Автор - Александр Иваненко
По документам архивов Внутренних войск НКВД Украинского округа и Службы Безпеки ОУН . Все события, подразделения и фамилии подлинные.
Жаркий июль победного сорок пятого года. Городок Подгайцы в Тернопольской области. Командир 187 отдельного стрелкового батальона Внутренних войск НКВД Украинского округа капитан Макаров подписывает боевой приказ. Теперь в окрестных селах постоянно будут находиться взводные гарнизоны. Бандеровский террор в разгаре, и необходимо охватить как можно больше населенных пунктов, чтобы укрепить Советскую власть. Подробно расписывается численность гарнизонов, вооружение и задачи. В заключительном абзаце есть и такие слова: "Начальникам гарнизонов исключить всякую возможность аморальных явлений, самовольные отлучки, пьянки и связи со случайными женщинами...."
Комбат знал, что подписывал. На Западной Украине в течение многих месяцев несли службу тысячи парней и мужчин из Внутренних войск. А в городах и селах Галиции и Волыни открыто проживали преимущественно дети, старики, женщины и девушки. Местное молодое мужское население было либо призвано в Красную Армию, либо скрывалось от призыва по лесам, либо ушло добровольцами в эсэсовские части, либо пополнило отряды УПА. Еще один важный "гендерный фактор" - на Западной Украине практически не было русских и белорусских девушек, и очень мало восточных украинок. Это делало массовые знакомства советских военнослужащих с файными дивчинами неизбежным явлением.
Такая романтика стара как вооруженные силы. Но в условиях Западной Украины она стала смертельно опасной для обеих сторон. Поскольку в рядах ОУН состояли тысячи девушек, упивцы мгновенно стали использовать "медовые ловушки". Из мемуаров генерал - лейтенанта Андрея Козлова: "Нужные сведения бандиты пытались получить... у наших солдат и сержантов. Для этого они подсылали к ним своих красивых дочек на вечерках, на танцах в клубе...Воины-чекисты всякий раз оказывались на высоте."
Насчет на высоте - увы, не всегда. Вот перед автором один из протоколов Службы Безпеки "Станиславщина (будущая Ивано - Франковская область УССР - авт.) листопад 1945 р.....Дня 30.10.1945 виддил УПА зробив засидку на бильшовикив в с. Майдан Середний на гостинци, котрим що дня ихало трьох старшин з с. Ломаджина, де квартирував спецвиддил вийск НКВД. Старшини ти издили до дивчат та молодиць у Майдан Середний. Як попередньо, так и того дня старшини ихали тою самою дорогою, на котрий була розставлена засидка. Сильним коротким вогнем знищено всих трьох старшин, а саме: капитан Богатирев Олексий Карпович и двох сержантив"
Замечу, что речь не идет об изнасилованиях. Такие преступления носили единичный характер и безжалостно пресекались Советской властью. Так сержант Авдонин из 205 ОСБ 5 августа 1944 года будучи начальником патруля в г. Котовске Одесской области, организовал коллективную пьянку и после распития 2 литров самогона с двумя подчиненными, совершил изнасилование 45 - летней гражданки. Реакция комбрига была незамедлительной: двое пьяниц получили "всего лишь" 3 месяца штрафной роты, а насильник моментально был отправлен под трибунал. Донесения Безпеки, тщательно фиксирующие любые нарушения закона со стороны "большевикив", также не отмечают подобных преступлений. Отмечаются приставания ("чипались до жинок"), но и они попадались автору буквально в паре случаев.
Зато бандеровская контрразведка, играя на человеческих чувствах, устраивала лютый террор. Вспоминает эсбист Фотий Володимирский: "эти энкаведисты были очень падки на наших девушек. Я помню, как одна девушка привела к себе домой офицера-энкаведиста, а мы там сделали засаду. Взяли его, допросили...потом его ликвидировали. Мы их так часто брали...пленных мы допрашивали, и эти допросы были жестокими"
Ярче всего сущность украинских националистов того времени показывают эпизоды, когда дело касалось самого глубокого - любви, причем любви украинцев и украинок. В книге львовского историка Марии Гавришко "Долаючи тишу. Жіночі історії війни" (Преодолевая тишину. Женские истории войны) упивка Мария Пастух вспоминает: ""Ганні Думі відрізали груди, язик і викололи очі за те, що до неї заходив гарнізонівець (военнослужащий гарнизона - авт. ) Архип. Люди питали підпільників (бандеровцев- авт.), за що її вбили, бо була тиха і спокійна дівчина. Їм відповідали: «На допитах (допросах- авт.) у лісі вона зізналася, що вагітна від Архипа»". т.е. Анну "борцы за Украину" замучили за то, что она была беременна от советского военнослужащего.
Поэтому крестьянин Дужук Михаил из села Ямна Станиславской области, насмотревшись на "борьбу" оуновцев, с приходом Красной Армии в 1944 г, добровольно вступил в истребительный батальон, а в 1946 году стал участковым милиционером. Два года бандеровцы охотились за отважным хлопцем, но 23 - летний Миша был настороже. Службу нес в селе днем, с оружием не расставался, а ночевал в райцентре. Но через своих людей Безпека узнала, что по воскресеньям и праздникам он приходит к своей невесте - Маричке...
12 мая 1946 года боивка СБ вышла на "атентат" (террористическое убийство - авт). Из протокола Безпеки: "Дужук Михаил вертав того дня вид своей нареченой Павлюк Марии. Разом з ним ишов милиционер Климович Иван....Юрко першим стрилив з СКТ кладе неживим Дужука. А Климович Иван, видстрилюючись утикае до району. До лежачого Дужука пидповзае стрилець Юрко, та для певности стриляе 4 раза з пистоля. Вид забитого Дужука забрали ППШ и пистоль (Парабель)."
Конечно ветераны военной службы, могут сказать, что вышеописанные случаи стали следствием нарушения приказов и уставов и будут правы. С другой стороны, смогли бы они так же мудро рассуждать в молодости и хладнокровно контролировать свои чувства? Не пойти на свидание с любимой девушкой, из за опасности? Вопросы без ответа.
Некоторые комментаторы неизбежно начнут вспоминать репрессии НКВД в отношении украинских националисток. Что ж, посмотрим на их фото "у нелюдських умовах ГУЛАГу". Все они размещены на украинских сайтах в открытом доступе. Что же мы видим? А видим мы вот что....
Свадьба Мелании и Ивана Триш. Омская область РСФСР. 1952 год. Бросается в глаза количество молодых крепких хлопцев. Дивчины тоже выглядят неплохо.
Вот свадьба пособников УПА в 1948 году, Прокопьевск, Кемеровская область. И здесь аналогичная ситуация - много молодых мужчин, неубитых Сталиным.
Вот создание очередной ячейки несоветского общества в СССР, Свирск, Иркутская область 1951 год. Фотографии еще больше цепляют, если вспомнить что в деревнях России, Белоруссии и на Восточной Украине в это время здоровых мужчин почти не было.
Ну а здесь на фото еще одна свадьба украинских националистов в ГУЛАГ при товарище Сталине. Замуж выходит Любовь Захарчук (Манько), чьи сестры были активными террористками УПА. 1950 год, Сибирь.
И снова ГУЛАГ и снова весілля. Сталина нет, и лица заметно веселее. Скоро домой. Прокопьевск, Кемеровская область РСФСР. 1955 год.
Возможно в будущем исследователи борьбы с ОУН - УПА будут изучать не только войсковые операции и работу спецслужб, но и "личную" историю той далекой войны. Данная статья является небольшой попыткой приступить к этой неисследованной теме.
P/S - автор благодарит своих меценатов - Дмитрия Владимировича, Ильфата, Алексея Владимировича, Вячеслава Константиновича и других благотворителей, благодаря чьей поддержке выходит цикл.
РP/SS/ Написание таких статей весьма затратно по времени и усилиям, т.к. требуется искать и прорабатывать большое количество доков и фотографий на русском и украинском языке. Еще больше времени требует отбор материала. Поэтому ваша финансовая поддержка читатели будет необходима. Ссылка на пост с вариантами донатных статей вот тут. Также вы можете сами заказывать варианты тем цикла, которые вы хотели бы прочитать. Реквизиты для донатов: 2202 2011 4078 5110."
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Тыжисторик теперь и в телеге: https://t.me/tizhistorik