Найти тему
Литературный бубнёж

Безмолвствует ли народ? "Борис Годунов" А.С.Пушкина

И в продолжение театральной темы. 19 ноября 1825 года. Несмотря на то, что литература давно оккупирована многочисленными поэтами-романтиками, на сцене ещё вовсю господствует классицизм. Зрители смотрят "Димитрия Самозванца" А.П.Сумарокова - образцовую классицистическую трагедию. А в Михайловском молодой, но уже известный поэт А.С.Пушкин заканчивает свою первую пьесу "Борис Годунов".

Это сравнение неслучайно. Два ведущих автора разных эпох обращаются практически к одному и тому же историческому периоду, только один из них создаёт эталонную трагедию эпохи классицизма о борьбе долга и страстей, а второй - первую реалистическую пьесу русской литературы.

"Борис Годунов" ещё долго будет мало кому известен: первая публикация состоится только спустя несколько лет (и то в сокращённом варианте), а постановки трагедия будет ждать ещё несколько десятилетий.

Чем же “Борис Годунов” отличался от других современных пьес? В первую очередь здесь отсутствуют традиционные единства места, времени и действия. События разворачиваются на протяжении нескольких лет (вместо положенных суток), действие постоянно переносится не только между городами, но даже и за границу. Если брать очень широко, то здесь возможно разыскать разве что единство действия - борьба за власть времён правления Бориса Годунова.

Сам заглавный герой, вопреки всем традициям, появляется всего в 6 из 23 сцен. Это не пьеса одного характера, но исторический срез политической жизни страны начального периода Смуты.

Кстати, именно на сцены, а не на положенные 5 действий, разбита наша пьеса. Вместо завязки, кульминации, развязки и т.д. - череда из 23 сцен, которые скорее представляют собой драматическую хронику, чем правильную трагедию. По разнообразию персонажей, мест и событий произведение ближе к авантюрному роману (особенно если присмотреться к Лжедмитрию).

И, наконец, язык. Классицистическая трагедия не допускала смешение разностилевых слов, должна была быть написана исключительно в стихах. В "Борисе Годунове" пятистопный белый ямб чередуется с прозой. Высокая лексика в речи Пимена (но всё же не перегруженная архаизмами), и тут же низкие просторечные обороты. Единство стиля нарушено совершенно.

Главные герои, а здесь их как минимум два, лишены классицистической плоскости. Это больше не воплощение одной определённой страсти (для отрицательных персонажей) или добродетели (для положительных). Их характеры не могут быть исчерпаны одним определением. 

Откуда у Пушкина вообще такой интерес к русской истории? "Борис Годунов" - это только начало. за ним последует многолетняя работа над "Историей Пугачёвского бунта". 

Такой интерес был всеобщей тенденцией тех лет, во многом связанной с популярностью карамзинской “Истории государства Российского". Это было важное для культуры событие: впервые выход очередного тома (!) научного труда по истории ожидали как выход нового романа.

Посвятив “Бориса Годунова” памяти Карамзина, Пушкин в качестве исторической основы берёт карамзинскую версию об убийстве Годуновым Димитрия. Современные историки не могут прийти к единому мнению по этому вопросу и рассматривают это только как один из вариантов.

Но сила литературы в формировании исторического мифа огромна: вслед за Пушкиным эту же версию, как действительно художественно более выгодную, использует А.К.Толстой в своей драматической трилогии - и вот мы все помним Бориса Годунова в первую очередь как убийцу.

Пушкинский Борис Годунов - преступник, захвативший трон с помощью убийства ребёнка. Но при этом он не тиран, старается принести пользу стране, но из-за кровавого начала царствования его планы терпят неудачу. Он заботится о воспитании наследника на замену себе: тот уже будет "природным" царём, проклятие на него не распространяется. Но и эта задумка ему не удаётся. С небольшими оговорками можно сказать, что Пушкин задолго до Ивана Карамазова задаётся вопросом: возможен ли рай (земной в данном случае), построенный на убийстве ребёнка.

Григорий Отрепьев - характер авантюрный. Это также персонаж отрицательный. Главный аргумент здесь: он приводит иностранные войска в свою страну и надеется с их помощью получить власть. Тяга к власти в нём чисто авантюрная. Он с жадностью слушает рассказы Пимена о прошлом, его увлекает идея стать частью истории. При этом уже Польше он готов бросить всё ради увлечения Мариной Мнишек. Этот образ очень далёк от стереотипного тирана Сумарокова. Подобный азарт мы позже встретим в “Капитанской дочке”, где Пугачёв говорит: “А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?”.

Благодаря новому подходу как к форме, так и к раскрытию многоплановых характеров, “Бориса Годунова” (наряду с “Горем от ума”) принято считать отправной точкой русского реализма.

Но всё-таки мы ещё не вспомнили о самом главном персонаже пьесы - “мысли народной” (хотя на самом деле это слова Л.Н.Толстого о “Войне и мире”). 

После войны 1812 года тема роли народа в истории была очень актуальна.

Не будем забывать о времени написания - 1825 год. Буквально месяцем позже многие друзья Пушкина будут арестованы за участие в декабристском восстании. Главную причину провала позже он будет видеть в том, что мятежников не поддержал народ. 

Заглавный персонаж появляется всего в 6 сценах. Немногим больше внимания уделяется Отрепьеву. А вот собирательный образ народа присутствует в тексте неизменно: это и многочисленные эпизодические персонажи, и постоянные обсуждения вопроса “как бы нам склонить людей на свою сторону”. Какой бы глупой, ведомой не показана была толпа во второй сцене трагедии, бояре с ней считаются, её боятся, на её волю (пусть и для вида) постоянно ссылаются. Народ в пьесе начинает оформляться в качестве влиятельной политической силы.

Завершается этот процесс всем известными словами “народ безмолвствует”. Иногда их трактуют как знак покорности: промолчали и разошлись, правь кто хочет. Но, как по мне, это совершенно не вяжется с логикой сцены.

Толпа изначально активна: они только что привели к власти законного царя. Мы видим выкрики самые разные, от жестоких до примирительных. Народ совсем не безмолвствует. Но затем наступает суматоха, в которой стрельцы учиняют явную расправу над семьёй Годуновых, объяснив это “сами себя отравили”. И вот тогда в хаосе наступает резкая тишина.

Народ в ужасе молчит

Думаю, в театре этот момент должен производить сильное впечатление. Толпа понимает, что привела к власти таких же детоубийц.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует.

Особенность драмы - раскрытие характеров через действие. И здесь это именно так. Безмолвствие - это действие, молчаливый бунт против преступления. Они больше не прославляют царя по команде, как это было в начале пьесы. Пушкин одной этой ремаркой указывает на будущее Лжедмитрия и открывает тему народного бунта, продолженную в "Капитанской дочке".

В качестве послесловия хочу отметить несколько известных цитат, источником которых стала трагедия: «не мудрствуя лукаво», «речь не мальчика, но мужа», «И мальчики кровавые в глазах», «Тяжела ты, шапка Мономаха!». А ещё, в письме по поводу окончания “Бориса Годунова” Пушкин пишет легендарное: “Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!”.