ОН МЕЧТАЕТ О МИРЕ, ГДЕ ВАЖНЫ ЛЮДИ, ИХ ЛИЧНОСТЬ И ТРАДИЦИИ
Автор: Анна Мейсон
Польский архитектор Себастьян Питонь строит сказочные коттеджи в живописных Татрах, расположенных на границе Польши и Словакии. Его дома с покатыми крышами, натуральным камнем и художественным использованием дерева — это отпечаток сильной, гордой культуры и фольклора горных районов.
53-летний дизайнер начал заниматься коттеджами, когда ему было 20 лет. Он считает, что «современные тенденции» вредят нашему миру и уводят от традиционного пути. Он подчёркивает старые добрые архитектурные традиции. Его предки стремились создавать красоту, которая находится в гармонии с природой.
«В наши дни всё обезличивается и привязывается к технологиям. Моё видение — полная противоположность, — сказал он в интервью The Epoch Times. — Я вижу будущее, где мир гармоничен, а человек живёт в окружении природы в красивом коттедже, окружённом деревьями, и при этом рядом с ним находятся его близкие — дети, старики».
Питонь мечтает построить мир, который, по его мнению, «был задуман Богом», с человечеством в центре, а это означает сохранение традиций своего народа. Мир, который не будет похож на «футуристический мир технологий, где люди и их личность не важны».
Архитектор живёт в идиллической горной деревне Косцелиско в Подгале вместе с женой Моникой, которую он называет «великим художником». У супругов трое взрослых сыновей. Улица Питонювка, на которой они живут, названа в честь его семьи.
Стиль дизайна, в котором он работает, называется «закопанским» и берёт начало в XIX веке. Он уникален для этого региона Польского нагорья. Регион Подгале имеет богатую своеобразную культуру, насыщенную фольклором. Здесь носят яркие национальные костюмы и хранят традиции в танцах, музыке и обычаях.
«Наша культура пережила свой первый период расцвета перед Первой мировой войной, — говорит Питонь. — Местные жители были мастерами по обработке дерева и славились своей архитектурой. Я хочу развивать это искусство и дальше».
Питонь твёрдо убеждён, что с прошлого века в мире дизайна дела пошли не в ту сторону.
«После Первой мировой войны мы стали свидетелями первой революции в искусстве, и её целью было уничтожение „стремления к красоте“. Я лично считаю, что последние 100 лет были болезненными для искусства и архитектуры. Чёрная дыра, неприятный и пагубный период, который должен быть забыт».
Представьте себе, говорит он, мир, построенный без архитектурных революций, и каким прекрасным он был бы:
«Если бы в последние сто лет мы создавали сооружения, уходящие корнями в европейскую традицию, то… это был бы пленительный сказочный мир, полный чудес и удивительных форм. И мы бы гордились тем, что мы люди».
Помимо сказочных коттеджей, Питонь проектирует и другие классические исторические здания.
Ссылаясь на барокко, которое использовало органические формы, его проекты часто изогнуты и плавны, в отличие от современных — жёстких и угловатых. По его словам, это гораздо более сложный способ строительства, но в результате достигается большая гармония с природой.
Трудно представить себе критику очаровательных домиков, воплощённых в жизнь Питонем, чьи дед и дядя были талантливыми плотниками. Но прошло много лет, прежде чем Питонь получил широкое признание в мире.
«В какой-то момент я стал врагом архитектуры номер один. То, что я делаю, похоже на заплыв против течения. Средства массовой информации, например, поддерживающие современные тенденции, которые я считаю болезнью, конечно, настроены враждебно и ненавистно, и очень агрессивно реагировали на мою работу. Нелегко двигаться против течения».
Возможно, его критиков раздражает то, что очаровательные коттеджи Питоня, расположенные в живописных долинах Подгале, притягивают туристов. Те, кто видит эти дома воочию, особенно вдохновляются, и в будущем, по словам архитектора, он хотел бы открыть школу, обучающую людей его методам и принципам.
«Поиск красоты в архитектуре через органические формы и симметрию даёт отличные результаты; в долгосрочной перспективе я уверен, что то, что я делаю, будет считаться хорошим», — говорит он.
Неординарность Питоня распространяется и на другие сферы его жизни. Он увлекается философией, историей, музыкой, живописью и скульптурой, а во время пандемии создал общественное движение «Гуральское вето», или «Вето горцев», которое боролось за правду и разумность. Об усилиях Питоня, а также других горцев из региона Подгале организация Children’s Health Defense (Служба защиты здоровья детей) сообщила в январе 2021 года на фоне продолжающихся ограничений, связанных с COVID-19.
«Польские рестораны, пабы, небольшие гостиницы, трактиры, горнолыжные склоны и другие предприятия по всей Польше открывались, несмотря на ограничения по COVID, введённые польским правительством. Они должны были оставаться закрытыми как минимум до 31 января 2021 года. Но люди этого больше не хотят», — пишет журналистка Сента Депуйдт, ссылаясь на использование общественностью многовековой польской традиции liberum veto, согласно которой «один депутат мог наложить вето на закон, который, по его мнению, был плох для его народа».
После начала военного конфликта в Украине Питонь начал говорить о необходимости стремиться к миру между народами. Кто-то может отвергнуть или высмеять его работу и активность, но Питонь не боится.
«Я понимаю, что мои работы не принимаются некоторыми, и иногда чувствую, что меня душат тенденции постмодернизма и люди, которые пытаются опозорить меня и мои здания, — говорит он. — Но я не обращаю внимания на эти барьеры, потому что ничто не сможет погасить мою страсть к работе. Я хочу развивать архитектуру и создавать красоту, создавая искусство, которое не подвластно времени».
Источник: The Epoch Times