3 подписчика

Кунг-фу панда. Трагедия Тайлунга.

121 прочитал

Источник: ютюб канал «Культас»

   Вы заметили, что Тай Лунг из первой части «Кунг-фу панды» какой-то странный, особенно под конец фильма? У Тай Лунга как персонажа, есть очень крепкое оформленное ядро. Его можно отнести к числу лучших одноразовых антогонистов из историй о становлении героя вообще. Его представляют на словах с одной стороны, потом дают показать со второй стороны в деле и ближе к концу раскрывают третью. Все они работают друг с другом в тандеме и не противоречат. Dream Works и слои это вообще хорошее сочетание. 

Тай Лунг
Тай Лунг

   Но Тай Лунг интригует по другой причине. Он единственный персонаж во всем фильме, который активно стремится нарушить и поменять статус кво. Доказать отвергнувшему его миру, что их обоих обманули. Злодеи часто бывают проактивными и хотят изменить положение вещей, как правило в плохую сторону. Но проактивность Тай Лунга наоборот, напоминает героическую. 

Он отказывается принимать на веру и слепо следовать словам древней черепахи-маразматика, которая указывает окружающим, как им правильно жить через статус, подкрепленный силой и мнимой мудростью и идет наперекор, подавляющему числом, врагам, вооружившись только собственным мастерством, чтобы получить желаемое. Этот путь характерен, по большей части для западного героического эпоса, особенно в 20 веке и позднее, когда появилась особенная нужда в историях, что героем может стать каждый. 

Тай Лунг
Тай Лунг

И в Тай Лунге кажется странным, что он не проходит свой путь до логического конца. Он получает все необходимые для его персонажа, ступени развития. Размеренно подбирается к кульминации, но в решающий момент не меняет свой взгляд на мир и не понимает, что был не прав. Это подразумевается в его словах и мимике, но по факту он просто резко теряет все, что делало его тем, кто он есть и превращается в кого-то совершенно иного ради того, чтобы По и по совместительству, мир, в котором По живет мог сохранить свой статус кво. Всё, чего Тай Лунг добился годами своего труда и железной выдержки, вся его жизнь, в которой он не знал ничего, кроме боевых искусств и стремление к превосходству, моментально отменяется. Потому, что панда, которой было предначертано победить судьбой, верила в себя больше. И причина, по которой вера По сильнее, чем Тай Лунга – это слова мертвой черепахи, которая решает, кто прав, а кто нет потому, что она придумала правила игры тысячу лет назад. А кто первым встал, того и тапки, наверно.

   В подобных ситуациях, всегда сложно, если вообще возможно, сказать наверняка ,какие темы и идеи создатели хотели в свое произведение вложить, а какие мы там находим сами. Потому, что мультик для детей про панду, должен быть простым и прямолинейным. По большей части, он таким и является. Восточная философия в принципе, достаточно прямолинейная:

«Обрети внутренний мир. Все в этом мире взаимосвязано. Ничего не происходит без причины.»

Эти и многие другие идеи характерны и для западного эпоса, в том числе. А знаете, что для него не характерно? 

Например, для него не характерны подтексты догматизма или деструктивной культуры почета знаменитостей. По и Тай Лунг это не просто самоотверженный герой и эгоистичный злодей, привычные для такого эпоса. Они прямые параллели друг друга. 

   Мир «Кунг фу панды» очевидно стоит на поверхностных стереотипах евро-американцев о базе и «уся» боевиках, где мастера искусств – практически полубоги. Обычно, этот статус только предполагается, он не гласный, но здесь он более чем буквальный. 

Кунг-фу мастера-это звезды. У них есть поклонники, мерч, арена для зрелищных выступлений. Их имена у всех на слуху. В их честь строят храмы. 

Быть великим мастером в этом мире-высший социальный статус. Неудивительно, что вокруг него складывается культ почета. И По, и Тай Лунг – оба сироты. Они выросли с одним и тем же ориентиром. По показывают карикатурным фанатом, мечтающим о славе и мастерстве, частично из уважения, частично из эгоизма. Он хочет быть в числе лучших потому, что во-первых, ему интересна сама эта тема, а во-вторых, все окружающее его общество построено на идее, что мастера кунг-фу не просто лучшие, они-лучшие из лучших. 

   Тай Лунг тоже был выращен на идее о превосходстве кунг-фу, но гораздо агрессивнее. Буквально все, что он знал и умел за всю свою жизнь, это мастерство, совершенство и желание оправдать надежды отца. Оба не видят своей жизни без кунг-фу и обоих можно назвать, в какой-то степени фанатиками, слепо идущими за догматами. 

По из желания стать лучше самого себя, а Тай Лунг из желания превзойти абсолютно всех. 

В кульминационной сцене ,когда Тай Лунг наконец-то заполучает свиток, между ними происходит интересный диалог. По понимает, что их стремления и жизненные идеалы совпадают. Они оба хотели понять секрет высшего мастерства и достичь совершенства. В конечном итоге, По одерживает вверх потому, что его путь оказался правильным. В то время, как путь Тай Лунга оказался неправильным. А кто задает понятия правильности? Кто задает правила игры? 

Угвэй
Угвэй

Это Угвэй. Он ставит правила игры. Причина, по кторой весь мир «Кунг-фу панды» существует по этим странным, около философским догматам и причина, по которой конфликт сюжета, в принципе произошел – это слова живой легенды, которая одновременно участвует в мироздании и в том, как этот мир работает, но в то же время, отказывается принимать в нем участие, когда ей это выгодно. 

Обычно, элементы пророчества и избранного в фэнтезийных мирах, что-то пространственное и плохо определенное. Их сказал или написал не понятно кто, когда и зачем. Классический способ добавить в сюжет веса на пустом месте. Так делают, поскольку неопределенность и пафос концепта пророчества, у большинства людей ассоциируются с непоколебимым авторитетом его автора и еще немного с мистикой. Если мы не знаем, кто он, воображение само дорисует образ некоторого древнего мудреца с даром провидения. К его действиям и решениям не возникает вопросов потому, что мы не видим их в реальном времени. Мы предполагаем, что раз его пророчество до сих пор помнят и воспринимают всерьез, значит есть за что. 

   «Кунг-фу панда» в этом плане уникальна. Нам не говорят на прямую, что Угвэй сам придумал концепт легендарного война дракона. Но из отдельных отрывков информации получается, что так и есть. 

   «Здесь, Угвэй разгадал тайны гармонии и внутренней концентрации. Именно здесь зародилось кунг-фу.»

То, как это предложение построено, напрямую указывает, что Угвэй придумал локальную философию кунг-фу с нуля. Спишем его долголетие на энергию «ци». За все годы своей жизни, а по данным Wiki это тысяча лет, Угвэй воспитал сотни мастеров, которые в свою очередь воспитали еще сотню, организовали различные стили и школы. 

Кунг-фу процветает и носит культовый статус только благодаря ему. Он – родоначальник всего этого дела.

Все это время, никому не удалось достичь статуса великого война дракона, пока сам Угвэй не сказал, что пришло время его выбирать, в аккурат перед собственной смертью, которую он, предположительно, предчувствовал. И оставил ученика разбираться с Тай Лунгом самостоятельно. 

   Подумайте, об этом. Угвэй имеет право последнего слова по любому вопросу. Он решает, кто достоин звания мастера, а кто нет, основываясь на случайностях, которые просто так, вдруг оказываются провидением свыше. 

Конечно, мудрый старец это его архитип, он должен быть прав во всем по закону жанра. Но он заходит дальше привычного архитипа. Он сам написал правила работы мира, по иронии сам привел этот мир к кризису, решить который должен будет не он, а кто-то другой.

   Тай Лунг обыгрывается сценарием, как типичный такой, пафосный злодей, который идёт мстить через горы и через леса. Но если подумать о нем, немножко дольше, то история Тай Лунга – это полноценная трагедия. Все, что Тай Лунг знал с малых лет и до конца жизни, это кунг-фу, изо дня в день, совершенствуясь без остановки. Представьте себе, что вас воспитывают на обещаниях о величии и превосходстве в обществе, где ваше главное умение ценится больше, чего-либо другого. Вы засыпаете и просыпаетесь с мыслями о том, что сегодня продвинитесь и станете совершеннее, чем вчера. Вы терпите боль и всевозможные тяжбы потому, что ваш отец – ваша единственная семья и единственный близкий человек, клянется вам, что они окупятся и вы достигнете своей главной цели в жизни: заработать статус легендарного война дракона. У вас по просту нет никакой другой цели. 

Наступает момент истины и вы получаете отказ по причине, которую не понимаете. Не из-за того, что вам не хватило мастерства или выдержки. А из-за того, что другой мастер, который сам написал у себя в голове правила, никому их толком не объяснив, так сказал. Даже ваш отец не может сказать ничего, кроме как пространственной тьмы в вашей душе, определение которой придумал опять же Угвэй. Отец встает на его сторону потому, что он прав по определению. Разумеется ваша железная выдержка сорвется и вы сойдете с ума. Вся ваша жизнь, только что рухнула без предупреждения по прихоти старика, которому никто не смеет перечить. 

   Особенной иронии добавляет то, что что хотя в теории, великим война делает не мастерство, а вера в себя, победу в конце ему приносит именно мастерство. Но это же в принципе, можно объяснить симбиозом, что и то, и другое должно быть на пике. Да? Но, только нет, нельзя.

Потому, что, и к этому специфически привлекается внимание внутри фильма, у По, которого Угвэй по своей прихоти назначил войном дракона, потому, что у него такая судьба, у него этого пика мастерства по просту нет. На то, чему другие его коллеги стремятся годами упорного кровавого труда, он достигает этого за пару дней. 

   Интересно, как сложилась жизнь двух персонажей, если бы их поменяли местами. Одна из основных тем фильма в том, что врожденные особенности внешности или тела определяют отношение к тебе социума. Что даже если ты обычная жирная панда, ты все еще можешь добиться не характерных для панды высот. 

Что, если бы Тай Лунг рос в семье лапшичного повара? Нашел бы Угвэй тьму в его сердце тогда? Были бы у него такие же амбиции? Хотел бы он связать свою жизнь с кунг-фу вообще? Если ответ – нет, значит ли это, что Угвэй и Шифу сами виноваты в тьме в его сердце. Шифу подходит к этой мысли в схватке, но не идет с ней до конца. Он винит только себя одного, а не мудреца, который все это время молчал. 

   Будь на месте Тай Лунга, По оказался бы он таким же амбициозным? Выглядел бы совершенно по другому и имел бы другие повадки? Возможно, да, если учитывать, что воспитание определяет мышление. Но ключевая мораль фильма в том, что даже если ты не подходишь под необходимые параметры для своей мечты от рождения, ты всё еще можешь победить.

   Это все цветочки потому, что потом у нас есть кульминационная сцена схватки добра со злом. в ходе нее нам ясно дают понять, насколько По повезло. Здесь трагедия Тай Лунга решительно превращается в фарс. С самой первой сцены, его описывали как без остановочную машину смерти, у которой за 20 лет в обездвиженном состоянии мышцы не только не атрофировались, но даже умений не растеряли. Он практически без усилий расправляется с охраной, побеждает пятерку лучших мастеров и собственного учителя.

И вот, он встречается лицом к лицу с По – настоящим признанным войном дракона, который логично, в глазах Тай Лунга является ничтожеством. Фильм дважды нарошно, привлекает внимание, что По ни за что не успеет превзойти мастерство Тай Лунга с нуля за пару дней. Но тем не менее классический спортивный монтаж поставлен так, будто один раз сбив Шифу с ног, он уже готов стоять на равных с любым мастером. У По нет мастерства, но есть вера в себя и в свою особенность, которая насколько нам известно, по сути плацеба, а не какая –то мистическая сила. У Тайлунга есть отточенное мастерство и вера в свои силы, переходящая в самоуверенность. И в жизни, и по правилам банальной логики, такая конфрантация должна заканчиваться весьма предсказуемо. Но мы же хотим, чтобы наш герой победил и победила его жизненная позиция. «Как нам это сделать» - думает сценарист. 

«Да очень просто. Давайте мы сделаем сторону, с очевидным преимуществом, полностью некомпетентной, как по волшебству.»

   Очень странно то, что происходит с персонажем Тай Лунга. Он абсолютно без причины теряет свое мастерство и из угрозы превращается в клоуна. Понятно, что правдоподобно поставить схватку между настолько разными по уровням силами не просто, но есть ведь и альтернативные способы, помимо жульничества. Такие как переведение конфликта на уровень переговоров, например. 

   Тай Лунг оказывается не способен справится с жирной тушей, которая медленнее и слабее его. Он подставляется под случайное дерево, под броски, под ходули. И все это, по сути, для одной длинной шутки, которая заканчивается на фарсировании морали про веру в себя. 

Здесь проходит основная идеологическая ирония фильма. Посыл о вере, о том, что секретного ингредиента нет и сила все это время находилась внутри, методично продвигается сюжетом и Угвэем лично. Но вот в чем загвоздка. 

Если мы исходим из того, что для истинного мастера действительно, необходимо иметь и умение боевыми искусствами и веру. Что они должны находиться в паритете, то развязка идет этому предположению наперекор. 

По имеет минимальное мастерство, которого хватает, чтобы прыгать, бегать и играть в наперстки и делать волшебный захват, для которого нереально найти окно, его вера в итоге побеждает. Не потому, что она сделала его сильнее по факту, а потому, что сделала его оппонента бесполезным, каким то волшебным образом. 

   И какой вывод нужно сделать из всего увиденного в фильме? То, что ты можешь верить в свои силы, можешь бороться за какой-то идеал, но быть обреченным на провал с самого начала и даже не знать об этом? А правым, в итоге, истинным войном дракона, окажется какой-то рандомный прохожий, о котором ты даже не знал потому, что карта так легла. Он поверил в себя больше, чем ты.

   Тай Лунга сделали злодеем искусственно. Он пытается заполучить силу из своих эгоистичных побуждений. Но какой у него был выбор? 

   «Кунг-фу панда» - это простая классическая история о становлении героя с нуля. О том, что особенным может оказаться кто угодно. Что исходные данные, твоя внешность и происхождение не решают, кем ты в итоге станешь. Нужно только быть готовым работать над собой.

   И как же иронично, что согласно той же самой морали, для некоторых работы над собой не будет достаточно. Сколько бы усилий ты не прикладывал, в твоем сердце могут найти тьму за то, что ты следовал единственной цели. Тебя могут назвать злодеем за то, что ты отказался принимать догму беспрекословно, попытался самостоятельно взять то, что принадлежит тебе. Так можешь ли ты сам решать, что принадлежит тебе, а что нет? Угвэй может. Почему не может кто—то другой?