Найти тему
4,3K подписчиков

Люди против: общественники выступили против идеи возложить на маркетплейсы ответственность за товары

Намерение депутатов возложить на маркетплейсы ответственность за товары подверглось критике со стороны общественности. В ответе Союза потребителей России, опубликованном в газете «Известия», говорится, что организация считает такую обязанность необоснованной. По их мнению, за выполнение договора с потребителем отвечает продавец, а не агрегатор, предоставляющий площадку для продажи товаров.

Svetlana Vozmilova/Global Look Press
Svetlana Vozmilova/Global Look Press
«Маркетплейсы не являются владельцем товара, также они не имеют законных оснований для предварительной проверки его качества», — заявил Союз потребителей в своем письме.

В обычных коммерческих сделках действует несколько иная система. Продавец приобретает товар у производителя по договору поставки, а производитель несет ответственность за качество товара перед своими торговыми партнерами.

Таким образом, если покупатель предъявляет претензии к товару, продавец компенсирует их производителю, а тот берет на себя расходы.

В случае с торговыми площадками такого соглашения между агрегаторами и производителями не существует. Это означает, что если онлайн-площадка привлекается к ответственности за товар, она вынуждена компенсировать возможные убытки за счет штрафов для розничных продавцов и увеличения сборов для всех участников продаж. В результате, могут пострадать розничные цены для потребителей.

По мнению организации, важно сосредоточиться на том, чтобы покупатели имели доступ к информации о контактных данных продавца. Это позволит людям связаться с ним и, при необходимости, подать жалобу или получить дополнительную информацию о товаре или услуге. Отсутствие такой информации может причинить неудобства потребителям и усложнить процесс разрешения споров.

Отмечается, что потенциальные злоупотребления со стороны крупнейших агрегаторов могут негативно сказаться как минимум на 150 000 малых и средних предприятий и более чем на 3 млн покупателей.

Один из соавторов законопроекта пояснил, что в случае с маркетплейсами речь идет о концессионных сделках. То есть, продавец передает товар агрегатору на ответственное хранение, где товар передается на склад.