Настоящий русский бал

612 прочитали

Почти 120 лет назад, 11 февраля 1903 года в Зимнем дворце прошёл «старорусский» бал.

Идея провести костюмированный бал родилась у императрицы Александры Фёдоровны перед новым 1903-м годом. Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 (26) февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

З. Н. Юсупова. Фотофонд музея-заповедника «Архангельское»
З. Н. Юсупова. Фотофонд музея-заповедника «Архангельское»

Николай II рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. 11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

З. Н. Юсупова. Фотофонд музея-заповедника «Архангельское»
З. Н. Юсупова. Фотофонд музея-заповедника «Архангельское»


Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова.


Хочется привести воспоминание великого князя Александра Михайловича: «
…Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины, на мою же долю выпали аплодисменты и молчаливое восхищение».

З. Н. Юсупова
З. Н. Юсупова

13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмы стрельцов или сокольничих.

Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. Фотофонд Мультимедиа Арт Музея, Москва
Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. Фотофонд Мультимедиа Арт Музея, Москва


«
Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

В своей книге «Князь Феликс Юсупов. За все благодарю…» Е. Красных пишет: «Все приглашенные должны были присутствовать в русских костюмах 17 века. Подготовка к этому балу началась задолго до февраля и 42-летняя княгиня Юсупова предполагала всех удивить. Ею был заказан русский костюм, отделанный ювелиром Картье драгоценными камнями по всему подолу платья, и кокошник».

З. Н. Юсупова. Фотофонд Мультимедиа Арт Музея, Москва
З. Н. Юсупова. Фотофонд Мультимедиа Арт Музея, Москва

Также в книге приводятся слова испанской инфанты Евлалии: «…Её наряд украшали ослепительные, фантастические драгоценности с Востока и Запада: нити жемчугов, массивные золотые браслеты старинного рисунка, подвески из изумрудов и жемчугов, разноцветные сверкающие кольца. Всё это придавало княгине Юсуповой великолепие византийской императрицы.»


После окончания бала всех участников запечатлели лучшие фотографы Санкт-Петербурга («Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритов, А. Ясвоин, Л. Городецкий и Е. Мрозовская, Д. Здобнов, Ив. Войно-Оранский, Ренц и Ф. Шрадер и другие), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюру и 174 фототипии. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении.

З. Н. Юсупова
З. Н. Юсупова

Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия. Для современного зрителя сохранившиеся фотографии участников бала представляют двоякий интерес: как портретная галерея русской знати последних лет империи и как путеводитель по истории старинного русского костюма.