали одна за другой. Число боевых вылетов росло день ото дня. Помимо Ми-8 пограничная авиация стала активно применять Ми-24 (в войсках их прозвали «горбатыми»). Попков же продолжал летать на Ми-8 — штурманом в экипаже командира эскадрильи майора Болгова.

Один вылет ему запомнился особенно. Во время очередной операции вертолеты должны были поддерживать действия наземных подразделений. Ми-24 наносили ракетно-бомбовые удары по опорному пункту, а Ми-8 занимались обеспечением. В разгар боя экипаж Болгова получил задачу эвакуировать раненых. Вертолет добрался до точки эвакуации, подобрал раненых, поднялся в воздух. Неожиданно из царившей в эфире словесной кутерьмы вырвалось тревожное: «Падает горбатый! Сбит!» Подбитой оказалась машина лейтенанта Стрельцова, напоровшаяся на огонь ДШК. При падении Стрельцов сумел развернуть вертолет хвостовой балкой к земле. Удар ослаб, и экипаж выжил. Однако бандиты были рядом, следовало поспешить на выручку. Болгов был ближе всех.

Андрей МУСАЛОВ Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №1 2009 г.  Среди пограничников — Героев Советского Союза, имя Валерия Попкова стоит особняком.-2

Экипаж Ми-8 быстро обнаружил сбитого «горбатого» и направил свою машину к месту падения. Душманы тут же перенесли огонь на транспортный вертолет. На машину обрушился шквал огня. От попаданий загорелся и вышел из строя левый двигатель. Сработала система пожаротушения, и вертолет продолжил оставаться в воздухе. Когда зависли около сбитого вертолета, на землю спрыгнул борттехник — старший лейтенант Алексей Ибатулин. Под плотным огнем противника он добежал до Ми-24 и помог пилоту и оператору выбраться из кабин. Едва спасенные оказались на борту Ми-8, вертолет взлетел. Вся машина была в отметинах от вражеских пуль, однако ни раненые, ни спасенные вертолетчики больше не пострадали.

В 1987 году пилотов Душанбинского полка отправили осваивать новую модификацию вертолета – Ми-8 МТ, все экипажи вернулись на новеньких машинах. Попков тогда стал командиром экипажа. Новая должность накладывала и новую ответственность. Теперь от решений Валерия зависела не только собственная судьба, но и судьбы экипажа, вертолета, десанта.

Андрей МУСАЛОВ Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №1 2009 г.  Среди пограничников — Героев Советского Союза, имя Валерия Попкова стоит особняком.-3

— Нужно было принимать решения быстро, за доли секунд, на уровне инстинктов. — Рассказывает Попков. — Но особенно важным была отлаженность взаимодействия с наземными войсками. В горах это важно вдвойне, поскольку затруднено ориентирование. К сожалению, без ошибок не обходилось. Как-то проводили очередную операцию. Несли тогда две пятисоткилограммовые бомбы – оружие более чем мощное. Одна из бомб накрыла офицера-царандоевца. Он ни с кем не согласовал свои действия и продвинулся вперед слишком быстро. Мы считали, что там противник… Объективно моей вины нет, но все же…

Если первые боевые вылеты еще как-то запоминались, то на восьмой-девятый год войны все слилось в одну сплошную ленту событий. Вылеты следовали один за другим. В какой-то момент их число у многих пилотов Душанбинского полка достигло отметки в 2500 боевых вылетов. В число рекордсменов вошел и Валерий Попков.

Наступил 1989 год. Война для советских воинов близилась к завершению. Руководство страны приняло решение о выводе войск. Для вертолетчиков Душанбинского отдельного авиаполка работы только прибавилось. Главной задачей стала минимизация потерь. Требовалось сопровождать колонны, прикрывать выходившие из Афгана войска от нападений непримиримой оппозиции.

Работы для винтокрылых машин стало много — в день вылетали по несколько раз. Вот и 19 января 1989 года экипажу Валерия пришлось вылетать дважды. Третьего задания не ожидалось, но пришел приказ — лететь в район Ханабада. Необходимо было в составе звена вертолетов произвести разведку района, в котором скрывалась крупная банда. По предварительным данным, это формирование планировало нанести удар по отходившим колоннам.

Первой шла машина капитана Ильгиза Шарипова. Машина Попкова — ведомая. Горы оказались плотно затянуты зимними облаками. Выйдя в район цели, вертолеты снизились до нижней кромки облачности. Внизу мелькнули позиции. Банда была обнаружена, координаты ушли в эфир. Вертолетное звено с набором высоты скрылось в облаках и легло на обратный курс.

Неожиданно в плотной облачной пелене открылось большое «окно». И почти сразу в правый двигатель ведущего ударила ракета. «Стингер»! Вертолет моментально вспыхнул и, круто заваливаясь, понесся к земле. В эфире прозвучало: «Борт ноль тридцать семь! Пожар в правом двигателе!», после чего связь прервалась. Попков, заложив вираж, рванул свою машину по крутой спирали вслед за горящим вертолетом.

Позже капитан Ильгиз Шарипов, командир сбитой машины, вспоминал, что при взрыве сразу же погибли летчик-штурман старший лейтенант Долгарев, старшие прапорщики Залетдинов и Клименко. Борттехник старший лейтенант Щеняев успел выпрыгнуть с парашютом, но не рассчитал и угодил под лопасти падающей машины. Смерть была мгновенной… Спастись удалось только самому Шарипову. Он, бывший десантник, сделал затяжной прыжок и рванул кольцо парашюта лишь в ста метрах от земли.

Оранжевый купол парашюта Шарипова Попков увидел, когда тот был уже на земле. Увидели парашют и духи. Около восьмидесяти человек бросились к Шарипову, стреляя на ходу. От летчика их отделяло 300 – 400 метров. Шарипов бросился вдоль арыка в поисках укрытия. Пули свистели вокруг плотным роем. На ходу Ильгиз извлек пистолет и запасную обойму. Он готовился отстреливаться до последнего. Шансов выжить у летчика в плену душманов было немного.

Попков заметил приближавшихся к Шарипову духов и ударил по толпе НУРСами. Вдогонку ракетам противника «причесал» из пулемета борттехник капитан Рафаил Гильдамидинов. Попков подлетел к Шарипову, но тот продолжал бежать, не замечая вертолета, видимо, из-за стресса. Тогда Валерий посадил машину на землю прямо перед ним. Бандиты тут же перенесли весь огонь на вертолет. Пули градом застучали по обшивке. В кабине из-за пробитой топливной системы резко запахло керосином. Валерий поспешил перекрыть подачу топлива из поврежденной группы баков.

Шарипов наконец добежал до вертолета. Находившиеся на борту майор Сергей Шустиков и прапорщик Эрадж Курбанов выпрыгнули навстречу Шарипову. Они помогли ему взобраться в вертолет, а затем, неожиданно для Попкова, побежали к полыхавшим обломкам сбитой машины. Надеялись спасти кого-нибудь еще. До обломков было более трехсот метров, до них логичнее было не бежать, а долететь на вертолете. Но в горячке боя часто не до логики. Попкову ничего не оставалось, как лететь следом, вызывая огонь на себя. Боевики, оценив ситуацию, патронов не жалели. Какая удача —сбить не один, а сразу два вертолета! Пули и осколки колотили по машины беспрерывно. Душманы подтащили гранатометы и стали бить из них. Разрывы гранат подбрасывали вертолет как пушинку. Валерию с трудом удавалось удерживать машину под ударами взрывных волн.

Когда Шустиков и Курбанов добежали до сбитого вертолета, то оказалось, что выживших в нем нет. Валерий подобрал их на борт. Между тем душманы подбежали к машине почти вплотную. Попков развернул вертолет и пошел прямо на них, давя колесами! Пулемет борттехника при этом грохотал не переставая. Набрав скорость, Валерий резко повел вертолет вверх, на спасительную высоту.

Когда машина вернулась на базу, весь аэродромный люд собрался вокруг, дивясь — как она вообще долетела! Позже техническая комиссия насчитала двадцать одну сквозную пробоину. Одна из пуль застряла в аппаратуре пилотской кабины, как раз напротив головы командира экипажа.

Для Попкова то был «крайний» боевой вылет в ходе афганской кампании — 2590-й. 15 февраля войска покинули ДРА. А 21 апреля 1989 года Валерию Попкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Андрей МУСАЛОВ Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №1 2009 г.  Среди пограничников — Героев Советского Союза, имя Валерия Попкова стоит особняком.-4

В то время уже активно велась политика дискредитации Советской армии в целом и действий Ограниченного контингента советский войск в Афганистане, в частности. Поэтому о подвиге Валерия Попкова писали мало и скупо. Лишь годы расставили все по своим местам, показав, кто есть кто.

Попков Валерий Филиппович родился 24 марта 1961 года в поселке Кильмезь Сюмсинского района Удмуртской АССР. В 1978 году, после окончания средней школы, поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. В 1982 году был направлен в пограничные войска. С 28 июня 1982 года – старший летчик-штурман, затем штурман звена вертолетов Ми-8 Отдельного авиационного полка Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР. С декабря 1986 года В. Попков — командир вертолета Ми-8 этого же полка. Будучи командиром экипажа вертолета, капитан В. Попков воевал в Афганистане вплоть до окончания боевых действий в феврале 1989 года. В апреле 1989 года В. Попкову присвоили звание Героя Советского Союза. Он совершил более 2500 боевых вылетов. Летал днем и ночью, в самых сложных метеоусловиях.

В июне 1989 года В. Попков назначен командиром звена вертолетов Ми-8. А уже через год он стал слушателем Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. В августе 1993 года В. Попков назначен командиром вертолетной эскадрильи Отдельного Арктического авиационного полка пограничных войск Министерства безопасности РФ. С марта 1994 года он офицер планирования службы авиации управления командующего авиацией Пограничных войск РФ. 30 апреля 1996 года Валерию Филипповичу досрочно присвоено звание «полковник». После окончания докторантуры и адъюнктуры Академии ФПС России, Попков стал преподавателем кафедры тактики и оперативного искусства авиационных соединений и частей Академии ФПС России.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, медалями.

Андрей МУСАЛОВ Опубликовано в журнале «Ветеран Границы» №1 2009 г.  Среди пограничников — Героев Советского Союза, имя Валерия Попкова стоит особняком.-5