Черноморский флот — один из старейших военно-морских флотов России. Участник ряда русско-турецких, наполеоновских, Крымской, Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войны и последующих событий.
Но, давным, давно, по условиям, добавим, по невыгодным условия Парижского мирного договора 1856 года был расформирован. Причина проигранная Крымская компания.
Корабли были затоплены, на Черном море России было запрещено иметь полноценный боевой флот и военно-морские укрепления.
Но нашелся хитрец, вице-адмирал Попов,который решил для защиты Севастополя создать броненосцы береговой обороны.
Были они не ахти какие корабли, но дать залп на поражении, при случаи все – таки были способны.
«Превосходящие калибром артиллерии и толщиной брони любые иностранные броненосцы, и при этом имеющие осадку не более 14 футов. Всем этим условиям удовлетворяло только предложение А. А. Попова о строительстве круглых в плане батарей, что позволяло уместить 11-дюймовые орудия и мощное бронирование в 2700-тонный корабль длиной (диаметром) менее 31 метра при осадке 3,76 метра». Источник информации: https://interesnoe.me/source-29468395/post-69276.
Острая на язык народная молвы окрестила «Новгород» и «Киев» (позже — «Вице-адмирал Попов») - «Поповками».
А знаменитый Некрасов дал им еще более сатирическую оценку, говоря о «поповках», как о символе современной ему России.
«Здравствуй, умная головка,
Ты давно ль из чуждых стран?
Кстати, что твоя «поповка»,
Поплыла ли в океан?
Где-то как-то всем неловко,
Как-то что-то есть грешок…
Мы кружимся, как «поповка»,
А впёред ни на вершок».
Источник информации: https://poesy.mirtesen.ru/blog/43633274784/Zdravstvuy-umnaya-golovka-Nik-Nekrasov.
Вследствие конструктивных особенностей, винто-рулевых механизмов «поповки» плохо держались на курсе, страдали от захлёстывания волнами, но штиль переносили удовлетворительно, при полной ничтожности скорости хода.
Хотя, надо заметить, в Русско-турецкую войну 1877—1878, произведя демонстрацию на рейде Одессы без единого выстрела, совершили выход к устью Дуная для обеспечения перехода судов Дунайского отряда в 1877 году.
В 1892 году эти суда были причислены к броненосцам береговой обороны, а в 1903 году были сданы в металлолом.