Найти тему

Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение


Все мы знаем Казимира Севериновича Малевича как автора знаменитого "Чёрного квадрата". А что о нем мы знаем ещё? В чем загадка творчества Малевича? Почему о нем и сейчас говорят?
Очень часто мы слышим высокомерную. уже изъезженную фразу «Что в нем особенного (в квадрате)? Так любой может…» или что-то подобное. Конечно, может. После Малевича знаете, сколько их нарисовали? Только вам знакомы имена этих художников? В том –то и фишка! Однако, Казимир Малевич – это не только квадрат.

Квадраты Малевича
Квадраты Малевича

Этот художник нарисовал много фигур, и не только черных. Рассматривая картины, задаешься вопросом «Зачем он это нарисовал?». Если прочитать об этом у самого Малевича, то запутаешься в терминах и длинных философских рассуждениях. Для широкого круга читателей воспользуюсь коротким предложением: «Это был протест». Малевич предпринял попытку создать нечто новое, отличное от известного и общепринятого. Он шокировал публику новым взглядом на искусство, исключительно новым подходом. И он стал первым в этом направлении.

Малевич стал создателем нового направления в искусстве, которое получило название «супрематизм», что переводится как «самый высокий». Для Малевича важным в живописи был цвет, именно его он называл высоким в живописи. Живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше.
Он говорил: «Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».
Создавать, а не повторять. Художник отличается от ремесленника созданием нового произведения искусства, невиданного ранее. Ремесленник «штампует» товар, то есть делает множество клонов. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» или «копия» природы. В тот период уже широко применялась фотография, которая легко могла создать множество копий. Изображение существующего есть повторение.
Каземир Северинович использовал термин «беспредметность». Художник считал, что картина будет настоящая только в том случае, если на ней будет беспредметность. Смысл картин Малевича в изображении того, чего никогда не было.

Супрематизм.
Супрематизм.

Хочу сказать, что Малевич писал и другие картины, к супрематизму он пришел позднее. Вопреки мещанскому мнению этот художник прекрасно владел техникой академического рисунка. Он тоже писал и портреты, и пейзажи.

К. Малевич "Река в лесу"
К. Малевич "Река в лесу"

Художнику хотелось искать свой путь в искусстве.
Если приглядеться к его картине «Лесоруб», то можно уловить так называемый эффект движения. За счет чего он создается? За счет плавных переходов цвета на геометрических фигурах, при помощи которых художник создает людей.

К.Малевич "Лесоруб"
К.Малевич "Лесоруб"

Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов.
По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

К. Малевич. Орнамент на ткани.
К. Малевич. Орнамент на ткани.

Кстати, на создание новых орнаментов тканей Малевича вдохновляло народное творчество. Это поразительно!
У меня когда-то дома стоял флакон одеколона «Северный», каково же было мое удивление и восхищение, когда я узнала, что автором этого флакона был знаменитый Малевич!

Флакон одеколона "Север"
Флакон одеколона "Север"

По сей день нигде в мире нет ни одного музея Малевича, но есть несколько памятников его произведениям.

Каземир Малевич
Каземир Малевич

Если понравилась статья, поставьте пальчик вверх!