Если быть занудой, то историю екатеринбургского "Автомобилиста" нужно начинать с 2006 года, когда в дополнение к уже существующему в городе клубу "Динамо-Энергия" был создан новый хоккейный клуб, получивший название старой команды, существовавшей во времена СССР и давно уже "почившей". Но мы занудами не будем, а будем выводить историю "Автомобилиста" от всех его исторических предков: ОДО, "Динамо", "Спартака", "Динамо-Энергии".
Начало. ОДО и свердловское "Динамо". 1947-1955 гг.
Хоккейная история Свердловска (Екатеринбурга) не сильно уступает столицам, ведь свердловская хоккейная команда ОДО (Окружной дом офицеров) участвовала даже в первом чемпионате СССР 1946/1947 гг. Правда, во втором чемпионате город был представлен уже другой командой - "Динамо", спешно сменивший клюшки русского хоккея на канадские.
О какой-нибудь особой форме в те годы вряд ли можно говорить. Но на многих фотографиях тех лет видно, что свердловские динамовцы одевали поверх зимней спортивной формы обычные футбольные трусы и майки. Благо футбольная мода тех лет требовала мешковатых, длиной по колено, трусов, которые прекрасно налазили поверх теплой зимней спортивной одежды. Сохранились фото и светлой, и тёмной формы.
На фото 1950 года уже видно, что по примеру москвичей, свердловское "Динамо" стало использовать темные (синие?) джемперы с белой верхней частью, как альтернативная форма - белые джемперы с синим верхом. К середине 1950-х на спине джемперов даже появились игровые номера.
Руководство общества "Динамо" почему-то не особо интересовалось хоккеем. Свердловские динамовцы поначалу занимали вполне достойные места в чемпионате СССР, но к середине 50-х вылетели в первую лигу (т.н. класс "Б"), а в 1955 году клуб и вовсе был расформирован.
Свердловский "Спартак". 1948-1966 гг.
В 1948 году канадским хоккеем занялся и свердловский "Спартак" (также ранее игравший в русский хоккей), а уже в 1949 году спартаковцы дебютировали в чемпионате СССР. В 1955 году "Спартак" уже стал победителем чемпионата в классе "Б". Спортивная форма спартаковцев отличалась поперечной белой полосой на груди. На первых фото сами свитера выглядят очень темными, но на кадрах хоккейных матчей 1956 года оттенок цвета свитера более светлый, вполне возможно, что свитеры уже стали по-спартаковски красными.
Затем добавились полосы на рукавах и иногда широкая "V"-образная полоса на вороте. В основном такая форма использовалась в 1958-1959 гг, хотя периодически встречались и другие варианты: темная полоса по плечам и рукавам, темная форма с белым воротом и др.
К 1960-м годам в основном установилась форма с горизонтальной полосой на рукавах и груди джемпера. Скорее всего полоса была красной, а тонкие полоски по сторонам от нее - скорее всего черными.
На спине уже нашивались игровые номера.
Первый "Автомобилист"
В 1966-м году команду "Спартак" передали Средне-Уральскому территориальному транспортному управлению "Свердлавтотранс", в связи с чем имя коллектива изменили на "Автомобилист".
Вторая половина 60-х характеризовалась улучшением снабжения хоккеистов, появилась более профессиональная экипировка. Но форма свердловских хоккеистов пока оставалась "обезличенной". Никаких клубных символов на ней не было. На светлой форме - красные тройные полосы на рукавах и по низу свитера, на тёмной (синей) белая широкая полоса по плечам и рукавам с красной линией по ней.
Видимо первая попытка как-то обозначить свой клуб - это форма "Автомобилиста" на турнире на приз Дворца спорта "Юность" в Челябинске в сентябре 1971 года. В районе сердца на свитера была нашита фигурная "А" с маленьким крылышком.
В сезоне 72/73 "Автомобилист" играл в форме, аналогичной форме ЦСКА (красно-синей, в плечами, отделенными тонкой белой полоской). Впрочем, тогда многие провинциальные клубы выбирали именно такую форму (даже воскресенский "Химик"). Фабрики тогда уже выпускала несколько моделей хоккейных свитеров и "армейский" вариант был одним из освоенных промышленностью.
В 1973/74 наконец-то произошло "осознание собственной идентичности". В товарищеских матчах с чехословацким "Слованом", в матчах чемпионата СССР "Автомобилист" уже выступал с крупной надписью "АВТО" на свитерах.
Хоти и позже в том же и в следующем сезоне команда много раз выходила в свитерах без каких-либо надписей и рисунков.
В сезоне 1976/77 появилось сразу несколько любопытных вариантов символики клуба: крупная буква "С" в растворе которой слово "АВТО"; отдельное слово "АВТО".. Тогда же надпись "СВЕРДЛОВСК" была нанесена и на спины хоккеистов (достаточно редкое явление для тех лет).
Новый сезон - и новый еще более удачный логотип в стиле Detroit Red Wings - крылатая литера "С", а внутри нее "А".
В 80-х годах буква "А" в центре эмблемы стала накладываться на черный кружок.
Форма этого вида использовалась вплоть до 1986 года. Именно на ней впервые на спине появились фамилии игроков.
В сезоне 1985/86 гг впервые появился новый логотип - литера "А", близкая по форме к прямоугольнику (внутри нее можно было увидеть маленькую "С"..
Параллельно в 1985/86 появился еще один вариант логотипа - сочетание угловатых "С" и "А". Эти две эмблемы использовались в одно время (иногда даже в одном матче!).
Вариант с "прямоугольным А" использовался на белых, желтых или красных свитерах. У литеры со временем появилась тройная окантовка.
В конце 1980-х вернулись к уже упоминаемому "угловатому" логотипу из букв "А" и "С". Форму хоккеистов украсил характерный паттерн в виде следов от протектора автомобиля.
В конце 80-х - начале 90-х клуб пробовал и другие варианты эмблем: сочетание букв "АС", такие же буквы, дополненные уральской коронованной ящеркой.. Но ни один из этих вариантов не задержался надолго.
Уже тогда по низу свитера шла реклама транспортно-экспедиционной компании "WESOTRA", осуществляющие перевозки по Европе. Со временем, к сезону 1991/1992 гг, реклама "Весотры" полностью вытеснила со свитера клубные символы. Но для конца 80-х - начала 90-х это было обычным явлением.
В 1992/93 годах в дополнение к форме "WESOTRA" появился вариант с горизонтальной красной полосой на свитере (обрамленной желтыми узкими полосками), обновленной эмблемой и множеством рекламных надписей (в т.ч. рекламой хоккейной экипировки и клюшек "LOUISVILLE" по низу свитера).
Фамилия игрока на этих свитерах находилась высоко, сразу под красной полосой.
В сезоне 1995/1996 гг была также некая форма с большим количеством звезд. Подробностей к сожалению не знаю. Кто знает, подскажите.
Незадолго до закрытия клуба, в начале 1996 года, на программках к матчам изображали вот такую форму и логотип. Но не ясно, использовались ли они в реальности.
"Спартак"
В 1996 году в "Автомобилисте" накопились долги по зарплате, к тому же был застрелен генеральный директор клуба А. Корнев... В общем и команда тоже не пережила этот год. Летом 1996 года в городе был создан новый клуб "Спартак".
На груди хоккеистов "Спартака" изображали какое-то белое бесформенное пятно (видимо, это должен быть медведь из герба Екатеринбурга...) в красном (или белом) обрамлении из заостренных клинов. Создавалось впечатление, что медведя бросили оземь, а его кровь разбрызгалась по сторонам....
Но и у "Спартака" возродить в Екатеринбурге хоккей высшего уровня не получилось.... Клуб завершил сезон 1997 года аж на 29-м месте.
"Динамо-Энергия"
Неудовлетворительные итоги сезона повлияли на то, что в 1997 году екатеринбуржцы согласились на предложение передать клуб под эгиду общества "Динамо". В частности шефство над клубом взяла Федеральная пограничная служба (пограничники как и МВД, ФСБ и МЧС относились к "Динамо"). Но, так как часть средств для клуба выделило объединение "Свердловэнерго", то и название клуба стало составным - "Динамо-Энергия".
Обновленный клуб воспринял традиционные динамовские бело-синие цвета. Эмблема в центре свитера представляла собой зеленый щит (цвета погранвойск), на котором восседал золотой двуглавый орёл с зеленым крестом на груди (опять же эмблема погранвойск), в центре щита традиционный динамовский белый ромбик с синей буквой "Д", вокруг щита лента с надписью "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ФПС РОССИИ".
Выше маленькие эмблемы "Свердловэнерго" и совета "Динамо" (двуглавый орел с динамовским ромбиком на груди и всё это поверх зеленого ромба".
Полосы по рукавам сине-зелено-белые, на них двуглавый орёл с динамовским ромбиком на груди. По низу свитера темно-синяя полоса с названием команды (сзади на этой же полосе надпись жёлтыми буквами "ЕКАТЕРИНБУРГ".
В сезоне 1999/2000 на груди хоккеистов появился герб Свердловской области. Полосы по низу свитера стали белыми, светло-синими и зелеными.
В сезоне 2001/2002 гг (примерно) логотип "Свердловэнерго" "переехал" на левое плечо, эмблема ЦСК ФСБ - на правое плечо, а в центре груди появился крупный двуглавый орёл с динамовским ромбиком.
В 2003 году Федеральная пограничная служба потеряла самостоятельность, была включена в состав ФСБ. Видимо, и Центральный спортклуб ФПС тоже перестал существовать. Эмблема на груди хоккеистов "Динамо-Энергии" упростилась. Теперь это была просто крупная динамовская "Д" с ленточкой, на которой слово "ЭНЕРГИЯ". Но некое подобие бывшей эмблемы ЦСК ФПС стали помещать на плечи. Ну и сама структура свитера немного поменялась: появились цветные вставки по бокам, сходящие на нет у горловины.
В начале 2007 года лого "Свердловэнерго" было заменено на сине-зеленый круглый логотип "Мегафона". Также мегафоновские нашивки появились и на спине. В 2005 году был утвержден новый герб Свердловской области (с грифонами-щитодержателями), он появился и на форме клуба. От "Д" с лентой и словом "Энергия" не отказались, она во-первых стала изображаться на плечах, а во вторых заняла центральной место в новой клубной эмблеме (практически копии старой, но с синим, а не зеленым щитом и новой надписью на ленте "ХОККЕЙНЫЙ КЛУБ ДИНАМО-ЭНЕРГИЯ".
Цвет свитера тёмного комплекта по дурному примеру столичных динамовцев был сделан градиентным - от голубого до темно-синего.
Сезон 2006/2007 годов в ВХЛ стал последним для "Динамо-Энергии". К тому времени в Высшей лиге уже играл второй екатеринбургский клуб, видимо область решила, что не потянет два клуба. "Боливар не вынесет двоих".
Новый "Автомобилист"
В июле 2006 года в Екатеринбурге был создан ещё один, новый, хоккейный клуб, которому решили дать историческое название "Автомобилист". Получилось, что в ВХЛ Екатеринбург теперь представляли два клуба - "Автомобилист" и "Динамо-Энергия". Для клуба разработана новая эмблема (не использовавшаяся ранее) - буква "А" внутри крылатого круга. По одной из версий элементы по сторонам круга это не крылья а рессоры автомобиля ("за" эту версию говорит характерная форма верхнего "крыла").
По поясу впереди шла надпись "АВТОМОБИЛИСТ", а сзади "СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ". Чуть выше шла реклама оператора сотовой связи "МОТИВ".
Вскоре после создания клуба на груди появился герб Свердловской области
В начале 2007 года на некоторых матчах использовалась форма с рекламой "ДРИМКАРС" (аренда автомобилей премиум-класса) на плечах.
Сезон 2007/2008 гг
Введен новый покрой свитера, с боковыми контрастными ставками и окрашенными швами между рукавами и остальной частью. Поперечные полоски с рукавов пропали.
Сезон 2008/2009 гг
В сезоне 2008/2009 гг введена новая комбинированная форма. Надписи "Автомобилист" и "Свердловская область" выполнены красными буквами.
***
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОЙ СТАТЬИ см "Все хоккейные формы "Автомобилиста". Часть 2 (2009-2024 гг)
***
Использованы материалы официального сайта ХК "Автомобилист" (hc-avto.ru), Федерации хоккея Свердловской области (фхсо.рф), а также сайтов других клубов КХЛ: "Динамо", ЦСКА, "Ак Барса", электронной версии газеты "Спорт-экспресс", статьи "История предсезонной формы «Автомобилиста» (AlenaSunny), групп "Был такой хоккей", "Хоккей моей памяти" и "Советский хоккей" в сети "ВКонтакте", кадры телетрансляций. Спасибо также читателям канала, внесшим свои поправки: "Денис С", "Тагил рулит" и др.