Найти в Дзене
Sondwell Studio

8 Шагов сведения аудио: базовый алгоритм

Оглавление

Дисклеймер! Этот алгоритм не является строгой и однозначной инструкцией и безапелляционным руководством к правильному сведению. В нем изложены лишь базовые принципы и последовательность действий для начинающих звукарей и тех, кто не понимает что делать, после того как записал дорожки проекта. Сведение музыки, как и её написание - художественный процесс, и во многом определяется фантазией автора. Отступления от данного алгоритма возможны, а зачастую и необходимы.


Шаг 1: Подготовка материала к сведению

Прежде чем начать работать со звуком, нужно организовать рабочую среду.
Дорожки необходимо переименовать короткими удобными названиями. Инструменты одного вида объединяются в группы для возможности обрабатывать и балансировать всю группу одновременно.

"Даблы", они же дублирующие инструменты, желательно объединить в отдельные группы внутри общей группы инструментов. На этом же этапе можно проверить правильность фазировки даблов, повесив фазометр на группу. Если даблы оказались в противофазе, нужно перевернуть фазу одного из них.

Иерархия подгрупп внутри группы: Вокал и его дубль в припеве в составе группы входят в группу лид-вокала вместе вокалом куплетов.
Иерархия подгрупп внутри группы: Вокал и его дубль в припеве в составе группы входят в группу лид-вокала вместе вокалом куплетов.

При наличии большого числа дорожек, красим каждую группу инструментов в отдельный цвет, для удобства ориентирования в таймлайне.

Общий вид проекта, после подготовки к сведению.
Общий вид проекта, после подготовки к сведению.

После подготовки рабочего места нужно проверить громкость записанных исходников, если какой-то из них сильно выбивается из общей массы, желательно его отредактировать в редакторе исходников, иначе фейдера дороги может не хватить для его балансирования.

Шаг 2: Предварительный баланс громкости

Открываем микшер и слушаем первую группу инструментов в режиме solo. Это, как правило, барабаны. Начинаем с балансирования in/out бочки в режиме solo, затем к уже звучащей бочке добавляем малый барабан, потом хет, тома и тарелки. В самом конце балансируем комнатный микрофон барабанов.

Как только группа барабанов сбалансирована, добавляем к ней следующий инструмент или группу. Если добавляется группа, предварительно инструменты внутри неё балансируются в режиме solo, наподобие того, как балансировались барабаны, а затем сама группа балансируется с предыдущими инструментами.

Примерный порядок обработки инструментов в миксе. Применяется не только на этапе баланса громкости, но и на всех последующих.
Примерный порядок обработки инструментов в миксе. Применяется не только на этапе баланса громкости, но и на всех последующих.


Таким образом собирается "бутерброд", с каждым шагом в режим solo добавляется новый инструмент и корректируется его баланс с предыдущими. Базовый принцип: главные инструменты делаются громче, второстепенные - тише. "Главность" инструментов определяется жанром и художественным вкусом автора. Не забываем, что это лишь предварительный баланс, и подправлять громкость так или иначе необходимо будет и на следующих этапах после применения других обработок.

Так же не стоит вылезать за пределы, громче чем -6db, при балансировании громкости всего трека, нужно оставить небольшой запас громкости, а не выводить в максимально возможную. Этот "хедрум" понадобиться на этапе мастеринга.

Шаг 3: Частотная обработка

Частотная обработка предполагает работу с эквалайзером и делится на два вида: техническая и художественная.


Техническая эквализация

Задача такой обработки - отсечение "нерабочих" частот, устранение неприятных резонансов и частотных конфликтов инструментов. Для устранения резонансов слушаем каждый инструмент в режиме solo и выявляем на какой частоте присутствует неприятный звук.

Способ поиска плохо звучащих частот.
Способ поиска плохо звучащих частот.

После обнаружения, необходимо эту частоту придавить. При этом стоит помнить, что чем ниже частота, тем шире должен быть диапазон, в котором она давится. После задавки частоты будет немного уменьшена громкость дороги, поэтому сразу же производим коррекцию громкости, обычно это можно сделать в самом окне эквалайзера.

После того, как скорректированы все инструменты в режиме solo, слушаем попарно инструменты, которые играют в одном частотном диапазоне и могут конфликтовать друг с другом. В случае выявления конфликта применяется "зеркальная" эквализация: поднимаем полезные частоты у одного инструмента, глушим эти же частоты у второго.

"Зеркальная" эквализация: для улучшения читаемости голоса на фоне акустической гитары поднимаем/давим в районе 3кГц.
"Зеркальная" эквализация: для улучшения читаемости голоса на фоне акустической гитары поднимаем/давим в районе 3кГц.

Помимо "зеркальной" эквализации, для устранения частотных конфликтов применяется mid-side эквализация, которая позволяет работать раздельно с монофоническим и стерео-сигналом, и развести инструменты различной стерео ширины звучания.

Художественная эквализация

Эта обработка выполняется после технической, её цель: придать инструменту тембр, который задумал автор, украсить или изменить его звучание. Она выполняется исключительно на вкус автора, а иногда и вовсе не производится.

Шаг 4: Динамическая обработка

Это работа с компрессором. Как и в предыдущих шагах, слушаются отдельные дороги и группы инструментов, и в случае слишком широкой динамики применяется компрессор. Задача компрессии: создать более плотный звук, обработать транзиенты, сделав их более выраженными либо более сглаженными.
На этом же этапе устраняются возможные динамические конфликты: применяется sidechain компрессия, если нужно, чтобы один инструмент "пробивался" через другой. Mid-side компрессия применяется для инструментов с большой стерео шириной звучания, если нужно чтобы они не заполняли весь микс.

Параллельная компрессия вокала, для придания ему плотности: к дороге вокала подмешивается сильно скомпрессированная его копия с небольшим соотношением dry/wet
Параллельная компрессия вокала, для придания ему плотности: к дороге вокала подмешивается сильно скомпрессированная его копия с небольшим соотношением dry/wet

Шаг 5: Пространственная обработка

Работа с ревербераторами, панорамированием и стерео расширителями.
Для того, чтобы микс не звучал перегруженным, играющим из одной точки, инструменты расставляют по сцене. Ручкой панорамирования дорожки регулируем с какой стороны будет петь тот или иной инструмент.

Близость инструмента к слушателю определяет эффект реверберации. В её отсутствие инструмент играет буквально в ухо слушателю, очень близко, по мере её добавления инструмент кажется играющим где-то в далеке.

Основная задача на данном этапе: расставить инструменты так, чтобы каждый занимал своё пространство на сцене и не мешал другим. Главные инструменты (как правило, это ударные, бас и вокал) обычно выставляются вперед и по центру, второстепенные от центра убираются.

Чтобы саксофон не спорил с вокалистом, а подыгрывал ему где-то на фоне, помимо баланса  громкости, ставим ему нулевой pre-delay, и солидный уровень wet, тем самым убирая его в глубину сцены.
Чтобы саксофон не спорил с вокалистом, а подыгрывал ему где-то на фоне, помимо баланса громкости, ставим ему нулевой pre-delay, и солидный уровень wet, тем самым убирая его в глубину сцены.

На этом же этапе можно добавить стерео расширители, их задача - искусственно увеличить стерео базу инструмента, добиться его звучания во всем пространстве микса, если так задумано.

Шаг 6: Художественная обработка

Стоп. Это же уже было в шаге 3? Да, но это не всё. Художественная обработка - это не только эквализация, но и модуляция, сатурация, художественные фильтры и прочее.

На данном этапе на инструменты вешаются такие плагины как: тремоло, вибрато, дилей, хорус, фленжер и т.п. Дорожки снабжаются фильтрами, тембрально бедные инструменты обогащаются сатураторами и так далее.

Взбадриваем динамику долгого и нудного синтезаторного звука, добавляя туда эффект тремоло.
Взбадриваем динамику долгого и нудного синтезаторного звука, добавляя туда эффект тремоло.

Можно сказать, что на этом шаге завершена техническая часть работы с миксом и началась художественная: и здесь всё решает фантазия и музыкальный вкус автора.

Если применение художественных фильтров привело к разбалансированию дороги по громкости/частоте/пространству, возвращаемся на предыдущие шаги и корректируем баланс.

Шаг 7: Автоматизация

Далеко не всегда обработанная дорожка звучит хорошо на всей её длительности. Иногда требуется обработка не всей дороги, а лишь её части. В этом случае есть два способа: вырезать необходимый кусок на отдельную дорожку и доработать, либо воспользоваться автоматизацей.

В первом случае невозможно будет создать плавный переход между двумя обрабатываемыми частями дороги, поэтому такой способ применяется для обработки отдельных крупных частей композиции, например для раздельной обработки куплета и припева.

Во втором случае можно плавно менять любой параметр любого плагина обработки, что позволяет, например, точно подстроить балансы громкостей в отдельных местах песни, если это не получилось сделать общим балансом громкости.

Делаем плавный пролёт инструмента из левого динамика в правый с помощью дорожки автоматизации панорамирования.
Делаем плавный пролёт инструмента из левого динамика в правый с помощью дорожки автоматизации панорамирования.

Автоматизация применяется для обыгрывания переходов, создания эффектов затухания, динамического перемещения инструмента в пространстве, художественных эффектов и т.д.

Работать с автоматизацией нужно в самую последнюю очередь, тонко подстраивая звучание уже обработанной дорожки в необходимых местах.

Шаг 8: Мастеринг

После того как весь микс собран и звучит гармонично у вас в студии, нужно добиться того, чтобы он так же хорошо звучал и у людей, которые будут его слушать на самых разных устройствах. Для этого нужно определиться с носителем, на котором будет звучать ваш трек: цифровые стриминговые площадки, диски, радиоэфир, ТВ, винил. После чего выполнить мастеринг согласно требованиям к данному носителю.

На этапе мастеринга выполняется финальная эквализация и компрессия.
Один из способов мастер-эквализации заключается в A/B сравнении вашего трека с уже известными вам хорошо сведенными композициями того же жанра. Задумка простая: если они звучат хорошо, на разных устройствах, вам нужно эквализировать свой трек так же, и тогда он тоже будет у всех хорошо звучать. Для этого применяется сравнивающий эквалайзер, который анализирует частотный спектр референс-трека, и корректирует ваш согласно ему.

Работа сравнивающего эквалайзера
Работа сравнивающего эквалайзера

Стоит отметить, что эквализация на мастеринге носит очень деликатный характер, как правило не стоит корректировать сильнее, чем в 5db, более грубую коррекцию лучше сделать на этапе сведения.

Мастер-компрессия применяется для уточнения общей динамики микса, "склеивания" инструментов в единое целое и вывода итоговой общей громкости микса. Именно на данном этапе микс выводится в максимальную свою громкость -0.3db (не в ноль, потому что при выводе звука возможен клиппинг).

Использование плагина A/B-сравнения, для подстраивания громкости звучания микса под референс-трек.
Использование плагина A/B-сравнения, для подстраивания громкости звучания микса под референс-трек.

За счет мастер-компрессии изменяется слышимая громкость микса, можно сделать его очень громким и плотным, пожертвовав динамикой, либо наоборот, легким и четким, но требующим полнейшей тишины при прослушивании. Как и в случае с эквализацией, один из способов добиться желаемой плотности трека - подстроить его громкость под изветстный референс-трек того же жанра, с помощью плагинов A/B-сравнения.

Так же на этапе мастеринга можно добавить в узкие и тембрально бедные миксы стерео расширители и сатурацию.

Всё готово!

Сведение выполнено. Проект выводится в аудиофайл, добавляется дизеринг для менее "цифрового" звучания, и всё. Ваш микс готов. Рассылайте всем послушать.