6,9K подписчиков

"Торжество таланта, вкуса и справедливости...". Александр Коршунов

10K прочитали
народный артист России Александр Викторович Коршунов
народный артист России Александр Викторович Коршунов

Александр Коршунов стоит в нашем искусстве особняком. Представитель знаменитой династии, он сочетает мхатовскую школу с лучшими традициями Малого. Многогранное дарование позволило ему реализовать себя сразу в нескольких профессиях – Александр Викторович известен как актёр театра и кино, режиссёр и педагог.
2024-й можно смело назвать годом Александра Коршунова. Юбилейные даты следуют одна за другой. 11 февраля Александру Викторовичу исполняется 70 лет. 16 марта он отметит 40-летие творческой деятельности на сцене Малого. И, наконец, 1 апреля будет 10 лет, как Александр Коршунов возглавил театр «Сфера».
Юбилей считается временем подведения итогов. Но только не в случае с Коршуновым – он полон сил и творческой энергии. От всего сердца пожелаем Александру Викторовичу крепкого здоровья, душевного благополучия и воплощения в жизнь самых смелых замыслов!
В 2016 г. в серии «Библиотека Малого театра» вышел буклет Нины Шалимовой «Александр Коршунов». Предлагаем вашему вниманию фрагменты, посвящённые режиссёрским работам юбиляра.

народный артист России Александр Викторович Коршунов
народный артист России Александр Викторович Коршунов

Режиссура Александра Коршунова сродни его актёрству – столь же основательна и серьёзна, внутренне чиста и обращена к людям. Началась она с «Чудаков» М.Горького (1996). Репетиции велись в свободное время, мало кем поддерживались, а репертуарные перспективы были более чем сомнительны. Иногда Александра охватывало отчаяние, и он клялся себе: «Только бы довести эту работу до показа! Никогда не буду заниматься режиссурой!» Но он превозмог сомнения. Увлёк актёров замыслом, наладил творческий контакт с работниками цехов и довёл дело до победного завершения. Начинавшийся как самостоятельная работа, готовый спектакль был одобрен руководством и включён в репертуар Малого театра.

Дальше Коршунов уже не мыслил себя вне режиссёрской профессии. В Щепкинском училище занялся преподаванием и осуществил целый ряд дипломных постановок: «Три сестры» А.П.Чехова (2000), «Гроза» А.Н.Островского (2004), «Дни Турбиных» М.А.Булгакова (2008), «Чайка» А.П.Чехова (2011), «Гамлет» У.Шекспира (2016).

Коршунов «свой» в русской классике – в Достоевском и Толстом, Чехове и Горьком, в Булгакове и Платонове, Вампилове и Шукшине, но особенно в Островском. К пьесам этого драматурга он обращается постоянно: «Трудовой хлеб» (1998) и «Пучина» (2001), «День на день не приходится» (2004) и «Бедность не порок» (2006) поставлены на сцене Малого театра, «Доходное место» (2008) и «В чужом пиру похмелье» (2008) – в «Сфере». Этот репертуарный выбор принципиален для Александра Викторовича:
«Островский кажется мне удивительно современным и духовно необходимым автором. Это необходимость родника, к которому можно припасть, очиститься и напитаться душой. Поэтическое начало – главное у него. Он возвращает нас к изначальным, простым и прекрасным вещам».
Естественная простота Островского загадочна в своей глубине и многих способна поставить в тупик. Но Коршунов владеет тайной простоты великого драматурга и имеет собственный режиссёрский ключ к его творчеству. Он не стремится ни к сочинению остроумных сценических концепций, ни к изобретению эффектных постановочных ходов – ему важнее «заглянуть в лицо», проникнуть в «состав души» персонажа. Его режиссура носит педагогический и подлинно актёрский характер. Артистов он направляет «в рост», ведёт к художественному раскрытию «человеческого в человеке». Вместе с ними ищет внутренних совпадений и соответствий с пьесой, добивается честной полноты существования в образе. Делает всё для того, чтобы ансамбль возникал не из профессиональной «сыгранности» участников, а из единства мироощущения и согласия каждого с общим тоном игры. Отсюда обаяние и свежесть актёрских работ в его постановках.

В комедии «День на день не приходится» отточенным мастерством блистали колоритные Виктор Борцов и Дмитрий Кознов (Тит Титыч), грациозная Евгения Дмитриева (Круглова), а Сергей Потапов, исполнивший роль Андрея Титыча, стал лауреатом фестиваля «Московские дебюты». В «Бедности не порок» опытный Кирилл Дёмин создал многосложный и объёмный образ Африкана Савича, а юный Григорий Скряпкин отлично сыграл свою первую большую роль Мити. В «Пучине» с концертным блеском выступали Валерий Баринов (Боровцов) и Василий Бочкарёв (Неизвестный), с редкой душевной деликатностью Ольга Чуваева исполняла роль Анны Устиновны Кисельниковой, а её сына Кирюшу Коршунов сыграл сам, и с такой запредельной искренностью, что остался в памяти смысловым центром этой постановки.

В «Трудовом хлебе» восхищала невероятной органичностью Галина Дёмина (Маланья), задававшая тон сердечной простоты всему актёрскому ансамблю. На редкость хорош был Виктор Борцов в эпизодической роли барина Потрохова, одуревающего от похмельного безделья в своих роскошных покоях. Запоминался Дмитрий Зеничев, сыгравший обстоятельного лавочника Чепурина так, что в нём проглядывал будущий чеховский Лопахин. С лукавой и живой непосредственностью исполняли свои роли Глеб Подгородинский (Павел) и Евгения Дмитриева (Евгения). Центром ансамбля стал великолепный Валерий Баринов, сделавший из бедняка Корпелова замоскворецкого «юродивого поневоле», простака с трагическими глазами. Его шутки да прибаутки, скорострельный юморок, паясничанье да скоморошничанье – завеса, сквозь которую доносились отзвуки такого жгучего драматизма, что сердца зрителей сжимались.

Спектакль, не случайно попавший в число номинантов «Золотой Маски», гармонично сочетал скромность внешнего облика (кто-то назвал его «уютным ситцевым мирком») с задушевностью атмосферы. Его художественному обаянию трудно было не поддаться. Свидетельство тому – казус, случившийся на одном из спектаклей.
Перед началом моё внимание привлёк типичный деловой человек новой формации: дорогой клубный пиджак, златая цепь на шее и крупная золотая печатка на пальце. Войдя, полупрезрительно оглядел окружающих и, заняв своё место, стал разговаривать по мобильному телефону. Он производил впечатление глубоко нетеатрального человека и вообще казался социально опасным типом, вошедшим в зал прямо из анекдота о «новых русских». Увлёкшись тем, что происходило на сцене, я забыла о его присутствии, но неожиданно он напомнил о себе. Это произошло, когда Наташа (в тот вечер её трогательно и мило играла Ирина Леонова) услышала о денежных затруднениях своего возлюбленного, вынесла на платочке деньги, объяснила, что они «заветные» (завещанные покойной матерью на приданое) и с полной доверчивостью протянула их тому, кого считала своим женихом. А он, как водится у Островского, был легкомысленным и бесчестным малым, что уже поняли все и каждый, кроме неё самой. В этот-то момент сугубо деловой и наверняка насквозь прагматичный персонаж из публики вдруг утратил свою напыщенную представительность. Ударив рукой по коленке, он отчаянно выдохнул, обращаясь к наивной героине: «Не давай!..»
Вокруг, конечно, засмеялись, но смех прозвучал по-доброму. Ведь этот «нетеатральный» человек выразил вслух общее зрительское переживание: сожаление о безрассудстве неопытной девушки и стремление предостеречь её от опрометчивого поступка.
Автор, если бы видел и слышал это, мог быть доволен. На представлении его комедии произошло то, во что он крепко верил и ради чего писал свои «пьесы жизни»: пробуждение силой искусства того лучшего, что таится в каждом человеке, вне зависимости от его образования, социального статуса или финансового ценза.
Собственно, это константная «сверхзадача» самого Коршунова, мировоззренческая основа его режиссуры. Он не поучает зрителей и не напирает на них с энергией записного проповедника. Патетику художественного высказывания снимает юмором, серьёзность нравственного урока смягчает сердечностью тона. Он доверяет душе зрителя, верит в его способность нелицемерно откликнуться на честную игру. И зрители коршуновских спектаклей оправдывают режиссёрские ожидания.

«Бедность не порок» – лучшая, на мой взгляд, из его постановок Островского. Замечательно ясный мир этого спектакля, очень русский по духу, воссоздан, как написан, в жанре святочной комедии. Предвкушение праздника охватывает уже в момент открытия занавеса, когда слышится музыка Г.В.Свиридова, и перед глазами возникает картина русской зимы. Много искрящегося белого снега, фонарь рядом с деревянным домом, льющийся на крыльцо тёплый свет из окошка, роскошный задник, навеянный живописными мотивами Б.М.Кустодиева. Важно, что это не зазывный баннер, выполненный механическим способом, не репродуцированная фотография и не бездушный арт-принт, а именно картина, написанная на холсте «вручную». (Художнику-постановщику Ольге Коршуновой – отдельное «браво»!)
Режиссёр с самого начала погружает нас в атмосферу праздничной театральности. Никакого «тёмного царства» – молодёжь озорует, играет в снежки, забавляется примеркой масок и рядится в костюмы, распевает песни и пускается в пляс. Шуточным игрищам и потехам задают тон чудесные Ирина Жерякова (Анна Ивановна) и Ольга Жевакина (Лиза).
В центре сценического сюжета – любовь бедного приказчика Мити (Григорий Скряпкин) и дочери богатого купца Любови Гордеевны (Любовь Ещенко). Самодур Гордей Торцов (Дмитрий Кознов), не считаясь с чувствами молодых, задумал выдать дочь за столичного фабриканта Африкана Савича (Кирилл Демин). Кончилось бы это плачевно для влюблённых, если бы не брат Гордея – Любим Торцов, промотавший отцовское наследство, не имеющий собственного угла, тихонько попивающий «горькую» и потешающий шутовскими выходками весь Черёмухин. Уж очень вовремя он бросил из толпы гостей реплику: «Брат, отдай Любушку за Митю – он мне угол даст». Когда на премьерном представлении Гордей от этих слов замер в изумлении и впал в ступор, из которого никак не мог выбраться, кто-то из зала подтолкнул его к нужному выбору, выкрикнув: «Ну, отдай же дочку!» На особо удачных спектаклях выкрик, в разных вариациях, повторялся. И всегда под дружный смех зрителей, радующихся, что здравый смысл возобладал. Надменный жених был изгнан, любовь Мити и Любы спасена, а маменька (Татьяна Лебедева) от радости бухнулась в ноги спасителю со словами благодарности: «Любимушка, снял ты с нашей души грех великий…»
Конечно, атмосфера русских Святок сыграла свою роль в счастливом финале, но надо отдать должное и Любиму Карпычу в проникновенном исполнении Александра Коршунова. Когда герой, выступив вперёд к рампе, с хмельной гордостью произносил: «Любим Торцов пьяница, а лучше вас всех!» – зал отвечал согласными аплодисментами. И сочувственно затихал, слыша его взывание к родственным чувствам: «Брат! и моя слеза до неба дойдёт». И радовался тому, что настрадавшийся в метаниях Любим найдёт «угол» в доме молодожёнов и обретёт, наконец, желанный покой души.

народный артист России Александр Викторович Коршунов
народный артист России Александр Викторович Коршунов

Писатель Валентин Распутин высоко оценил эту работу:
«Спектакль, поставленный младшим Коршуновым, дивный, красивый, праздничный, весёлый и обаятельный. В него нельзя не влюбиться, нельзя не подчиниться действию от начала до конца. Это торжество таланта, вкуса и справедливости. И где там Островский, где Малый в режиссуре и игре, где музыка Свиридова, а где плясовая и песенная феерия народных сцен, не понять – всё слилось в какое-то общее величие национального духа».