Притча о злых виноградарях

Клеймо Иконы «Распятие с Евангельскими сценами». Притча о злых виноградарях.
Клеймо Иконы «Распятие с Евангельскими сценами». Притча о злых виноградарях.

9 февраля - Притча о злых виноградарях

Седмица 35-я по Пятидесятнице

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Мк. 12: 1-12

В сегодняшнем дневном чтении из Евангелия от Марка звучит притча о злых виноградарях. Фигура возлюбленного сына оказывается в притче центральной. Она как бы оттесняет на второй план фигуру хозяина, который так и остается за кадром на протяжении всей притчи. Он принимает все решения, он направляет к бунтарям одно посольство за другим, он выносит им конечный приговор, но он так и не появляется на сцене. Вместо себя он посылает сына, и в этом, конечно же, нельзя не увидеть прямого отражения того, что Иисус многократно говорил иудеям о Своем Отце: Отец послал Сына в мир (Ин. 5:36–37); Сын действует от имени Отца (Ин. 5:17–19); Сын исполняет не Свою волю, но волю Отца (Ин. 6:38).

Центральное значение фигуры сына подчеркивается использованием образа камня, который «отвергли строители», но который «сделался главою угла». Этот образ, заимствованный из Псалтири (Пс. 117:22), указывает на камень, который кладется в основание дома. Апостол Петр говорит об Иисусе Христе как о краеугольном камне веры (1 Пет. 2:6–8).

Ранее, в Кесарии Филипповой, Иисус использовал образ камня применительно к Петру (Мф. 16:18). В притче о злых виноградарях Он использует этот образ применительно к Самому Себе, указывая на центральное значение Своего пришествия в мир для истории не столько Израиля, сколько «народа, приносящего плоды» — спасенного человечества, объединенного в Церковь как Новый Израиль. Так притча постепенно выводит слушателя далеко за пределы темы взаимоотношений между Богом и конкретным народом, приобретая всечеловеческий масштаб.

Как и многие другие поучения и притчи Иисуса, притча о злых виноградарях завершается тем, что люди оказываются разделенными на две группы: уверовавших и не уверовавших, покаявшихся и не покаявшихся, овец и козлов, спасенных и обреченных на мучения. Окончательное разделение должно произойти на Страшном суде, но начиналось оно уже на земле, где одни откликались на проповедь Иисуса и Его чудеса, а других Его слова и действия только все больше и больше раздражали. Эту смешанную реакцию мы наблюдаем и когда рассматриваем чудеса Иисуса, и когда обсуждаем Его поучения и притчи.

Икона«Распятие, с евангельскими сценами»
Музеи Московского Кремля. Из Успенского собора Московского Кремля
Самое подробное повествование о последней неделе жизни Христа представлено на двух уникальных иконах с изображением евангельских сцен из Успенского собора Московского Кремля — «Распятие» и «Сошествие во ад», написанных в эпоху Ивана Грозного. Они — часть грандиозного замысла того времени по созданию новых иконографических программ, куда входили житийные иконы новопрославленных русских святых, сказания о чудотворных богородичных образах, а также иконы со сложной богословской тематикой. Подробное, местами фактически построчное иллюстрирование Евангелия при изображении страстных сюжетов связано с тем, что в православной традиции принято прочитывать все четыре Евангелия на богослужениях Страстной недели.

В клеймах иконы «Распятие» переданы события от Входа Господня в Иерусалим до Тайной

вечери. Литературными источниками иконографии образа послужили три так называемых синоптических Евангелия — от Матфея, Марка и Луки (текст Евангелия от Иоанна проиллюстрирован лишь в трех сюжетах). Иконописец, стараясь не упустить ни одной детали из последних дней Спасителя, последовательно изображает сюжеты всех рассказанных им притч, сцены обличения иудеев и последних наставлений ученикам. Полное использование евангельских текстов позволило исчерпывающе раскрыть смысл происходящих событий и найти им зримый эквивалент в иконописных образах.
Икона«Распятие, с евангельскими сценами» Музеи Московского Кремля. Из Успенского собора Московского Кремля Самое подробное повествование о последней неделе жизни Христа представлено на двух уникальных иконах с изображением евангельских сцен из Успенского собора Московского Кремля — «Распятие» и «Сошествие во ад», написанных в эпоху Ивана Грозного. Они — часть грандиозного замысла того времени по созданию новых иконографических программ, куда входили житийные иконы новопрославленных русских святых, сказания о чудотворных богородичных образах, а также иконы со сложной богословской тематикой. Подробное, местами фактически построчное иллюстрирование Евангелия при изображении страстных сюжетов связано с тем, что в православной традиции принято прочитывать все четыре Евангелия на богослужениях Страстной недели. В клеймах иконы «Распятие» переданы события от Входа Господня в Иерусалим до Тайной вечери. Литературными источниками иконографии образа послужили три так называемых синоптических Евангелия — от Матфея, Марка и Луки (текст Евангелия от Иоанна проиллюстрирован лишь в трех сюжетах). Иконописец, стараясь не упустить ни одной детали из последних дней Спасителя, последовательно изображает сюжеты всех рассказанных им притч, сцены обличения иудеев и последних наставлений ученикам. Полное использование евангельских текстов позволило исчерпывающе раскрыть смысл происходящих событий и найти им зримый эквивалент в иконописных образах.