Немногие долгоиграющие сериалы удерживают планку качества, установленную первым сезоном. Рано или поздно эта планка падает, после чего восстановить доверие аудитории и вернуть признание критиков становится очень сложно. И через такое падение неизбежно проходит большинство западных (и не только) телевизионных проектов.
Однако есть жанр, которому восстановиться всё-таки немного легче. Это антология. Немало сил для современной популяризации такого формата приложил трудоголик Райан Мёрфи, который с 2011 года создал уже с пяток отличных антологий. Но сегодня поговорим не о его проектах (о них как-нибудь в другой раз), а о другом высоко оценённом сериале.
“Фарго” стартовал 10 лет назад и неизменно получал высокие оценки критиков и зрителей (они по традиции в финале статьи). Пятый сезон антологии завершился совсем недавно и полностью доступен в сети с приятным русским дубляжом. С оглядкой на весь сериал, я расскажу именно о последней на сегодняшней день главе.
Но сперва предыстория сериала
“Фарго” “вырос” из одноимённого фильма 1995 года, который создали, пожалуй, главные исследователи человеческой глупости и жадности в современном кинематографе – оскароносные братья Джоэл и Итан Коэны.
Эта чёрная криминальная комедия имела немалый успех в прокате, её полюбили многие зрители, и фильм скоро стал культовым. В 2006 году Библиотека Конгресса отобрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов США как “культурно, исторически или эстетически значимый".
В 2014 году уже немало поднаторевший на телевидении в драме, комедии и криминале сценарист Ной Хоули создал для канала FX десятисерийное продолжение. Причём продолжение не только буквальное (события в сериале развиваются спустя несколько лет после фильма, только с другими героями), но и духовное, и стилистическое, и эстетическое. Сохранился даже издевательский шутливый субтитр:
Это правдивая история. Изображенные события происходили в Миннесоте в 2006 году. По просьбе выживших имена были изменены. Из уважения к погибшим, остальное рассказано в точности так, как это произошло.
Вскоре после фурора, произведённого первым сезоном, было объявлено о производстве второго, который сделал сериал антологией. Но такой, где все главы связаны почти незаметными тонкими нитями.
Теперь о пятой истории
О сюжете любого из сезонов “Фарго” довольно сложно рассказать без вероятных спойлеров. Новаторство сериала Ноя Хоули часто заключается в том, что сценарий частенько пренебрегает негласными законами телевизионного сторителлинга. Вроде того, что в первом эпизоде нужно представлять всех главных героев и намечать основные сюжетные линии.
Так, рассказывая об основном сюжете, можно забежать далеко вперёд. Поэтому я не стану выходить за рамки первого эпизода в своём описании.
Действие пятого сезона снова развернётся в Миннесоте, на этот раз в 2019 году. И цепь роковых событий снова запустит случайность, кажущаяся незначительной.
Хрупкая домохозяйка Дороти Лайон (Джуно Темпл) приходит с девятилетней дочерью Скотти (Сиенна Кинг) на собрание школьного совета. Но в результате оказывается в самом центре беспорядков, наподобие сцены в церкви из “Kingsman: Секретная служба” (2015), но менее эффектной.
Пытаясь вытащить дочь из образовавшейся свары, она ударяет шокером одного из учителей. А затем случайно и офицера полиции. За последнее Дот арестовывает Индира Олмстед (Рича Мурджани) и отвозит в полицейский участок, где у “преступницы” снимают отпечатки, чтобы “пробить по базе”.
Тем же вечером девушку забирает муж Уэйн (Дэвид Рисдаль) и отвозит на запланированную встречу с богатой свекровью Лоррейн (Дженнифер Джейсон Ли), которая недолюбливает свою невестку.
На следующий день, едва Уэйн уезжает на работу, забрав дочь, чтобы отвезти её в школу, в дом молодых Лайоннов заявляются двое в масках. Дот даёт им неожиданно яростный отпор, нанеся тяжелые увечья обоим. Но злоумышленникам всё же удаётся похитить девушку.
Однако до места назначения бандиты не доедут. Дот сбежит и вернётся домой, чтобы убеждать мужа и полицию, что ничего не случилось, что найденная в их доме кровь двух разных групп принадлежит ей самой и вообще всё прекрасно.
Впечатления
Интригующий первый эпизод постепенно поднимает планку саспенса, и последующие не опускают её вплоть до самой развязки. Драка в школьном совете и случайный удар шокером приведут в итоге к таким последствиям, которые и помыслить сложно. Все последующие события будут развиваться как никогда стремительно.
Как по мне, у этой истории самая высокая динамика из всех, показанных в “Фарго”. И потому от неё трудно оторваться, какие бы эмоции не вызывал сериал.
Кстати, не могу не сказать, что смотрел с женой, и она была крайне возмущена некоторыми персонажами и созданными ими ситуациями. В первую очередь, разумеется, в отношении абьюзеров и их жертв. Должен сказать, что редко какому проекту удаётся добиться у неё такой реакции, и это уже чего-то да стоит. Тем более, что сериал ей понравился (что не часто случается с проектами, которые я смотрю).
Почему женщина живёт с мужчиной, который её бьёт? Для чего женщина содержит мужчину, который не работает и только тратит её деньги, которые она не успевает зарабатывать? Почему женщины многое терпят от мужчин?
Вопросы, возможно, не самые простые и далеко не праздные. И ответов я на них не дам. Но их можно поискать в сериале.
В долгожданном пятом сезоне Хоули будто снова выкрутил на максимум всю коэновскость сериала. От набора персонажей (глупцов тут хоть отбавляй, и даже умные герои делают глупые поступки) до некоторых особых типажей – тот же загадочный Оле Мунк напоминает лайтовую версию Антона Чигура из “Старикам здесь не место” (2007). Разумеется, хватает места и чёрному юмору, и множеству смертей (порой нелепых), и жадности.
Но будто в противовес четвёртому сезону, которому пеняли на медлительность, пятый сходу берёт высокий темп. И, что прекрасно, динамика будет строиться не только на сюжетных поворотах, но и на постоянном столкновении персонажей. Вот за этим следить куда интереснее.
Немало для этого сделали и актёры. Труппа вновь собралась превосходная. Многие из артистов предстали в довольно неожиданных для себя образах. Например, Джо Кири, ставший известным благодаря роли Стива в хоррор-эпике Нетфликс “Очень странные дела”, сыграл надменного помощника шерифа (которому большую часть сериала хотелось дать затрещину). Или Джон Хэмм, который лично у меня больше ассоциируется с добрыми персонажами, но в “Фарго” он сыграл тирана, садиста и вероятно педофила.
Итог
Антология, как по мне, прекрасный формат для телевидения. В ней, например, может уместиться сразу несколько разных и интересных историй. При этом все они будут закончены, не растекаясь по беспощадному хронометражу на десятки серий ради бессмысленных сцен, ненужных сюжетных линий или бесполезных персонажей.
И “Фарго” лучшее тому доказательство. После изрядно просевшего в оценках четвёртого сезона, сериал после продолжительной паузы феерично вернулся к изначально высоким и вполне заслуженным откликам.
Пятый сезон получился злободневным из-за тем абьюза и насилия, актуальным из-за тем надменности и власти, и как всегда безупречно коэновским из-за тем глупости и бессмысленной принципиальности. Он может показаться феминистским, но это не совсем так. Он, как всегда, только о выживании в опасном мире людей.
Если Вы ещё не встречались с криминальным миром “Фарго”, то пятый сезон отлично подойдёт для знакомства с сериалом, который по праву считается одним из лучших на современном телевидении, заслужив более 50 наград и более 220 номинаций.
Зрительские оценки сериала на момент написания статьи:
- Кинопоиск: 8.4 (195,5 тыс. оценок)
- IMDb: 8.9 (409 тыс. оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 97 % (2500+ оценок), 95 % (2500+ оценок), 87 % (1000+ оценок), 54 % (500+ оценок), 91 % (1000+ оценок)
Оценки сериала от профессиональных журналистов на момент написания статьи:
- Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 92 % (25 оценок)
- Метакритик: 85 из 100 (40 рецензий), 96 из 100 (33 рецензии), 89 из 100 (32 рецензии), 68 из 100 (37 рецензий), 80 из 100 (34 рецензии)
- Роттен Томатос, критики: 97 % (141 рецензия), 100 % (234 рецензии), 93 % (225 рецензий), 84 % (58 рецензия), 94 % (51 рецензия)