MBA (master of business administration) – это степень магистра у области менеджмента, которую получают после основного высшего образования. В качестве базовых критериев приема студентов на эту программу является как наличие высшего образование, так и опыт работы. Программа готовит руководителей. То есть это не отдельная профессия, а надстройка в виде более полного понимания бизнеса и приобретения управленческих навыков вдобавок к вашей основной профессии.
Помимо MBA есть программы EMBA (executive MBA), которые ориентированы на людей с более продолжительным опытом работы, в т.ч. в качестве руководителя. Основное отличие двух типов программ в том, что MBA предполагает 100% вовлечение в учебу в течение 1-2 лет с ежедневным посещением школы – ее не получится совмещать в работой, в то время как EMBA предполагает, по аналогии с заочным обучением, периодические выезды на сессии и семинары, позволяя людям участвовать в программе, не бросая работу.
MBA можно получить в России. Для личного развития этого, возможно, будет достаточно, но если вы планируете карьеру за рубежом, то российская квалификация будет иметь мало смысла. В этом случае стоит рассмотреть получение зарубежного диплома.
Я училась на MBA во Франции в HEC Paris, поэтому детальнее расскажу про эту программу в Европе.
Зачем нужен заграничный MBA
За границу получать MBA чаще всего едут со следующими целями:
1) Перезапустить карьеру: например, перейти в другую отрасль и/или функцию.
2) Переехать жить в другую страну
3) Расширить экспертизу для продвижения в текущей компании или развития своего бизнеса
Давайте посмотрим, как MBA может помочь в каждом из этих случаев.
Перезапуск карьеры
Мотивом участия в программе MBA может быть желание сменить отрасль или функцию.
Начнем с отрасли. Наиболее распространенный по количеству желающих переход – из индустрии в консалтинг, особенно стратегический. Международные консалтинговые компании, такие как Big 3 или MBB (McKinsey, BCG, Bain) и бутиковые консалтинговые компании, одни из немногих, кто ценит степень MBA. Они даже устанавливают специальные дедлайны для подачи заявок студентами программ MBA разных бизнес-школ, чтобы массово набирать консультантов как на летние стажировки, так и на постоянные позиции. Учитывая огромный конкурс кандидатов в таких компаниях, такая опция может увеличить шансы приглашения на интервью в процессе скрининга резюме.
Другие переходы тоже возможны. Например, из финансовой функции в ритейле в Private Equity, или из строительства в фарму, или из крупной компании с четко ограниченным кругом задач в стартап с более широкой сферой ответственности. И некоторые компании из отрасли тоже предлагают стажировки для студентов MBA (Amazon, L’oreal). В наблюдаемых мной случаях такие стажировки реже конвертируются в full-time job, но это может быть одной из опций получения релевантного опыта в желаемой отрасли для указания в резюме.
В самой программе чаще всего нет никаких ориентированных на ту или иную отрасль курсов. Максимум, в академической части будет семинар по введению в какую-то отрасль или короткий тематический курс на выбор. В лучшем случае вы получите поверхностные знания о новой отрасли. Так как здесь может помочь MBA? – спросите вы.
Основная ценность – в нетворкинге, построении сети контактов в желаемой отрасли. И для этого есть 3 рабочих инструмента:
1) Карьерный центр бизнес-школы организовывает карьерные ярмарки и прочие мероприятия, на которые приглашаются компании. Каждая официальная презентация компании заканчивается networking cocktail, именно в этот момент надо знакомиться с людьми, задавать вопросы, презентовать себя. Чаще всего на такие мероприятия ходят компании-партнеры бизнес-школ (их всегда можно посмотреть на сайте школы), но иногда карьерному центру удается пригласить кого-нибудь новенького.
2) Профессиональные клубы, организованные самими студентами чаще всего по отраслям (Consulting, Energy, Retail & Luxury, Healthcare, Private equity и т.д.), реже по функциям (Marketing, Product Management…) также организовывают встречи, вебинары, coffee-talks с представителями различных компаний, в которых могут участвовать все желающие. Студенты в основном использую свою сеть контактов или связываются с бывшими выпускниками школы.
3) Alumni network – это сеть контактов выпускников бизнес-школы. У каждой бизнес-школы есть база контактов ее выпускников или ассоциации выпускников. Ассоциации тоже организовывают различные тематические мероприятия (чаще всего сами выпускники этим и занимаются). Кроме того, именно через выпускников проще всего устанавливать контакт с компанией, на которую вы хотите работать. Имея общий бэкграунд, проще написать человеку в LinkedIn, чтобы узнать больше о компании и использовать эту информации на интервью или спросить совета и надеяться, что однажды контакт сможет перерасти в referral.
Помимо нетворкинга может быть полезна и образовательная программа профессиональных клубов. Вы действительно можете получить много инсайтов об отрасли с мероприятий, организованных клубами. А особенную ценность они имеют для тех, кто метит в консалтинг. Консалтинговый клуб очень помогает готовиться к подаче заявки и прохождению интервью в консалтинг. С одной стороны, этот процесс очень сложный и трудозатратный, а с другой очень структурированный и понятный. Клуб сопровождает на всех этапах: помогает правильно составить резюме, мотивационное письмо, устраивает марафоны по решению кейсов, организовывает пробные интервью, снабжает полезными материалами.
Ровно те же принципы работаю при желании сменить функцию. Однако тут надо быть осторожным. Более реалистичным может быть переход между схожими административными функциями, где не требуется серьезная переподготовка и переквалификация, или переход в более «широкую» функцию, объединяющую несколько экспертиз. Например, из Supply Chain в Sustainability, из финансового департамента в стратегический, из маркетинга в HR. Определенно сложно будет юристу перейти в финансы или инженеру стать бухгалтером.
Для желающих сменить функцию в некоторых школах есть отличная опция - специализация, т.е. целый триместр вы можете изучать более детально курсы по конкретной специализации. Например, в моей школе были специализации: Finance, Strategic Marketing, General Management (по сути управление людьми), Sustainability, Strategy. Я экономист по основному образованию, работала в финансах в энергетической отрасли и на проектах по финансовой трансформации в консалтинге. Я выбрала специализацию по стратегическому маркетингу, которая буквально заставила меня посмотреть на бизнес под совершенно другим углом, чему я бесконечно рада. Но после ее прохождения я естественно не стала маркетологом. Трех месяцев для этого недостаточно. Мне это было интересно в целях перехода в стратегию и с точки зрения общего управления компанией. Все же следует помнить, что программа MBA – скорее про расширение экспертизы, а не про углубление и получение новой профессии.
Переезд в другую страну
Тоже очень популярная причина, особенно среди студентов из развивающихся стран. Как в этом случае помогает MBA?
Во-первых, у вас появляется образование, которое признается в той стране или регионе, в который вы хотите переехать.
Во-вторых, вы можете воспользоваться временем учебы для поиска работы, используя возможности нетворкинга.
В-третьих, с местным образованием проще получить разрешение на долгосрочное пребывание и работу в стране.
Все страны надо изучать отдельно. Я могу рассказать про Францию. Как минимум, студенческая виза дает право на стажировку (контракт учитывает школу в качестве одной из сторон). Можно и отдельно оформить разрешение на работу, но вам будет разрешено работать 50% официального рабочего времени на год (а это полных 6 месяцев). Дальше – как только вы получите диплом французской бизнес-школы, во Франции вы можете оформить годовую визу на поиск работы. А как только подпишете контракт с работодателем, можно подаваться на Talent visa с правом работы на 4 года и возможностью последующей пролонгации. В целом, административных проблем по-прежнему много. Эта схема сложнее и дороже, чем устроиться в российский филиал международной компании, которая ротирует своих сотрудников между офисами, но надежнее, чем просто приехать с российским дипломом без связей в новую страну.
В-четвертых, за время учебы вы сможете оценить, действительно ли вам нужен этот переезд и настолько ли хороша страна для жизни, как вы предполагали, когда посещали ее в качестве туриста.
В Европе работает много международных компаний, в которых общение происходит на английском. Случается и такое, что экспаты много лет живут и работают во Франции и не говорят по-французски. Но чаще всего знание местного языка требуется. Даже в международных консалтинговых и аудиторских фирмах типа «большой тройки» или «большой четверки» знание местного языка обязательно, так как клиенты предпочитают говорить на местном языке. Основные регионы, в которых проще обойтись только знанием английского (за исключением США и Великобритании) – это Скандинавия, Нидерланды и Ближний Восток. В любом случае знание местного языка будет плюсом.
Резюмируя два первых пункта, отмечу, что некоторые школы даже ведут статистику изменений в карьере своих выпускников по трем составляющим – индустрия, функция, география – и их комбинациям. Например, сколько человек сменили отрасль и географию, сколько отрасль и функцию. Самое ценное и редкое достижение – это triple jump – когда человек меняет все сразу.
Расширение экспертизы
Наконец, последняя причина, которую я хотела описать – это расширение экспертизы для своего дальнейшего развития в качестве предпринимателя или в качестве наемного менеджера. В последнем случае MBA чаще всего финансируется работодателем.
Еще раз отмечу, что очная программа MBA предполагает полное погружение в учебу, как минимум, на год. Для работодателей это очень затратно – стоимость программы плюс стоимость замещения сотрудника в течение 1-2 лет. Это серьезные вложения, которые хоть и обернутся обязательствами студенту в виде долгосрочной привязки к компании-спонсору, должны принести существенную ценность. Чаще всего это практикуется в развивающихся странах, которые пока еще зависят от западной экспертизы. Например, на моем потоке был сотрудник государственной структуры Таиланда и сотрудник Saudi Aramco из Саудовской Аравии. Их работодатели полностью спонсировали их обучение и пребывание за рубежом. У нас, насколько я знаю, раньше такую возможность предоставляли топовые консалтинговые компании. Но не думаю, что в текущих условиях эта практика жива. Если цель – развивать карьеру в текущей компании, то лучше выбирать Executive MBA, который предполагает периодические интенсивы без необходимости оставлять работу надолго.
Что касается предпринимателей, то им программа позволяет структурировать и систематизировать знания, чтобы посмотреть на свои задачи под новым углом, узнать, как работают другие, освоить новые практики и инструменты, чтобы применять их в своем бизнесе и развивать его.
Что входит в академическую программу программы MBA? Так как программа для будущих или текущих управленцев, то она состоит из бизнес-дисциплин. Программы отличаются от школы к школе. Надо смотреть детали на сайте школы. Как правило, есть основная программа (обязательная для всех) и курсы на выбор.
В HEC Paris в основной программе мы изучали статистику, финансовые рынки, корпоративные финансы, учет и финансовая отчетность, управленческую экономику (микроэкономика), макроэкономику, маркетинг, управленческий учет и контроллинг, стратегический менеджмент, этику и устойчивое развитие, организационное поведение. По большей части предметов программа основана на решении кейсов. Вам кратко дают теорию или даже оставляют на самостоятельное изучение до класса, а основную часть времени вы применяете эту теорию в реальной (когда-то случившейся) ситуации. Есть и негативный аспект кейсов – зачастую приходится ночами читать 30-50-страничные описания кейсов, чтобы подготовиться к классу – но, на мой взгляд, это того стоит.
Для меня, например, открылись глаза на стратегию. Раньше я думала, что чтобы быть стратегом нужно стратегическое видение, которое то ли дается с рождения как талант, то ли приобретается с опытом. Но по завершении курса я чувствую себя в этом деле гораздо увереннее и считаю, что умею решать стратегические задачи.
Как выбрать школу
Я советую обращать внимание на следующие 6 факторов при выборе школы:
1) Рейтинг школы. При этом можно смотреть как рейтинг самой бизнес-школы, так и рейтинг программы MBA в школе. Например, рейтинги публикует Financial Times. Рейтинг составляется по ряду факторов, не все из них могут быть объективными. Но что имеет значение, так это то, что чем выше школа в рейтинге, тем более она узнаваемы и уважаема на рынке труда. Все же MBA – это строка в резюме в разделе “Образование”. Чем выше, чем лучше. Отдельно можно еще посмотреть рейтинг сети выпускников (alumni network), так как по сути network – основной фактор успеха по завершении программы.
2) География. Если смотреть общий рейтинг программ MBA, то почти все верхние строки будут занимать американские школы. Но не все хотят в Америку. Например, я хотела ехать учиться в Европу и строить карьеру, если не в России, то в Европе, поэтому я смотрела рейтинг европейских бизнес-школ. Американские бизнес-школы для меня были не интересны.
3) Совокупная стоимость обучения. MBA – это существенные инвестиции. Стоимость программы (tuition fee) в топовых школах может варьироваться от 70 до 200 тыс.долларов. Топовые американские школы обычно гораздо дороже, чем топовые европейские. Некоторые школы предлагают стипендии, которые покрывают частично tuition fee, или предоставляют информацию о различных возможностях финансирования. Но помимо стоимости самой программы надо учитывать стоимость жизни в течение 1 - 1,5 лет. Это зависит как от города, так и от инфраструктуры школы. Некоторые школы предоставляют проживание на кампусе по бюджетной цене. Например, вблизи Парижа есть две топовые бизнес-школы: Insead и HEC Paris. Обе находятся за городом, не в самом Париже. При этом в HEC Paris есть огромный кампус, где вы можете снять комнату от 600 евро в месяц, заниматься бесплатно спортом, экономить на проезде до места учебы и укрыться от соблазнов большого города в части трат. А в Instead такого кампуса нет. То есть это дополнительные затраты на аренду квартиры и проезд. Еще стоит поисследовать различные возможности, предоставляемые на уровне государства. Например, со студенческой визой во Франции мы имеете право на почти бесплатное медицинское обслуживание (75% от стоимости возмещается, оставшиеся 25% можно покрыть, купив дополнительную страховку), также программа CAF может покрыть до 50% ваших расходов на жилье в период, когда у вас нет дохода.
Я использовала для финансирования обучения свои сбережения и брала обычный потребительский кредит по очень высокой ставке в России. На tuition fee я сэкономила 20%, получив excellence scholarship. Я живу на кампусе и с определенного момента пользуюсь опцией CAF, которая покрывает половину моих затрат на жилье.
4) Требования к поступлению и выпуску, процедура подачи заявки.
Чаще всего школы требуют результаты экзамена GMAT/GRE и подтверждение уровня владения английским языком (IELTS/TOEFL), так как вне зависимости от страны, обучение по программе MBA проводится на английском. На сайте школы обычно публикуется средний балл GMAT предыдущего потока для ориентира. Но если ваш балл ниже среднего, это еще ничего не значит. Чаще всего оценивается совокупность критериев: ваша мотивация, ваша история, ваш опыт и т.д. Оценка GMAT определенно не самый главный фактор. Школы ищут разнообразия национальностей и культур. Если бы GMAT имел серьезный вес, в бизнес-школах бы учились только студенты из Индии и Китая, которые с детства натасканы на стандартизированные тесты, потому что у них дома сумасшедшая конкуренция. Европейцы в GMAT в среднем существенно слабее.
К тестам IELTS/TOEFL есть только минимальные требования, которые надо выполнить, в совокупной оценке этот критерий не участвует.
Помимо экзаменов есть мотивационная часть заявки. Например, в HEC Paris она заключается в написании больше 10 эссе с ответами на разные вопросы: зачем вам MBA, какое ваше самое значительное достижение, опишите ситуацию, в которой вы столкнулись с этической проблемой, кем бы вы стали в альтернативной жизни и т.д. В Instead надо записывать видео с ответами на вопросы.
После предварительного этапа отбора, проводятся интервью. В HEC я проходила 2 интервью в выпускниками школы. Они дают обратную связь о вас комиссии по приему.
Процедура подготовки к экзаменам и подача заявки – это очень трудозатратный процесс. Для меня процесс от начала подготовки до даты приема в школу занял год. Я была принята за полгода до начала программы.
Также стоит проверить, нет ли каких-то дополнительных требований к выпуску. Например, в HEC Paris выпускник программы MBA должен подтвердить навыки владениями двумя иностранными языками (английский обязательный + любой другой помимо родного на уровне не ниже B1). Мы должны предоставить подтверждение к моменту окончания программы. То есть по сути, даже если вы не учили другой иностранный язык раньше, вы можете его освоить до уровня B1 во время учебы на программе. Школа, например, для этого предоставляет бесплатные курсы по французскому. Но вы и сами можете учить любой язык, в т.ч. с помощью различных приложений типа Duoliguo или Busuu.
5) Расписание курса. По началу на это никто не обращает внимание. Но с учетом того, что вы надолго остаетесь без источников дохода, хочется максимально сократить этот период финансовой уязвимости. У нас в школе ежегодно набирается 2 потока: один начинается в сентябре, другой в январе. Вся программа состоит из 4 блоков. У того потока, который начинает в январе, три обязательных блока, которые предполагают полное вовлечение в учебу и постоянное посещение школы, идут подряд. Они занимают полный год. А в четвертом блоке – с января следующего года по июнь – вы сами выбираете, что делать: проходить курсы на выбор (electives) или делать MBA проект. MBA проект делается самостоятельно в своем графике и не требует посещения школы. Я выбрала эту опцию, чтобы у меня была возможность начать работать в это время. У потока, который начинает в сентябре, этот блок приходится на середину программы, поэтому, на мой взгляд, это менее удобно. Но во всех школах все по-разному.
6) Партнерства школы с компаниями. Сильный карьерный центр школы – не последний фактор успеха. Посмотрите на сайте, с какими компаниями работает школа чаще всего. Поисследуйте, в какие компании устраиваются выпускники. Вы можете найти на LinkedIn текущего студента программы и узнать у него, какие настроения у студентов, что происходит на рынке труда, кому они интересны. Например, Insead специализируется на консалтинге. Это один из главных хабов для снабжения McKinsey кадрами, поэтому их программа сильно ориентирована на подготовку студентов к подаче заявки и прохождению интервью в консалтинг. Студенты из моей школы - HEC Paris – тоже работают в консалтинге, в т.ч. BCG и Bain, гораздо реже в McKinsey. Но много выпускников школы работает в L’oreal, LVMH, Hermes и других компаниях сектора Retail&Luxury. В этих компаниях выстроилась мощная сеть выпускников HEC Paris.
Возможно ли все это в наше непростое время?
Последний вопрос, который хотелось бы осветить, возможно ли в текущей геополитической ситуации обучение за рубежом. Сразу скажу, естественно все стало гораздо сложнее. Но у меня это получилось, несмотря на то, что заявку в школу я подала после всем известных событий февраля 2022 г. Сейчас может быть сложнее со сдачей международных экзаменов - надо узнавать, где их можно сдать. Я, к счастью, успела сдать экзамены до всех санкций.
По поводу санкций со стороны школы. Запрет на прием россиян не вводили. Но опять же надо узнавать в каждой школе, назначив звонок с представителями. В то же время представители школы подчеркивали, что они призывают меня подавать заявку, но не могут гарантировать отсутствие логистических трудностей на государственном уровне, которые от школы не зависят. В американской школе моему знакомому откровенно сказали, что они вовсе не против, но это будет очень сложно реализовать, поэтому не стоит тратить время. Я - единственная русская на потоке. В следующем потоке тоже 1 россиянин. До меня - в январе 2022 г. - было человек 8.
О логистических трудностях. Со студенческой визой у меня проблем не было, ее выдали за неделю. Франция достаточно лояльна. А вот деньги – это серьезная проблема. У меня не было иностранного счета. После получения долгосрочной визы я смогла открыть счет в Revolut, но перевести туда деньги с российского счета невозможно, поэтому приходилось искать разные схемы и переводить с помощью знакомых, у которых есть иностранные карты. Конечно, это неудобно. Во Франции мне также открыли счет в банке. Мою заявку рассматривали дольше, чем обычно, именно по причине того, что я из России, запрашивали много дополнительной информации, но все-таки согласовали. На эту карту теоретически можно было переводить деньги из российского банка, не отключенного от SWIFT, что я и сделала однократно через Райффайзен. А потом Райффайзен поднял минимальную сумму перевода с 5 до 20 тыс.евро, что опять осложнило ситуацию. Tuition fee мне удалось перевести из Райффайзена в банк школы без проблем.
Никакого особого отношения со стороны окружающих нет. Никто косо не смотрит.
Перелеты естественно с пересадками и дороже, чем раньше.
В общем, все возможно, было бы желание. Это действительно очень сложно и дорого. Но я ни о чем не жалею. MBA – это очень яркий эпизод моей жизни. Я приобрела большое количество друзей и знакомых из разных стран, а взаимодействие с другими культурами определенно расширяет границы сознания. По поводу карьерных изменений делать выводы пока рано. Но несмотря на будущий исход, если отмотать все назад, я бы несомненно все повторила.