Современное искусство Измира: 50 оттенков недоумения и восхищения с пряными нотками табака

233 прочитали

У нас был план: съездить в Парк Культуры в Измире. Я стала прокладывать оптимальный маршрут в гугл-карте и вдруг увидела рядом иконку "палитра" и название Izmir Kültür Sanat Fabrikası. Фабрика Культуры и Искусства – звучит интересно, интригующе! Идём!

На месте выяснилось, что новая локация находится в историческом здании табачной фабрики.

~ Историческая справка ~

!!! Только для любознательных! Остальным пролистывать, не раздумывая: меньше знаешь - крепче спишь

Во второй половине 19 века промышленная жизнь Измира переживала невиданный подъём. Тут и там пачками открывались крупные промышленные предприятия: фабрика пряжи, газовый завод, завод по производству воды. Многие из них были открыты с участием иностранного капитала.

У нас был план: съездить в Парк Культуры в Измире. Я стала прокладывать оптимальный маршрут в гугл-карте и вдруг увидела рядом иконку "палитра" и название Izmir Kültür Sanat Fabrikası.

Но расходы огромной империи превышали доходы, государство погрязло в огромных внешних долгах. Дошло до того, что в 1879 году Турция официально объявила о своём банкротстве.

В итоге по требованию иностранных кредиторов в 1881 году для погашения внешних долгов империи было создано Управление государственного долга, и все налоги, собранные с марок, спиртных напитков и табака, были направлены на покрытие задолженностей.

Табак был завезен в Османскую империю в начале 16 века. Он был долго под запретом, но в конечном итоге принят в качестве средства для сбора налогов. Табак был ведущим экспортным товаром позднего османского периода на всём протяжении 19 века и затем в ранние времена республиканской Турции.

Основанная французами в районе Алсанджак в Измире в 1884 году Османская Табачная компания, также известная как Régie des Tabacs, имела монополию на производство и продажу табачных изделий. Все собранные налоги шли на погашение долга Империи перед Западом.

У нас был план: съездить в Парк Культуры в Измире. Я стала прокладывать оптимальный маршрут в гугл-карте и вдруг увидела рядом иконку "палитра" и название Izmir Kültür Sanat Fabrikası.-2

Первоначально здесь производился мелконарезанный табак, в 1910-х годах начали делать сигареты ручной работы. В 1924 году компания была передана Турецкой Республике и национализирована. В 1940 году началось механическое производство.

В период эксплуатации на этой сигаретной фабрике в две смены работало от 2500 до 3000 рабочих.

Состоявшая из 12 зданий разного размера фабрика представляла собой комплексное предприятие, которое, помимо производственных цехов и складов, включало также детский сад, портняжное ателье, приют, школу для сотрудников, курсы иностранных языков, театр, спортивный клуб, ансамбль народного танца.

В 1986 году начался процесс приватизации. В 2004 году фабрика прекратила свою работу. А в 2006 году объект был передан Министерству культуры.

Новую жизнь фабрика получила меньше года назад, в начале 2023 года: после многих лет долгой и кропотливой реставрации здесь открылась Фабрика Культуры и Искусства.

На территории есть Музей археологии и этнографии, Музей живописи и скульптуры, библиотека, мастерские, кафе, проводятся мастер-классы, различные мероприятия, спектакли, творческие встречи.

Вход стоит 200 лир, с музейной картой – бесплатно. Я несколько удивилась, что многие турки покупали билеты, у них нет музейной карты. Хотя для резидентов она стоит всего 60 лир.

*****

Мы начали с Музея живописи и скульптуры, коллекция которого, как заявлено, "представляет собой важную подборку художественных произведений середины 19 века и до наших дней", а также работы современных художников-скульпторов и керамистов.

Музей располагает к себе буквально с первых шагов: сразу на входе всех встречает большая деревянная композиция, состоящая из множества круглых деревянных брусков. Когда дочь подошла ближе, мы узнали, что это кинетическая скульптура. Эффект был взрывным! Вернее, взрывным был сперва смех, а после любопытство – как это работает.

А там всё просто, конечно: когда срабатывают сенсоры движения, электромоторчики приводят в действие "дышащий" механизм под деревяшками, и скульптура оживает, жужжит)) Это в равной степени прекрасно и крипово))

Я, конечно, ни разу не знаток искусства, но мне очень интересно всегда, насколько по-разному творческие люди видят и чувствуют мир, его явления, события, проблемы, и как передают свои ощущения, переживания.

Не будучи критиком, то или иное произведение я тоже могу оценивать на уровне чувств, какого-то внутреннего резонанса. А он есть почти всегда!

Каждая воплощённая идея старается найти отклик: художники не творят просто так, от скуки или исключительно денег ради. Так что нужно просто расслабиться, настроиться на правильную волну, протереть нужные чакры и ощутить себя в потоке, что называется. Путешествие по волнам фантазии (художника и своей) – это приятно и полезно.

После определения "точки входа" (места на картине, которое бросается в глаза первым), важно помнить, что смысл редко находится на поверхности. И что чем шире кругозор, тем проще анализировать искусство в принципе.

При этом не нужно гадать, что хотел сказать автор своим произведением. Особенно это любят делать критики и прочие гуру от искусства. Этот подход не совсем верный, имхо.

Любая (!) трактовка смысла будет по-своему правильной. Потому что искусство индивидуально по своей сути, и может вызвать абсолютно разные эмоции у разных людей.

К примеру, мы с дочерью очень разные по темпераменту, характеру, у нас различный жизненный опыт. Неудивительно, что нам понравились совершенно разные картины.

Сложнее всего было ответить на детский вопрос, почему она (дочь) может нарисовать не хуже (а она рисует реально неплохо!), но её работы не висят в галерее/музее.

Этот простой вопрос довольно философский по сути. Я лишь сказала, что талант – понятие субъективное зачастую, и что популярность тех или иных художников зависит иногда от маркетингового гения какого-нибудь агента))

Последовавший за этим вопрос и вовсе поставил меня в тупик: как отличить талант от распиаренной мазни, когда все, глядя на картину, ахают на все лады, за нее рубятся на аукционах, хотя "король на самом деле голый".

Среди прочего, есть также скульптуры разной степени занятности и глубины идеи.

*****

Каждый арт-объект обладает силой – остановить, зацепить внимание, взлохматить мысли и чувства, заставить посмотреть на мир иначе.

Сложно впитать настроение, глядя на картины через экран мобильного или монитор компьютера, но если нет возможности приобщиться к высокому и прекрасному лично, можно лишний раз порадоваться, сколь плодородна турецкая земля, на которой родится столько талантов. И как прекрасно, что Измир – это не только ценный мегаполис, но и 3-4 тонны диетического, легкоусвояемого Искусства. С едва уловимыми сладковато-пряными нотками табака))

Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию познавательно-развлекательного позитива!