7 подписчиков

Мультфильм недели: История одного преступления (1962)

Сегодня совершаем прыжок в советские 60-е и смотрим важный для истории отечественной мультипликации мультфильм о безобидной душе, которую шумные соседи довели до самого страшного.

В. В. Мамин у себя дома. Кадр из мультфильма "История одного преступления", реж. Фёдор Хитрук, «Союзмультфильм», 1962.
В. В. Мамин у себя дома. Кадр из мультфильма "История одного преступления", реж. Фёдор Хитрук, «Союзмультфильм», 1962.

История одного преступления

1962, 20 мин., режиссёр Фёдор Хитрук

Примерный гражданин В.В. Мамин, не способный обидеть даже муху, вдруг ранним утром совершает у себя во дворе настоящее преступление: проходится сковородкой по головам двух женщин. Его сразу же задерживают и кажется, что справедливость восторжествовала, но тут возникает закадровый голос, который предлагает нам вернуться на сутки назад и своими глазами увидеть, что же заставило героя пойти на крайние меры, а уже потом выносить приговор.

Работа — режиссёрский дебют Фёдора Хитрука, а широкому зрителю известен скорее его "Винни-Пух" или "Каникулы Бонифация". До этого момента анимация в основном тяготела к реализму. Популярностью пользовалась техника ротоскопирования (у нас она называлась эклер), когда реальных актёров сначала снимали на плёнку, а потом их движения покадрово перерисовывали. С наступлением оттепели стало меняться не только кино, но и мультипликация: ей понадобился другой визуальный язык, иной стиль, и именно этот мультфильм, по признанию многих аниматоров, указал на новые выразительные возможности рисованного кино.

Мамину мешают спать шумные соседи. Кадр из мультфильма "История одного преступления", реж. Фёдор Хитрук, «Союзмультфильм», 1962.
Мамину мешают спать шумные соседи. Кадр из мультфильма "История одного преступления", реж. Фёдор Хитрук, «Союзмультфильм», 1962.

Почему я советую вам его посмотреть?

Во-первых, из-за максимально жизненного сюжета. Каждый из нас хоть раз оказывался в таком "шумном" доме, где с лёгкостью становился участником перепалки соседей, находясь при этом за стеной в собственной комнате, или устраивал в ванной регулярные концерты для тех, кто живёт сверху.

Режиссёр, воспоминая о своей задумке, пишет:

Сюжет не нужно было придумывать — я буквально выстрадал его, попав однажды сам в положение моего будущего героя Василия Васильевича Мамина. В то время я работал дома, а проживали мы в комнатке на втором этаже, с окнами во двор. На этом дворе каждое утро две дворничихи затевали между собой перебранку, вполне достаточную, чтобы свести любого с ума. Вдобавок одна из них выставляла у себя на подоконнике радиолу и запускала на предельную громкость грампластинку с единственной песенкой, из которой я помню только фразу: "Что-то я тебя, корова, толком не пойму..." Никакие просьбы кричать потише или хотя бы сменить пластинку не действовали. Закон был на их стороне: с семи до двадцати трех часов шуметь не запрещалось.
Хитрук Ф. С. Профессия – аниматор: В 2 т. Т. 1. / Ред. и состав. Ю. Михайлин. М.: Гаятри, 2007. С. 158.

Во-вторых, из-за визуальных и звуковых решений. Все ситуации воссозданы в условном пространстве мультфильма, где нет ничего лишнего, но каждая отмеченная деталь здесь настолько характерна, что позволяет зрителю самому дорисовать всё, что осталось за кадром. Комната героя буквально складывается из кровати, тумбочки и будильника, но этого достаточно. При этом анимация переполнена всевозможными звуками (бытовой шум, голоса персонажей, застольные песни), которые заполняют пробелы в изображении и влияют на поведение героя.

На выходе остроумный и забавный мультфильм, но печально, что при тотальной слышимости мы, как и персонажи, так и остались глухими к чувствам друг друга.

Искренне ваша К.

Нравится ли вам такой стиль или вы за реализм с обилием деталей? А какой мультфильм режиссёра ваш любимый?